ALLEGRO, VIVO, PRESTO
Развитие организма ребёнка, а так же всех качеств, присущих этому развитию происходит неравномерно. Оно обусловлено взаимодействием с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.
В хоккее,по существу это означает, необходимость процесса оптимизации методов обучения, для соответствующего возраста и уровня развития юных спортсменов.
В спорте, как и в других аспектах развития, есть этапы. Пытаться ребёнка учить «азбуке» вручив ему роман Толстого «Война и Мир», можно, но будет ли это иметь практический смысл? Примерно так можно поставить вопрос и в отношении хоккея.
Концепция «сенситивных периодов обучения» никому не кажется неожиданной или сугубо продвинутой, но, тем не менее, идея, некогда выдвинутая Американской Моделью Развития Хоккея, сегодня имеет широкий резонанс.
Послушаем Скотта Палуха, регионального менеджера Американской Модели Развития Хоккея с 2009 года, который акцентирует наше внимание на двух периодах максимизации развития скоростных качеств, и сегодня мы поговорим о первом.
Первый сенситивный период развития скоростных качеств приходится на возраст 6-9 лет, как для мальчиков, так и для девочек. Это время в развитии ребенка, когда он особенно восприимчив к разностороннему развитию скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий).
«Фактор скорости – специализация хоккея, который играет в нём существенную роль. В хоккее очень важна разнонаправленная скорость. Способность к резкой смене направления без потери быстроты движения – огромное преимущество – отмечает Палух. Умение фокусироваться на способности ускориться, добавить в движении – роднит хоккей со спринтом» – добавляет Скотт.
«Физиологические параметры данной возрастной группы не подразумевают долговременные всплески активности. Дети в этом возрасте значительно улучшают свои показатели при правильном тренировочном воздействии, но они не готовы к продолжительным нагрузкам. Вместе с тем, данная работа положительно сказывается и на сопутствующих качествах, таких как ловкость, координация, чувство равновесия, а короткие отрезки работы благотворно влияют на концентрацию» - говорит Скотт Палух.
Как это выглядит на практике? В первую очередь весь комплекс подготовки проходит на ограниченном пространстве. Это могут быть выделенные зоны или станции на льду и в зале. Скоростная работа лучше всего достигается в упражнениях, которые сочетают в себе элементы веселья и соревнования.
Данная возрастная группа по уровню когнитивного развития, может быть отнесена к подпериоду конкретных операций, то есть, их скоростная подготовка может является элементом целостной системы возможных действий обусловленных игрой. Такие игры должны носить ярко выраженную цель и иметь ощутимый результат – это так называемые «гоночные игры». Они должны проходить в максимальном темпе, отсюда и требование ограниченного пространства.
«Всё, что должно заботить ребёнка в этот момент – достижение цели. Ребёнок всегда работает на пике скорости. Если мы играем в «полицейские и воры», и мне при этом 8 лет, я не думаю ни о чём, кроме как о том, что тот, кто гонится за мной, не должен меня догнать. А значит я буду автоматически работать на пике своей скорости. И это то, что нам надо. Точно так же, гонясь за брошенным мячом, я не думаю о том, каким образом я до него доберусь, я только думаю о том, что мне нужно завладеть им быстрее тебя. «Гоночные игры» - прекрасный способ заставить юных спортсменов двигаться максимально быстро. Они не провоцируют усталость, потому, что им сопутствует веселье, гвалт и смех»» - уверен Скотт Палух.