СМОТРЕТЬ НЕ ОЗНАЧАЕТ ВИДЕТЬ
Хотелось бы немного поговорить о проблеме, которая часто обсуждается как тренерами команд, так и родителями игроков. Её, можно охарактеризовать одной фразой - претензией, которая зачастую невольно срывается с языка - "ну что ты за игрок такой, не принять, ни отдать".
Почему в одной команде, при одинаковом количестве часов тренировочной практики, возникает ситуация, когда один ребёнок способен сильно и точно вложить шайбу в крюк партнёра, а второй, раз за разом пасует то в недодачу, то в ноги, а то и вовсе на клюшку соперника?
Ответ лежит в области визуальных навыков. Аппарат зрения человека - сложнейшая "штуковина". Настоящий живой компьютер, который как и его "железный" коллега, способен на всевозможные "чудеса".
Для успешного освоения навыков хоккея, мы выделим несколько важнейших свойств зрения, без развития которых, игрок и удостаивается столь нелестной характеристики. К этим свойствам мы отнесём остроту зрения, глубинное восприятие (пространственное зрение), контрастную чувствительность и завязанную на них скорость реакции.
Есть множество видов спорта, в которых данные качества, по крайней мере некоторые из них, играют в успехе спортсмена едва заметную роль. Например пространственное зрение, крайне необходимое в хоккее, не играет сколь либо важной роли в стрельбе из лука. Плоскость мишени не имеет рельефной нагрузки и спортсмену не приходится прикладывать усилий формируя глубинное восприятие объекта и он довольствуется остротой своего зрения.
Однако всё, что связано с реакцией на движущийся объект, задействует и остроту зрения, и его глубинное восприятие и контрастную чувствительность.
Университет Эмори, на протяжении нескольких десятков лет вёл исследования влияния свойств зрения в спорте и пришёл к ряду интересных выводов. Приведу на мой взгляд самые любопытные. Контрастная чувствительность, это врождённая особенность, но она, тем не менее, поддаётся корректировке, лучшим способом которой являются, внимание... видеоигры в стиле "экшн". Пространственное зрение, при его нормальной остроте , не играет особой роли при низкой скорости движения объекта, но стоит объекту набрать скорость, как глубинное восприятие, становится важнейшим фактором реакции на него. Учёные установили, что дети с неразвитым глубинным восприятием к десяти годам теряют всякий интерес к таким играм как хоккей, по причине того, что исчезает точность в их действиях при приёме-передачи шайбы, бросках по воротам сходу или с лёта. Любой перехват летящего или скользящего объекта становится для них проблемой.
Мы уже сравнили визуальные навыки спортсмена с компьютером, но более правильным было бы сравнить их с его операционной системой, в которую ещё не загружены "спортивные программы" - развитие данных природой навыков и их адаптация к игре. В процессе загрузки таких "программ", тренер оценивает, чей "компьютер" будет работать без "глюков", а чей попросту "не будет тянуть игру".
К слову, учёные из университета Гейдельберга, в 1978 году отобрали группу перспективных ребят-теннисистов в возрасте от 8 до 12 лет. Все они прошли тестирование под руководством профессора Шнайдера, который выделил 106 человек, 98 из которых стали профессиональными игроками, регулярно попадая в "топ-100 лучших игроков мира", а некоторые из них не раз "заглядывали" и в заветную "топ-десятку"
Профессор Шнайдер вывел и ещё одну истину. Каким бы качеством не обладали визуальные навыки спортсмена, техническое оснащение, в виде "навыков игры", - то самое "программное обеспечение", без которого ваши физические возможности - лишь "операционная система". Поэтому взаимосвязь природных качеств, их развитие и улучшение за счёт усиления атлетических возможностей и технической оснащённости спортсмена - та самая интеграция, способная привести к желаемому результату.