УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ХОККЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Оптимизация подготовки квалифицированных хоккеистов связана с вопросами управления тренировочным процессом. Одна из важнейших предпосылок эффективного управления — создание унифицированной системы учета тренировочных и соревновательных нагрузок. Первым шагом на этом пути могут стать систематизация упражнений, применяемых в качестве тренировочных средств, классификация типичных тренировочных заданий.
Схема выполнения ТЗ по технической подготовке
Обобщение личного опыта, а также опыта отдельных тренеров, анализа литературных источников, данных учета тренировочной нагрузки команд мастеров позволило отработать методику составления и использования наиболее эффективных ТЗ с целью их последующей каталогизации.
На первом, наиболее общем этапе работы ТЗ отбирались по признаку их преимущественной направленности на решение тех или иных задач физической (Ф), технической (Тх) и тактической (Т) подготовки хоккеистов. В дальнейшем ТЗ каждой группы классифицировались по признаку их воздействия на развитие основных физических качеств, формирование различных компонентов технического и тактического мастерства и кодировались *.
Кодирование ТЗ осуществлялось с помощью шифра, предложенного П. Ф. Барановым (1974):
ВО — выносливость общая;
ВС — выносливость скоростная,
СВ — силовая выносливость;
ССВ — скоростно-силовая выносливость;
СА — сила «абсолютная»;
Б — быстрота;
* Методика составления и использования ТЗ описывается на примере группы ТЗ, направленных на решение задач физической подготовки.
Для более точного определения направленности ТЗ и величины нагрузки кроме содержательного анализа физических упражнений использовалась оценка их «физиологической стоимости» по частоте сердечных сокращений (ЧСС), достигаемой в конце выполнения каждого упражнения и интервала отдыха после него (при повторном выполнении). Распределение упражнений по зонам интенсивности — до 130, 150, 165, 180 и свыше 180 уд/мин (Н. И. Волков, 1966, 1969) — способствовало уточнению их направленности на совершенствование тех или иных компонентов энергообеспечения. В то же время полученные значения ЧСС позволяли оценить упражнения (ТЗ) по степени их воздействия на организм спортсменов, т. е. по нагрузке. С этой целью использовалась градация интенсивности нагрузок по 10-баллыгой системе (П. Ф. Баранов, 1974), где определенные значения ЧСС оценивались в условных баллах следующим образом: 110 уд/мин — 1 балл; 120 уд/мин — 2 балла и т. д. до 200 уд/мин — 10 баллов. В дальнейшем интенсивность нагрузки ТЗ рассматривалась как малая
(м), если она находилась в пределах 1 — 3 баллов, средняя (С) — 4 — 6 баллов, большая (Б) — 6 — 8 баллов и максимальная (М) — 9 — 10 баллов.
После того как ТЗ были оценены по направленности и величине нагрузки, разрабатывались подробные карты их описания (формы 1, 2). В карту ТЗ в левом верхнем углу записываются шифр и порядковый номер ТЗ, а с правой стороны — основные внешние и внутренние параметры нагрузки. Детальное описание параметров в случае необходимости приводится в нижней части карты ТЗ под рубрикой «Примечание». В средней части карты ТЗ приводится в схематическом виде порядок выполнения тренировочного задания. Составленные таким образом карты ТЗ каталогизируются и используются в дальнейшем при разработке планов отдельных тренировочных занятий, оперативных планов на месяц и на более длительный период времени.
Такой способ планирования тренировочного процесса значительно .снижает повседневные затраты времени тренера на выполнение технической работы (конспектирование занятия) и расширяет его возможности для творческого осмысления путей и способов решения педагогических задач тренировочного процесса.
ТЗ, направленное на повышение скоростно-силовои выносливости.
Эстафета — соревнование пятерок.
Ускорение спиной вперед (10 м) — но (40 м) — прыжки через барьеры (10 штук в 1 м друг от друга) — ускорение (20 м) — в конце дистанции приседания со штангой (35 кг x 10 раз) — возврат ускоренно (40 м)
Примечание.
Время работы — 30 с x 2 - 1 мин.
Время отдыха - 30 с x 4 x 2 повторения - 4 мин.
Общее время задания — 1 мин + 4 мин - 5 мин.
Объем работы — ускоренно (30 + 40 м) х 2 повторения - 140 м. 10 прыжков x 2 - 20 прыжков, 10 приседаний (35 кг) x 2 = 700кг.
Стартуют одновременно по одному игроку от 4 — 5 пятерок. Количество повторений на усмотрение тренера.
Игроки стартуют через 5 с (без шайб). В зоне нападения игрок получает одну за другой две передачи и выполняет броски, при возврате после торможения — объезд стоек с поворотом на 180° (без шайбы) и т. д. В завершении задания получает пас и пытается обвести вратаря. Задание выполняется поточным методом. Данное ТЗ рассчитано на 25 человек. Время отдыха зависит от количественного состава группы.
Разработка планов указанным способом осуществляется следующим образом:
- Вычерчивается схема оперативного плана на месяц (15 дней + 16 дней) (форма 3).
- В соответствии с намеченными задачами подбираются ТЗ в каждое тренировочное занятие по дням месяца. Учитывая, что в одном дне, как правило, планируется несколько занятий, начинать планирование следует с основного *. Содержание каждого отдельного занятия (утреннего, дневного, вечернего) записывается определенным цветом и кодируется сверху вниз в следующем порядке: указываются направленность занятия и его объем в минутах, затем следуют под определенным номером зашифрованные ТЗ.
- В нижней горизонтальной графе плана подводятся итоговые величины тренировочной нагрузки за день: в числителе — суммарное значение интенсивности нагрузки основного тренировочного занятия в условных баллах; в знаменателе — суммарный объем тренировочной нагрузки за день в часах (в том числе и дополнительных занятий).
* Основным называют то тренировочное занятие, в котором решаются основные тренировочные задачи дня и выполняются предельные (для данного дня) тренировочные нагрузки.
Суммарное значение интенсивности нагрузки тренировочного занятия (р) определяется по формуле психической напряженности (по В. С. Келлеру, 1970).
p1t1 + p2t2 + ... + pntn
p = ———————————— ,
t1 + t2 + ... + tn
где p1 — интенсивность нагрузки в каждом упражнении (в условных баллах) в зависимости от ЧСС;
t1 — время выполнения отдельного упражнения, включенного в тренировочное занятие (в минутах).
Для графического анализа динамики тренировочных нагрузок в месячном цикле тренировки в оперативном плане с помощью условных точек каждый тренировочный день месяца оценен в баллах. Для этого, согласно шкале интенсивности нагрузки в баллах, в оперативном плане по дням отмечаются точками величины интенсивности нагрузки основного занятия дня (из нижней горизонтальной графы плана). Затем эти точки соединяются кривой, иллюстрирующей динамику интенсивности тренировочной нагрузки основных занятий в месячном цикле тренировки. Суммарный подсчет нагрузки (интенсивности — в баллах, объема — в часах) проводится в конце каждого микро- и мезоцикла тренировки. Систематический учет и анализ тренировочных нагрузок отдельного тренировочного занятия, микроцикла и т. п., а также многолетнего процесса тренировки дают возможность объективно оценить результативность подготовки, выявить соответствие между запланированным и достигнутым уровнем подготовленности и внести коррективы в дальнейшую подготовку команды.