ТЕХНИКА, ТАКТИКА: О ПРИНЦИПАХ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ
А. С. Шагаев, кандидат педагогических наук. Руководитель комплексной научной группы в сборной СССР
В хоккее давно и прочно стали обиходными термины: «точная передача», «элегантная обводка», «техничный игрок»... Как, какими руководствуясь принципами делят игроков на высокотехничных и менее техничных, — «на глазок» или в соответствии со строго обоснованными критериями?
На сегодня в практике оценки технической подготовленности хоккеистов сложились в основном два способа:
экспертный — мнением компетентного специалиста (или — надежнее — группы специалистов), которое во многом индивидуально;
количественная оценка по критерию точности исполнения того или иного приема (по проценту выигранных вбрасываний либо попаданий шайбы в створ ворот после броска, по числу точных передач). Такую оценку можно назвать операторской, поскольку специалисты не оценивают, а лишь фиксируют технические приемы (по соответствующим шкалам и критериям).
Оба способа оценки техничности не могут быть статистически достоверными и стандартизированными, ибо зависят от многих неучитываемых переменных: от условий выполнения приема; от скорости передвижения игрока в момент выполнения приема, от того, противостоит ли в этот момент соперник; от качества льда и т. д. При таких оценках «работают» лишь большие числовые значения (например, экспертные или статистические наблюдения за игроком в течение сезона или по крайней мере ряда турниров). Кроме того, оценка эксперта во многих случаях зависит от личного отношения оценивающего к наблюдаемому игроку, от того, принимает или не принимает эксперт манеру ведения игры наблюдаемым, тактические концепции и многие личные качества игрока, сопутствующие техническому мастерству. К сожалению, единые способы надежной количественной оценки технической подготовленности хоккеиста сегодня еще не разработаны и потому попросту невозможно провести два сравнительных анализа, крайне необходимых практике:
- сравнить настоящий и прошлогодний (или двухгодичной давности) уровни технической подготовленности определенного игрока;
- сравнительно проанализировать техническую подготовленность хоккеистов той или иной команды (клубной либо сборной) и составить ранжированный ряд игроков «от самого техничного к наименее техничному».
А такие анализы необходимы — как для более точной оценки способностей игрока в освоении технических навыков (в этом случае появляется и косвенная возможность оценки педагогического мастерства тренера), так и для оценки спортивной формы хоккеиста. Получив индикатор, позволяющий точно оценивать технику игрока, можно судить и об общей боевой готовности спортсмена («техника» — показатель интегральный, зависящий от физических кондиций, от состояния психики и от других специальных качеств: от ловкости, силы, маневренности и т. п.).
Предлагаемый принцип оценки выполнения технического действия хоккеистами основан на одновременной оценке технического действия (или серии их) по двум объективным количественным критериям:
- по точности выполнения действия;
- по времени выполнения этого же действия в стандартных условиях.
Рис. 1. Расположение шайб (1 — 10) на площадке в тестовом упражнении на скорость и точность броска от синей линии.
Рис. 2. Группы (классы) подготовленности хоккеистов в зависимости от точности бросков и от скорости выполнения теста
Рассмотрим данный принцип на конкретном примере.
Задача: протестировать скорость и точность броска в ворота от синей линии. Решая ее, расположим у синей линии 10 шайб: 1 — 5 — на метр «внутри» зоны нападения; 6 — 10 — в метре за зоной нападения. Уточняю: шайбы 1, 5, 6 к 10 расположены в 1,5 м от борта; 7 и 9 — на точках вбрасывания; 2 и 4 — напротив точек вбрасывания в зоне нападения; 3 и 8 — прямо против ворот (см. рис. 1). Хоккеист с левым хватом (Л), «расположившись» у шайбы 1, последовательно бросает сначала шайбы первого ряда (1 — 5), затем (не останавливаясь) второго (6 — 10). В момент начала броска шайбы 1 включают, а в момент пересечения линии ворот шайбой 10 — останавливают секундомер. Подсчитав число заброшенных шайб и уточнив продолжительность выполнения теста, по результативности и по скорости действия делят хоккеистов на 4 группы (см. таблицу). Обусловленность деления на такие группы четко прослеживается на рис. 2. В каждой группе игроков ранжируют в зависимости от числа попаданий, а если этот параметр одинаков, то в зависимости от скорости выполнения теста (приоритет во всех случаях за более меткими).
Критерии оценки технической подготовленности хоккеистов
Описанный принцип определения техничности хоккеистов открывает возможность разработки практически неограниченного числа способов тестирования технических действий (бросков, передач, обводок и т. п.). Но во всех случаях необходимы стандартные условия, которые отвечали бы принципу воспроизводимости теста.