Главная > КОУЧИНГ

В.П. КЛИМИН. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВКИ ХОККЕИСТОВ (1986)

Хоккей — командный вид спорта, и естественно, что в подготовке хоккеистов преобладают командные и групповые формы тренировки. Вместе с тем в повышении спортивного мастерства хоккеистов существенную роль играет индивидуальная тренировка.

Обычно цель индивидуальной тренировки формулируют так: «развивать сильные стороны и подтягивать слабые». Думается, что основная цель индивидуальной тренировки — повышение спортивного мастерства.

В хоккее в отличие от других игровых видов спорта индивидуализация тренировки имеет специфику. Хоккейная команда, по существу, состоит из 3 — 4 небольших команд — звеньев, которые имеют или должны иметь свое собственное тактическое кредо, базирующееся на более полном использовании технических умений и навыков, тактического кругозора и смекалки, двигательных способностей и морально-волевых качеств каждого хоккеиста «пятерки». Индивидуализация учебно-тренировочного процесса звена в целом и отдельных хоккеистов должна осуществляться в единстве.

В данной статье речь пойдет об индивидуализации тренировки отдельных хоккеистов, и главным образом о таких ключевых вопросах, как методология, планирование, учет.

Для устранения имеющихся в методической литературе разночтений целесообразно уточнить (не претендуя на окончательность формулировок) существующие, тесно взаимосвязанные терминологические понятия: «индивидуальная тренировка», «индивидуальная подготовка», «индивидуализация тренировки».

Индивидуальная тренировка — это целенаправленное (планомерное и систематическое) воздействие осуществляемое при выполнении тренировочных и соревновательных упражнений, на конкретные компоненты подготовленности или подготовленность хоккеиста в целом с целью их дальнейшего развития или совершенствования. Индивидуальная тренировка — это тренировка по индивидуальному плану, с выполнением индивидуальных тренировочных заданий; она может осуществляться в рамках командных, групповых и индивидуальных занятий.

Индивидуальная подготовка — педагогически направленный процесс развития или совершенствования мастерства хоккеистов в целом, включающий всю совокупность связанных с тренировкой, соревнованиями, восстановлением факторов, с помощью которых достигается готовность их к играм.

Индивидуализация тренировки — это управляемый педагогический процесс, при котором выбор средств, методов, условий тренировки учитывает достигнутый уровень развития способностей, потенциальные возможности для совершенствования игровых, двигательных, психомоторных качеств, избранный игровой профиль хоккеиста и реализуется в процессе общекомандных занятий.

При индивидуализации тренировки необходимо иметь в виду два важных обстоятельства: структуру игровой деятельности хоккеиста и принципы ведения игры звеном. Иными словами, тренировка должна быть направлена не только на развитие, к примеру, скоростных качеств, выносливости, силы и т. п., но и должна совершенствовать эти качества в связи с технико-тактическими действиями в условиях, приближенных к игровым, и в конечном счете направлена на совершенствование игры хоккеиста.

Наиболее сложная задача при индивидуализации тренировки — повышение технико-тактического мастерства, и для успешного решения ее важно выбрать методически оправданный, рациональный путь, дающий возможность эффективно воздействовать на ведущие компоненты спортивного мастерства хоккеистов.

Методически верным представляется следующий подход к индивидуализации тренировки хоккеистов.

Во-первых, следует определить «игровой профиль хоккеиста», т. е. тот основной технико-тактический арсенал, который использует спортсмен в игре. Особенно важно знать, насколько своевременно, рационально, эффективно он участвует в различных фазах игры: в организации, развитии, завершении позиционных атак; в организации и завершении атак с ходу; действует при потере шайбы, при игре в большинстве, меньшинстве и т. п. Кроме того, важно знать, каковы эффективность технико-тактических действий хоккеиста в ходе матча (вначале, при усталости, при изменениях счета), его способности обыграть соперника, противодействовать различным соперникам (жестким, техничным, быстрым, цепким и др.), умение и желание добивать шайбу в ворота, активно действовать на «пятачке». Подобная информация может быть получена в результате традиционных педагогических наблюдений. Естественно, что они могут видоизменяться с учетом потребностей тренера: одни положения могут более детализироваться, другие — менее или исключаться совсем.

Достоверные сведения об «игровом профиле игрока» могут быть получены при наблюдениях в серии матчей, в том числе и тогда, когда хоккеист играет не в своем звене, с другими партнерами. Подобные наблюдения полезны и в дальнейшем как для коррекции программы тренировки, так и для изменения игровых заданий.

Следующий важный шаг — оптимизация «игрового профиля игрока». К этому моменту должно быть сформировано технико-тактическое кредо игры звена, в соответствии с которым определяются игровые функции каждого хоккеиста. Естественно, что это не должны быть абстрактные функции, они должны базироваться на имеющемся технико-тактическом арсенале, двигательных возможностях, морально-волевых качествах, учитывать сильные и слабые стороны игры хоккеиста. Если имеющихся возможностей игрока достаточно для реализации тактических идей игры звена, то индивидуализация тренировки сводится к минимуму — обеспечению сыгранности с другими членами звена (хотя эта задача не всегда простая). Но если игровые функции хоккеистов изменяются существенно (например, одному игроку поручается активизировать действия перед воротами соперника, другому — расширить «диспетчерские» функции), то, весьма вероятно, им придется освоить специфические для каждого технико-тактического умения.

Таким образом, на этом этапе определяется своеобразный эталон игры конкретного хоккеиста, путь к достижению которого лежит во многом через индивидуальную тренировку.

В-третьих, определение с учетом уточненного игрового профиля хоккеиста реальных резервов усиления игры. В одних случаях резервы очевидны, например слабое владение каким-то техническим приемом (кистевым броском), в других — ситуация не столь проста ввиду плохой «тренируемости» или многофакторности компонента мастерства, избранного для совершенствования. Тренируемость можно определить с помощью следующего методического приема: хоккеист в течение некоторого времени (10 — 15 дней) систематически выполняет тренировочные задания с целью совершенствования какого-либо умения, навыка, качества. По величине сдвига оценивается тренируемость этого компонента подготовленности. Если произошел ощутимый положительный сдвиг, то следует предположить, что имеются определенные резервы, и их надо использовать; если же сдвига нет, то это звено, возможно, является лимитирующим. Чаще всего это имеет место при многофакторности совершенствуемого компонента.

Рассмотрим пример. По мнению тренера, хоккеист недостаточно эффективно выполняет свои функции из-за невысоких скоростных качеств. Причин может быть несколько: хоккеист малоопытен, имеет узкий тактический кругозор, поэтому плохо «читает» игру и нередко опаздывает в игровых эпизодах; слабая техническая оснащенность, в связи с чем хоккеист нерационально (с лишними движениями) выполняет ТТД — маневрирует, обрабатывает шайбу, выполняет силовые приемы и т. д.; низкая скорость передвижения (стартовая или дистанционная). Скорость бега на коньках, в свою очередь, зависит от скоростно-силовых качеств мышечных групп, несущих основную нагрузку при беге; от направления приложения основных усилий при отталкивании, посадке и других факторов, связанных с техникой бега на коньках; и, наконец, от соотношения «быстрых» и «медленных» волокон в мышцах. Естественно, что резервы совершенствования быстроты в каждом из вышеперечисленных случаев неодинаковы. Повысить силу соответствующих мышц — задача не слишком сложная, улучшить технику бега и выполнения других технических приемов намного сложнее. На приобретение игрового опыта, развитие игрового мышления требуется значительное время, да и то возможности для совершенствования весьма ограничены, изменить же соотношение «быстрых» и «медленных» волокон — на сегодня невозможно.

Выявленные реальные резервы усиления игры составляют основу для разработки индивидуальной программы тренировки.

В-четвертых, разработка и реализация на практике программы индивидуальной тренировки. Эффективным этот процесс может быть при четком контроле как количества и эффективности выполненных тренировочных заданий, так и произошедших изменений. При этом главное не упустить из виду следующие важные в методическом отношении положения: 1) необходимо своевременно выявить, исчерпаны ли основные резервы для совершенствования ТТД, особенно связанные со скоростью движений, ибо если это произошло, то КПД от предложенной программы будет весьма невысок и необходимо внести коррективы в ее содержание; 2) целесообразно систематически контролировать, насколько полно хоккеист использует свои двигательные возможности в соответствующих ТТД, не допуская большого разрыва физических потенций и их реализации в игре. Например, у хоккеиста повысились скоростно-силовые качества мышц рук после выполнения тренировочного задания — бросков утяжеленных шайб, скорость же полета брошенной шайбы нормального веса повысилась незначительно. Резонно предположить, что целесообразно больше поупражняться в бросках обычной шайбы, с тем чтобы трансформировать возросший скоростно-силовой потенциал рук в кистевых бросках. Кроме того, можно рекомендовать для контроля метод вычленения различных характеристик ТТД, например пробежать на коньках по сложному маршруту (между стоек, за воротами и т .п.), затем по тому же маршруту провести шайбу. Разность во времени выполнения этих двух попыток позволяет судить о степени владения коньками, скоростных возможностях, координационных способностях хоккеиста. Понятно, что не все технические приемы можно проверить подобным образом — здесь важен сам принцип вычленения различных сторон подготовленности хоккеистов. Подобного рода тесты описаны в методической литературе*. (* В.П. Климин; В.И Колосков "управление подготовкой хоккеистов)

Спортивное совершенствование — процесс творческий и, как любое творчество, довольно трудно поддается строгой регламентации. Видимо, можно считать оптимальными затраты времени на индивидуальную тренировку высококвалифицированных хоккеистов в пределах 25 — 30% от общего годового объема тренировочных занятий.

Индивидуальная тренировка квалифицированных хоккеистов может быть направлена на:

— совершенствование основных ТТД, соответствующих игровому профилю хоккеиста, его ведущим игровым функциям;

— совершенствование коронных технических приемов как через реализацию в них достигнутого более высокого уровня физической готовности, так и за счет улучшения биомеханической структуры движений;

— совершенствование вариативности и достоверности подготовительных, в том числе обманных движений, основная цель которых создать для соперника неудобную ситуацию и в то же время обеспечить для себя выгодную позицию для выполнения ТТД, т. е. умения рационально действовать в игровых эпизодах;

— повышение надежности основных ТТД;

— доведение скоростных, скоростно-силовых, координационных и других двигательных качеств до оптимального уровня;

— исправление недостатков в технической, тактической, физической подготовленности;

— восстановление утраченных качеств и навыков после травм и других вынужденных перерывов в тренировках.

Это типичные и в то же время актуальные обобщенные задачи индивидуальной тренировки, которые необходимо конкретизировать для каждого перспективного хоккеиста.

Планируя индивидуальную тренировку хоккеиста и осуществляя ее на практике, тренер должен постоянно иметь возможность достаточно четко представлять:

1) над чем и сколько, причем не только по времени, но и по числу повторений и другим параметрам, нужно работать хоккеисту;

2) развиваются (совершенствуются) ли в результате тренировки ведущие игровые функции, качества хоккеиста, насколько эффективен этот процесс;

3) управляем ли этот процесс, есть ли возможности внести в тренировку своевременные и оправданные коррекции.

Таким образом, актуальнейшая задача индивидуальной тренировки — это ее объективизация. Правильное определение исходных, промежуточных и конечных результатов индивидуальной тренировки — весомая предпосылка ее эффективности. При этом важно, чтобы эти результаты отражали динамику развития ведущих игровых функций хоккеиста. Думается, что эта задача посильна только творчески работающим тренеру и хоккеисту. Последовательность выполняемых тренировочных заданий должна быть такой, чтобы обеспечить их все большее приближение к игровым ситуациям реальных матчей, и даже, быть может, сложнее, чем в матчах (например, типичными должны быть ситуации атаки ворот против большинства обороняющихся). При этом хоккеисты должны преодолевать организованную оборону, жесткое силовое противодействие, а не его обозначение.

Весьма непростой вопрос: как планировать и учитывать индивидуальную тренировку, особенно если учесть, что в силу различий в двигательной одаренности, в игровом мышлении и других индивидуальных особенностях разным хоккеистам требуется неодинаковое время для освоения внешне сходных ТТД?

В настоящее время планы индивидуальной тренировки в том или ином виде существуют, учета же практически нет. И тому есть объективные причины: тренеру учитывать индивидуальную тренировку хоккеиста некогда, да и это весьма трудоемкое дело.

Выход, думается, в ведении хоккеистами дневника индивидуальных тренировок, а еще лучше подготовки в целом, что является вполне обыденным делом в так называемых индивидуальных видах спорта.

Кто лучше самого спортсмена знает, что и как он выполнял на тренировке? Не случайно многие выдающиеся хоккеисты отмечают, что рост их спортивного мастерства тесно связан с индивидуальными тренировками в юношеском, а нередко и в «зрелом» возрасте. Поэтому важно научить спортсменов объективно фиксировать и всесторонне анализировать собственную тренировочную и соревновательную деятельность. Задача тренера — направлять индивидуальную тренировку в нужное русло, но не «на глазок», не только по интуиции, но и на основе объективных данных текущего и этапного контроля, анализа игровой деятельности, т. е. тренер должен осуществлять методическое руководство и контроль индивидуальной тренировки хоккеистов.

Годовой план индивидуальной тренировки хоккеиста включает объяснительную записку и основные показатели, отражающие содержание тренировки, сроки и результаты текущего, этапного и итогового контроля.

В объяснительной записке отражаются сведения о спортивном анамнезе: год рождения, игровое амплуа, число матчей, проведенных, к примеру, в высшей, первой, второй лигах, в сборных командах; освоенный объем тренировочных нагрузок, их специфика (например, тренировки в горах и т. п.); травмы и заболевания, последствия которых необходимо учитывать; характеристики игровой деятельности, задачи индивидуальной тренировки.

Основные показатели индивидуальной тренировки хоккеиста могут включать комплексные задачи совершенствования мастерства или задачи по видам подготовки, которые целесообразно отразить в количественных параметрах и в динамике — исходное, текущее, этапное и итоговое состояние. Если представить годовой план графически, то по оси ординат — задачи, решаемые в индивидуальной тренировке, по оси абсцисс — данные контроля в динамике.

Различают «контроль по объему» и «контроль по процессу» — иными словами, контроль динамики подготовленности хоккеиста в целом или по тем или иным ее компонентам и контроль индивидуальной тренировки (состава средств, методов и др.), а лучше подготовки в целом. При этом важно четко определиться в критериях оценки.

Оценивая содержание индивидуальной тренировки, динамику подготовленности, целесообразно использовать количественные показатели. Например, число выполненных ТТД в игре, тренировке (с учетом их качества, эффективности, целесообразности), число и качество силовых единоборств, двигательную активность и др. Могут иметь место и экспертные оценки в баллах (хотя следует иметь в виду, что определенная доля субъективизма в таких оценках неизбежна). Шкала оценок исходного состояния, текущего, этапного и итогового контроля должна быть идентичной.

В заключение по итогам выполнения индивидуальной тренировки должна быть дана оценка росту спортивного мастерства игрока и указание на имеющиеся резервы в подготовке, чтобы можно было разработать план на следующий сезон.

На основании задач индивидуального плана тренировки разрабатываются тренировочные задания. Тренировочные задания содержат набор упражнений с повышающейся сложностью ТТД и условия их выполнения.

В целом в системе тренировочных заданий должна четко выдерживаться тенденция максимального приближения их к условиях реальных матчей.

Известно, что качество индивидуальной подготовки хоккеиста во многом зависит от эффективности ее учета и контроля. Очевидно, что в рамках общекомандных тренировок нагрузка у отдельных игроков неодинаковая. Это справедливо и в отношении соревновательных нагрузок. В связи с этим представляется актуальным внедрение индивидуального количественно-качественного анализа подготовки хоккеистов.

На практике существует немало вариантов учета тех или иных параметров индивидуальной подготовки. Удачен, думается, следующий графический способ. По вертикали представлены интересующие тренера параметры подготовки: сведения о нагрузке, например, атлетизмом — 40 мин, кросс — 7 км за 34 мин и т. п.; соревновательная деятельность, скажем, за матч — 6 бросков, 8 силовых единоборств или интегральная оценка за игру — «хорошо»; результаты тестирования; сведения о переносимости нагрузок — данные медико-биологического контроля врача или КНГ; состояние здоровья — вес тела, травмы, заболевания и т. п. сведения о днях отдыха, восстановительных мероприятиях — баня, массаж и т. п.; о дополнительных занятиях, индивидуальных тренировках; нарушениях режима — сон, питание и др. показатели; по горизонтали — календарные даты, по которым и фиксируются выше названные, а вернее, избранные тренером параметры.     

Естественно, что набор показателей подготовки должен быть, с одной стороны, достаточно простым и информативным, с другой — он зависит от возможностей получения подобной информации.

Количественно-качественный анализ дает возможность более объективно и тщательно анализировать динамику подготовленности спортсмена, своевременно выявить, а значит, и устранить недоработки в подготовке.

Резюмируя сказанное, уточним функции тренера и спортсмена. Тренер с участием хоккеиста разрабатывает годовой план индивидуальной подготовки. Тренер составляет тренировочные задания по основным разделам индивидуальной тренировки и осуществляет совместно с игроком количественно-качественный анализ подготовки в целом и вносит необходимые коррективы. Хоккеист реализует план на практике, тщательно фиксирует в дневнике выполненные тренировочные задания, свои ощущения, анализирует свое состояние, регулярно информирует тренера о динамике тренированности, проявляет инициативу с целью рационализации тренировочного процесса и возможно более полного использования своих потенций в тренировках и играх.

Индивидуализация тренировки эффективна лишь в том случае, если между тренером и спортсменом существует деловой постоянный творческий контакт, если основной целью спортсмена и тренера является повышение спортивного мастерства.