АНАТОЛИЙ ТАРАСОВ - "ТРЕНЕР! УЧИСЬ УПРАВЛЯТЬ КОМАНДОЙ" (1986)
Анатолий Тарасов - Заслуженный Тренер СССР
Тема «Управление командой в хоккее» не только у нас, но и за рубежом, по сути дела, мало изучена. О действиях тренера в области руководства командой в лучшем случае ведутся разговоры зрителями в ходе матча. При этом одним не нравится активная форма руководства, хотя зритель не знает, что и как тренер требует от своих игроков. Другие отдают предпочтение тренерам, сидящим спокойно, рассуждая примерно так: тренер верит в своих игроков и создает им спокойную обстановку для демонстрации своего мастерства.
Любопытны примеры из практики мирового хоккея. Скотти Боуман, на мой взгляд, одна из ярких фигур канадского профессионального хоккея, игрой руководит своеобразно. Он не спеша ходит за спинами игроков и движениями пальцев рук, напоминающими игру на рояле, делает жесты, ударяя то по спине, то по затылку игроков, иногда дергая их за уши, этим как будто высказывая свое мнение, добавляя короткие реплики. Внешнее спокойствие, как утверждают журналисты, он поддерживает тем, что постоянно сосет кусочки льда из вместительной баклажки.
На последнем, пражском чемпионате мира его коллега Дуг Карпентер руководил игрой, жестикулируя, крича, а иногда, в момент вбрасывания шайбы, вскакивая на скамейку. Кстати, этот тренер не всегда присутствовал на тренировках команды, считая, по-видимому, это для себя лишней затеей.
Тренеры чехословацкой сборной Букач и Невеселы распределили роли своеобразно: старший тренер молчит, руководит игрой второй тренер.
В нашем хоккее тренеры руководят командами также по-разному. Поэтому мне хочется откровенно и обстоятельно поговорить с коллегами на эту тему.
Вначале простой, но, на мой взгляд, очень важный вопрос: нужно ли вообще управлять командой в хоккейном матче? Может быть, под видом демократии и предоставления самостоятельности спортсменам тренеру лучше стоять или сидеть в стороне от команды? Ведь так многие тренеры и поступают и в нашем, и в зарубежном хоккее. Скажу сразу, с таким взглядом тренеров на руководство командой не согласен. И вот почему. Хоккейные матчи по своей престижности, накалу спортивной борьбы, по глубине и богатству внутреннего содержания, средств и методов, какими ведется эта борьба, наконец, по эмоциональной насыщенности, а подчас и жесткости силового единоборства больше напоминают пусть спортивное, но сражение. Естественно, спортсмены сполна отдают свои знания, силы и умение, стремятся показать лучшие черты своего характера. Как же тренер может не быть в эти моменты с ними?
В хоккее в отличие от многих спортивных игр постоянно ведется смена составов. А теперь с сезона 1985/86 г. в ходе матча тренеру даже можно взять одну 30-секундную паузу. С одной стороны, многогранность и сложность командной борьбы, а с другой — благоприятные условия, когда тренер может быть постоянно в контакте с хоккеистами, я бы сказал точнее — он может и должен быть в боевом расчете своей команды.
Но не только в этом вижу разумность и смысл активных тренерских действий в ходе матча. Ты, тренер, круглый год руководишь сложным учебно-тренировочным процессом команды. Его результаты проходят проверку в соревнованиях, которые являются конечной целью всей огромной работы. Как же можно лишить игроков команды твоего руководства, если они изо дня в день слушают тебя и верят в тебя?. И еще одно. О тренерских задумках. Тренер не всегда их афиширует, подчас нащупывая, проверяя вначале в мыслях, в споре с самим собой какие-то новые тактические, психологические варианты спортивной борьбы. И полноценная проверка своих задумок может быть осуществлена лишь при активной позиции тренера в ходе матча.
Нужно сказать, что теперь в матчах с равным противником, если у него тренеры опытные, творческие, решительные, без гибкого управления командой в ходе матча победы не добьешься даже в том случае, если и задание перед игрой было верное, и игроки предельно собраны и дружны. Последние матчи Кубка Канады, чемпионата мира показали, как важно тренерам иметь про запас и новые тактические решения и умело и вовремя пустить их в действие. Убежден, что в хоккее грядущего это обстоятельство будет, пожалуй, решающим для победы в сложных поединках.
Ветераны сборных СССР и Канады перед встречей в Лужниках
Однако не каждый тренер имеет право на такое активное руководство командой. Если тренер много работает с командой и, естественно, творчески понимает хоккей, если его действия в ходе матча есть логичное продолжение его будничной работы, если, наконец, он это делает ради успеха команды, а не для саморекламы, то такому тренеру и карты в руки — смело руководить командой.
А руководить-то командой, и особенно в матчах сложных, конфликтных, не так-то просто. Вот какими мне видятся основные обязанности тренера.
До матча. Заданию на матч обычно предшествует так называемая контрольная тренировка, где тренер свою идею проводит через упражнения, комментируя главное, чего он желает добиться от игроков, звеньев. Такая тренировка может быть командная. Но, думаю, занятия по звеньям дадут больший эффект — здесь логичнее добиться повышенного внимания каждого хоккеиста, его творческой исполнительности. Такая тренировка дополняется индивидуальной работой, особенно с ключевыми игроками, которым предстоит особо потрудиться. Ведь от их мастерства во многом зависит исполнение задания тренера, а значит, и победа команды! Естественно, «проигрываются» и главные, и запасные тактические идеи. Если дружно и умело тренируется команда, где тренер активно ведет занятия, тогда уверенно, без особых потуг и конфликтов он руководит командой в ходе любого матча.
Другое дело — тренировка ведется неорганизованно, игроки не чувствуют тренера, он. им не дарит свои знания и душу. Тогда любая, пусть повышенная, активность тренеров в ходе матча нужного результата не принесет. Здесь тренер делает как будто бы многое лишь для показухи. А такой тренер для игроков всегда был и будет мало полезен. Здесь недостаточно использовать власть, нужны глубокие знания, веселый нрав, любовь к хоккею и к своим игрокам.
У знающего дело и любящего хоккей тренера всегда имеется логическая и крепкая связь между тренировкой и заданием на игру, четко определен круг требований, предъявляемых к игроку в ходе тренировочных занятий, а потом и в ходе любого матча.
Что касается самого задания, которое дается перед матчем, то оно должно быть конкретным и понятным всем. Не думаю, что в словах тренера должна присутствовать лишь категоричность. Важно так довести до сознания игроков главную идею, чтобы они могли сполна показать свое умение, проявить максимум старания и творческого порыва. Верно, что тренер предоставляет слово капитану, комсоргу или другим игрокам.
Здесь не только поднимается настрой команды, но тренер может уловить и для себя много полезного: излишки волнения или, наоборот, недооценка противника, фактор дружбы и боеготовности. Он проверяет, как дошло его задание до сознания игроков. Обычно тренер может поймать себя на мысли, что ему надо еще что-то доделать до начала встречи, с кем-то потолковать.
Еще один вопрос, относящийся к заданию на матч. Часто такое задание превращается в теоретический диспут, на нем поднимаются теоретические вопросы хоккея, возможно и очень важные для роста команды. Однако этому лучше отводить другое время. Краткость, конкретность задания, лаконичность изложения его тренером создают деловую обстановку, снимают излишки волнения у игроков, у них рождается вера в успех.
Далеко не все мы, тренеры, придаем значение своему поведению в день матча. А зря! Игроки обычно очень чувствительны к тому, о чем и с кем разговаривает тренер, каков его настрой на матч. Многолетний опыт показал, что настрой на матч создает руководитель команды. Здесь один совет: тебя, тренера, ничто не должно отвлекать от предстоящего матча; ты обязан быть в команде, тебя не могут никуда вызвать — в эти предматчевые часы и минуты ты принадлежишь хоккею и команде, и они могут быть решающими для победы коллектива. Я об этом потому говорю, так как знаю, что перед матчем некоторые тренеры позволяют себе «отвлечься», чуть ли не отдохнуть от команды и от хоккея. А что это за тренер, которому команда и хоккей в тягость и он нуждается в отдыхе?
Поведение тренера в раздевалке. Еще раз хочется сказать коллегам, что я не даю какие-то рецепты на все случаи работы, общения тренера с командой. Тренер должен исходить из складывающейся ситуации, учитывать состояние своей команды, силы противника, наконец, его отношения с игроками на данный день.
Я, например, любил сидеть где-то в углу раздевалки и смотреть, как игроки готовят инвентарь и себя перед выходом на лед. Не только смотреть, но и прислушиваться... Здесь ты, тренер, многое узнаешь, постигаешь, проверяешь... Кто-то не в меру весел или, наоборот, скучен, замкнут. А почему бы тебе не помочь одному репликой или краткой беседой, другому необычным взглядом, где в одном случае будет просьба поунять себя, а в другом — добрый совет поднять голову и уверовать в свою звезду.
Особенно внимательно нужно присматриваться к молодым игрокам, которых вводят в состав, а также к тем, кто, по расчетам тренера, должен сыграть решающую роль в победе команды. И пусть в мыслях тренера, хотя бы вскользь, пройдет последняя тренировка, пусть он сравнит степень серьезности отношения их настроя там и здесь, в раздевалке, на старте матча. Эти сравнения — увиденные и прочувствованные — бесценный педагогический материал для дальнейшей работы тренер! с командой.
Особый интерес представляла для меня разминка в раздевалке. Какой должен быть характер, какова сложность гимнастических, акробатических упражнений. У каждого мастера свой комплекс упражнений. Одни его выполняют страстно, другие — помедленней, как бы переваривая каждое движение. Нельзя было оторвать взгляда от разминки В. Третьяка. Прошли годы, остались в памяти его ответственное отношение к каждому упражнению, в котором присутствовал элемент вратарской игры, постоянный контроль за собой, за движением, которое он выполнял.
Когда команда разминается, задача тренера в том, чтобы одобрить увиденное или оказать помощь конкретным советом: по темпу, амплитуде движений и т. п. Не пройдут мимо тренера излишняя скованность, волнение игроков. И во всех случаях он жестом, словом окажет спортсмену помощь.
Если в разминку на льду включены новые целевые упражнения, нелишне напомнить об их сути, сказать перед выходом на лед капитану, чтобы он обеспечивал четкость их проведения.
Разминка на льду — увертюра к матчу. Обычно у каждой команды имеются свои упражнения, с которыми она выходит на разминку. К сожалению, не перевелись тренеры, копирующие разминку других команд, что говорит о невысоком творчестве наставника. Верно говорят: разминка — увертюра к матчу. Каждый новый соперник требует выбора особой тактики, психологического настроя, а значит, соответственно должна готовиться разминка. Почему бы ведущим командам нашего хоккея не подать пример постоянной новизны в подборе упражнений, которые позволяли бы готовить и нацеливать игроков, звенья на успешное выполнение задания тренера?
Поведение тренера в ходе разминки. Даже классной команде, когда внешне все идет гладко, нужен глаз тренера.
Перед игрой ветеранов капитаны команд Виктор Кузькин и Юджин Ачтимийчук обмениваются рукопожатиями
Почему? Тренер, как правило, через призму успеха может мечтать о новом и о лучшем. Новое приходит к тренеру в ходе просмотра и анализа тренировки, матча. Так, во всяком случае, было у меня. В тиши дубрав возможны раздумья, спор, пусть с самим собой. А стоящая находка в кабинетных условиях вряд ли возможна. Здесь не будет главного: высокой эмоциональности и напряженности мышления, вызванного высоким накалом спортивной борьбы, и личной ответственности тренера за судьбу матча. Не побоюсь сказать о вдохновении тренера, которое приходит именно в этой сложной матчевой ситуации.
Если же идет процесс становления команды, когда не все еще ладится, то разминка под руководством и контролем тренера выглядит как необходимость. Тут задача тренера проще: добиваться дружного исполнения всех упражнений, дисциплины, трудолюбия и творческих действий. Каждый хоккеист должен знать, что для него матч начинается с разминки: вначале в раздевалке, далее — на льду. Здесь требуется не только постоянная серьезность, но и проявление своего умения, настроя на дружбу, на боеготовность. И за все это в ответе один человек — тренер.
Перед выходом на матч. Возможно, кому-то из читателей-коллег покажется странным, что я всю предматчевую подготовку команды разбил на небольшие по времени отрезки. Мельчит, мол, автор статьи. Нет. Каждый, пусть небольшой по времени, отрезок работы тренера с командой имеет свои задачи. Теперь, когда до матча остались считанные минуты, важно в команде создать обстановку полной мобилизации игроков и эдакого верования в успех. Не думаю, что этого можно достигнуть лишь отрепетированными призывами тренера к победе, хотя и это в отдельных случаях не лишне. Но подчас к месту афоризм или шутка, спокойная содержательная фраза могут подбодрить ребят.
Не обязательно, чтобы лишь тренеру отводилась роль напутствующего. Сказанное капитаном, комсоргом, а то и просто ведущим игроком команды, где присутствуют решительность и единство помыслов, создает в команде боевой настрой. В этом случае важно, чтобы говорилось просто и доходчиво, оптимистично и с верой в успех матча.
Где выбрать КП для руководства сражением. Немаловажное значение имеет выбор тренером места, его командного пункта. Ясно, он должен хорошо видеть все перипетии спортивной борьбы. Но и непременно видеть лица своих игроков. Для чего? — слышу вопрос. Для многого. Высказывать похвалу, делать замечания и видеть лицо того, кому ты адресуешь свои мысли, знать реакцию спортсмена. И еще. Степень усталости, настроение хоккеиста издалека, со спины его не определишь.
Подводя итог сказанному, предлагаю тренеру занимать КП спереди и несколько сбоку. А что касается того, сидеть или стоять, — это как удобно тренеру.
Активная форма руководства матчем. Пусть не обижаются на меня тренеры и спортсмены других видов спорта, в том числе спортивных игр, но хоккей своей боевитостью, высокими скоростями, темпераментностью, вихревым темпом просто завораживает миллионы зрителей. Он во многом перекликается с высокой, динамичной жизнью сегодняшнего дня и выглядит подчас как спортивное сражение, где игроки нуждаются в постоянной поддержке и наставничестве. Было бы нелепостью не использовать условия хоккея, где звенья чередуются в игре, имеют возможность передохнуть, а тренер находится рядом. Все это определяет активную форму руководства игрой. В чем ее суть?
Если сказать образно, то тренер должен крепко работать. Он, следя за ходом поединка, требует исполнения главного тактического мотива и заданий, которые давались звеньям. Он — первый помощник игроков по воплощению задания в реальность. Он не позволяет хоккеистам проявлять любую недисциплинированность. У него все на поле обязаны трудиться в поте лица и проявлять доблесть. Он корректирует действия игроков и звеньев. Он требователен и справедлив как к новичку, так и к ведущему мастеру. Если надо, первых умело похвалит, вторым даст деловой совет.
Как-то уж принято среди игроков нас, тренеров, делить на добрых и злых. Трудно с этим согласиться, хотя и то к другое бывает во взаимоотношениях тренера со спортсменами. Здесь многое зависит, конечно, от характера тренера, его привычек. Но в значительной мере характер взаимоотношений определяется задачами, которые выполняет команда, уровнем культуры и мастерства спортсменов. Главное, считаю, в ходе матча тренеру надо добиваться полной и дружной отдачи всего, что имеется на вооружении у каждого хоккеиста. Какой же может быть милый разговор с игроком, если он не проявляет отваги, ведет себя недружелюбно по отношению к товарищу? И другое — хоккеист старается, но противник сильнее его. Здесь следует воспользоваться добрым советом.
Часто можно видеть, что за одну и ту же ошибку тренеры ругают главным образом молодых хоккеистов, а с ветеранами — игроками опытными, именитыми — держатся в эдакой дружбе. Такое обстоятельство считаю педагогической слабостью тренера. Опытные игроки в большем ответе за исход матча. Они многое умеют. С них и спрос двойной. Мужество тренера и заключается в данной ситуации говорить правду в глаза. Если замечание справедливое, высказано в допустимой форме, то оно дойдет и до мастера, и до молодого игрока. Нельзя также пропускать и положительные моменты игры, и особенно если они касаются ведущих игроков. Конечно, нельзя увлекаться лишь хвалой и критикой. Лучше, если тренер ясной, определенной интонацией, фразой, а то и шуткой умеет сказать и довести до сознания всех или свое недовольство, или свою радость. Здесь важно направить игру звеньев в новое победное русло.
А теперь о спорном моменте — когда делать замечания хоккеистам? Практика говорит, что тренеры, как правило, по свежим следам высказывают свое мнение. Тут все просто и ясно: только что сыгран отрезок, подмечена ошибка — о ней и разговор. Не думаю, что это верно. Нужно дать спортсмену вздохнуть. Возможно, он сам понял свою вину и успеет извиниться перед товарищами и тренером. Да и тренер сможет свои мысли лучше сформулировать и изложить более кратко и четко. Ведь у него есть время на раздумья. А это всегда хороший помощник. И еще одно преимущество такого приема. Игроку и звену важно получить советы перед выходом на лед — здесь куда выше будет мобилизующий эффект! Не скрою, что легче давать оценку хоккеисту, приходящему на отдых, чем советовать, как играть в дальнейшем. Но если хорошенько потренировать себя, то появится устойчивый навык такого руководства. Тренер приучит себя «откладывать» увиденное в картотеку памяти и, когда надо, пользоваться ею. Качество такого руководства командой будет проходить в более сложной и, я бы сказал, творческой обстановке, высокая будет деловитость тренера.
Одно из самых сложных умений — умение команды в ходе матча менять тактический мотив, находить новые подходы к противнику. Убежден, что в определении классности команды в хоккее грядущего важный фактор — это иметь на вооружении несколько тактических приемов и умело ими варьировать в ходе матча. Конечно, все это должно иметь основу, крепкий фундамент: наличие полного комплекта игроков высокой культуры, спортсменов умелых, творческих, удалых. К такой высокой задаче за неделю не подготовишься. Тренеру следует решать ее изо дня в день в тренировках трудоемких, сложных и энергичных. Последние турниры нашей сборной на Кубке Канады и чемпионате мира в Праге, где произошли сбои результатов, говорит о том, что даже такая опытная и сильная команда оказалась не готова к тактической и психологической перестройке.
Но уже сегодня назрела необходимость, чтобы такую задачу перед собой ставили тренеры клубов. Знаю одно: любое усилие, потраченное на поиск тактической выдумки, с лихвой окупится.
Естественно, в решении этих проблем главная роль принадлежит нам, тренерам. Мало лишь выдумывать новые тактические построения, важно все это подкреплять богатым набором новых тренировочных упражнений и уметь крепко заинтересовывать хоккеистов, и особенно ведущих, за которыми с радостью пойдет и молодежь. Конечно, в процессе такой сложной работы тренер исподволь будет готовить себя к использованию этих приемов сначала на тренировках, а позже в игре.
В любой области человеческой деятельности, и в спорте тоже, для продвижения вперед нужно уметь фантазировать, выдумывать, мечтать. Наши игроки и команды к творческому, не побоюсь сказать к интеллектуальному, хоккею, верю, придут куда раньше других. Такая уверенность у меня опирается на высокий образовательный ценз тренеров и спортсменов, благоприятные условия жизни нашей молодежи, где в коллективе происходит расцвет личности, где идет всестороннее воспитание школой, пионерией, комсомолом, всем укладом жизни советских людей.
В перерывах. Убежден, что тренеру в это время надо говорить о том, что ждет игроков на хоккейном поле после отдыха и как им надо будет действовать. В случае успеха — как развить и. закрепить его и довести матч до победы. Если команда проигрывает, нужно пытаться переломить ход поединка. Естественно, слова и фразы должны быть весомые. Вот когда проверяются и грамотность, и такт, и мужество тренера. Сказать лишь о главном, дать советы игрокам и звеньям конкретные и в такой форме, чтобы хоккеистам захотелось выполнить все, что говорит им тренер. Мужество тренера здесь имеет особую окраску. Говорить правду, сохраняя такт и веру в успех, и самому верить в игроков. Если это надо для победы, то нужно успеть извиниться и за ошибку, допущенную тренером в определенном составе команды и в процессе руководства игрой. Сильный тренер не побоится такого признания допущенных ошибок. Игроки сумеют оценить это качество и будут стремиться не только в хоккее, но и в жизни походить в этом на своего тренера. Не исключено, что потребуется дополнительная мобилизация команды. Здесь нелишне, если слово возьмет капитан, комсорг или кто-то из ведущих игроков, даже если кто-то из них и сыграл слабо. Обещание ораторов не пожалеть себя, их настрой передаются игрокам и звеньям команды. Полезно и пошептаться с теми игроками, кто нуждается в деловом совете, поддержке. Это приободрит их.
Матч окончен. А руководство командой продолжается. Не думаю, что радость победы, так же как горечь поражения, должна стать единственным критерием поведения тренера, хотя и то и другое, естественно, не может не влиять на содержание разговора и его тональность. Тренер обязан смотреть куда дальше игроков, его никогда не покидает боевое настроение и вечно волнуют перспективы жизни и роста команды. В какой бы ситуации ни работал он с командой, день сегодняшний должен рассматриваться как трамплин, с высоты которого он и устремляется в день завтрашний.
Матч командой выигран. Сдержанность, скромность в похвале, и особенно игроков, сыгравших здорово. Конечно, нельзя и не благодарить лучшие звенья, решившие исход матча. Но их нельзя и захваливать. Нелишне, отмечая лучших, использовать форму краткого разговора о перспективе роста. Примерно так: «Вот научимся то-то...», «Потренируемся, освоим какие-то элементы, вот тогда!..» Но и в победном матче наверняка не все было гладко. Кто-то играл слабее возможного.
Делается объявление о следующей тренировке. И здесь нельзя забывать, что группа ребят, сыгравшая слабо или не игравшая по какой-либо причине, начинает тренировку на 30 — 60 мин раньше общей тренировки команды. Важно, чтобы на такие тренировки приходил сам старший тренер и трудился с отстающими. В этом списке должны быть и ветераны, и молодежь, никаких скидок за слабую игру здесь допускать нельзя.
Матч проигран. Недопустимо срывать зло на отдельных игроках, на звеньях, даже если они и основные виновники поражения. Серьезный разбор игры нужно устроить на следующий день перед тренировкой. Важно кроме причин поражения на собрании команды сказать, как, какими средствами будем подтягивать мастерство хоккеистов, изживать слабости команды. Игрок, звено, плохо сыгравшие, должны почувствовать свою вину не столько в результате критики тренера, а и в тех дополнительных тренировках, которые будут предложены им. Но главное, анализируя поражение команды, тренер должен видеть и свою вину: просчеты, ошибки во всех фазах матча. С этого должен начать свои раздумья тренер, как только окончился матч.
Как мы видим, играют команды, проверяется мастерство хоккеистов, а тренер, если он требователен, справедлив и самокритичен, должен делать выводы для себя, повышать свои знания, укреплять веру в самого себя. А это важный фактор роста тренера, а значит, и успеха команды.
Активность тренера в каждодневном тренировочном занятии — залог успеха, что он в ходе матча не растеряется. Такой тренер многое постигнет в ходе проведения тренировочного занятия и особенно в уроках повышенной сложности.
Как показал многолетний опыт, лишь в сложных тренировках формируется и закаляется характер тренера. Мы как-то привыкли часто говорить о мужестве игрока, давать ему советы, оценку, где исходным является проявление им волевой стойкости, усердия. Как мы уже говорили, боевой характер хоккейного сражения, возрастающая сложность матчей требуют активной формы руководства командой. А это значит, что у тренера должен быть запас прочности не только в разносторонних знаниях, но и куда выше — устойчивое мужество. Если обратиться к Толковому словарю, то мужество — это «спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности или душевная стойкость и смелость». Лучше не скажешь! Так пожелаем же, чтобы эти понятия стали достоинствами и наших тренеров.