Я НАДЕЮСЬ, ОНИ НЕ ПРИНЕСЛИ НАМ ЯБЛОЧНЫЙ СОК? ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ...
ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ ОТ ДЕТСКОГО ХОККЕЙНОГО ТРЕНЕРА...
Оставалось около двух минут до окончания игры плей-офф и я с тревогой ходил позади скамейки, выкрикивая указания, которые казались важными в тот самый момент. Когда выигрываешь в одну шайбу, время до конца матча тянется особенно медленно. Мы были близки к цели, готовясь перейти в следующий раунд плей-офф, когда я почувствовал, как меня дергают за куртку.
- Тренер - сказал один из моих малышей на скамейке.
- Да - я ответил, концентрируясь в тот момент больше на игре и на часах, чем на нем.
- Что нам дадут попить после игры сегодня?
-Чтооо? - я воскликнул раздраженно, ничего не понимая.
- Нам ведь принесут сегодня попить после игры, что это будет?
-Уффф – только и смог сказать я, отворачиваясь.
-Я надеюсь, что это не будет яблочный сок, - сказал мальчик - Я не люблю яблочный сок.
Этот диалог заставил меня отвлечься от всех волнений, касающихся плей-офф и взглянуть на некоторые знаковые моменты другими глазами. Если бы я каким-то образом смог запечатлеть этот разговор на пленку, у меня бы на руках был один из тех особых весомых доводов для спортивных родителей всего мира. Что такое детский хоккей, как нужно в него играть, как нужно им руководить и что сделать для того, чтобы игра стала серьёзным делом, а серьёзное дело игрой.
Родители везут своего ребёнка на финальную игру, и всю дорогу до катка, в воздухе салона автомобиля висит гнетущая фраза – «или пан, или пропал». Тренер даёт установку на матч, по которой красной канвой проходит – «или сделай, или умри». Но один крошечный момент показал нам, что на самом деле происходит в детском хоккее – «яблочный сок». Вокруг бушуют недюжинные страсти, кипят взрослые эмоции, а тебя дергают за рукав и хотят удостовериться, что не придётся пить яблочный сок.
Этот случай оказал на меня такое воздействие, что сподвиг меня с головой углубиться в тему «яблочного сока». Из огромного количество бесед с маленькими хоккеистами, я сделал вывод, что в подавляющем большинстве случаев, дети предпочитают просто играть. Результат игры у них далеко не на первом плане. Они готовы больше играть и проигрывать, чем играть меньше и выигрывать.
Дети могут побеждать и проигрывать и даже не задумываться об этом, для них важен процесс, ну и конечно то, чтобы после игры не принесли нелюбимый яблочный сок.
Это часть культуры детского хоккея. Ребёнок зачастую даже не знает с каким счётом закончился матч, но внимательно проследит за тем, видели ли его гол мама, папа, бабушка и дедушка сидящие на трибуне. Его не волнует турнирный расклад, но волнует выходит ли на площадку его лучший друг и выпустит ли его тренер на игру в большинстве.
Ценность результата обязательно придёт с годами, но сейчас ты просто вовлечён в игру, ты вкладываешь в неё сердце и душу – это и есть тот результат, который должен приносить детский хоккей.
Детский хоккей, огромный социальный проект. Для детей, для родителей, для всей страны. Вполне вероятно, что сегодняшние малыши никогда не наденут джерси «сенаторз» или «канадиенс», но хоккей останется с ними навсегда. Хоккей, и всё то положительное, что он привносит в детскую жизнь.
Слыша разговоры родителей в кулуарах катков, я не могу поверить в серьёзность их рассуждений. Победы, поражения, очки, места в таблице, обсуждение сильных и слабых сторон соперников, и почти никогда о веселье и радости от игры, о воодушевлении от детских восторгов, о «яблочном соке», наконец. Это очень недальновидно. Особенно, когда всем этим мы «грузим» своих детей. Они думают совсем о другом, а у нас не получается думать, как думают они. Наше видение омрачено перспективами и логикой, что не всегда свойственно детям.
Взрослые совершенно спокойно воспринимают игру на результат. У них редко возникает вопрос, почему первое звено выходит на площадку гораздо чаще четвёртого. Но у детей нет ответа на этот вопрос. Такое решение для ребёнка всегда будет несправедливым. Они с лёгкостью променяют победу на лишнюю смену в игре. И в этом сила их абсолютной справедливости.
Как я уже сказал, речь идет о яблочном соке. И, в конце концов, об опыте.
Вы не можете знать, что в голове у ребенка. Несколько лет назад я тренировал команду, когда мне позвонил отец вратаря. Это было накануне чемпионата. Отец сказал мне, что его сын больше не хочет играть…
- В следующей игре? - спросил я.
- Нет - сказал отец – Он просто больше не хочет играть.
-Что-то случилось? - спросил я.
- Он не говорит мне - сказал отец.
Я повесил трубку и начал задаваться вопросом о том, что же произошло, и кто будет играть на воротах следующую игру. И на следующий день я решил перезвонить.
- Могу ли я с ним поговорить? - спросил я отца.
Вратарь подошел к телефону. «Я больше не буду играть» - сказал он.
- Но ты же знаешь, что будет завтра, и как ты нужен команде, не так ли? Ты нервничаешь?
- Нет.
-Тогда что? Ты можешь сказать мне?
-Мне это больше не нравится.
-Тебе не нравится быть голкипером?.
- Они обидели меня - он сказал.
-Кто тебя обидел?
-Ребята - он сказал.
-Какие ребята?.
- Наши ребята. Они прыгают на меня после игры. Мне больно и страшно.
-Это и есть причина?
-Да.
- Ты мне доверяешь? – спросил я - Что, если я скажу, чтобы они больше не прыгали на тебя и не делали тебе больно? Тогда ты сыграешь?
- А вы уверены, что они послушают?
- Я уверен.
- Тогда я буду играть.
И это был конец вратарского кризиса.
Ребенок был напуган и не стал говорить родителям. Ребенок любил играть, но он не любил, когда на него прыгают после победной игры. Вы, как тренер, не можете предвидеть ничего подобного. Вы не можете предвидеть, что у них на уме. Это их игра. Мы должны помнить об этом. Это не наша игра.
Они не смотрят на спорт так, как это делаем мы. Им не нужно приспосабливаться к нам, мы должны приспособиться к ним. Мы должны убедиться, что мы не портим им их опыт.
Наш опыт также важен, но игра не для взрослых, а для детей. Мы можем повторять это снова и снова, но важно не повторять это, а не забывать об этом.
Требование результата любой ценой убивает в детях любовь к игре. Орущий, обвиняющий тренер перестаёт быть для ребёнка наставником и учителем. Он превращается в надсмотрщика, которого дети едва ли любят и уважают, но с огромной долей вероятности боятся и ненавидят. Такие тренеры теряют перспективу вырастить игроков-профессионалов, как можно это сделать, если в тебе самом профессионализма ни на грош.
Не менее ущербны и те родители, кто ставит результат любой ценой выше любви ребёнка к игре. Выматывая ребёнка дополнительными специальными тренировками, индивидуальными тренингами, сборами и «кемпами» на которых игра отодвинута на второй план, а на первом изнуряющая монотонная работа, родители тратят тысячи долларов в расчёте на грядущие миллионы НХЛ, а спустя весьма короткое время, они очень удивляются когда у ребёнка пропадает тяга к хоккею.
Я спрашивал многих игроков НХЛ, что сделало их успешными в игре. Мой любимый ответ получен от Тревора Линдена, который был капитаном нескольких команд. Он сказал, что играл в хоккей до апреля, а затем убирал свою хоккейную экипировку. Он ездил в лагеря, где играл во все спортивные игры все лето, до последней недели августа. Были и лагеря со льдом, на котором играли в соккер, теннис и фрисби. Потом он отправлялся в хоккейный лагерь на неделю, а затем с просмотров начал свой сезон в середине сентября.
Вот таким должен быть хоккей для детей. Таким он должен быть до той минуты, пока в твоём телефоне не раздастся звонок, и твой хоккейный агент не скажет – «Всё парень, игра закончилась. Пора работать». И когда это произойдет, ты можешь быть твёрдо уверен, что если ты не любишь яблочный сок, тебе его не принесут.
ПЕРЕВОД - #ICEREDSTAR