КАК РАЗВИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, АБСТРАГИРУЯСЬ ОТ СЧЁТА НА ТАБЛО?
КАК РАЗВИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, АБСТРАГИРУЯСЬ ОТ СЧЁТА НА ТАБЛО?
Нужно просто научиться оценивать прогресс игрока, не учитывая результат игр с его участием. Но как это сделать на практике? Поинтересуемся в Академии Хоккея Онтарио.
Финальная сирена в конце матча обязательно зафиксирует победу одной команды над другой, и в результате игры всегда будет команда победитель, и та команда, которая сегодня проиграла. Такова природа хоккея, да пожалуй, и любого другого игрового вида спорта. Но если мы решим, что счёт на табло это и есть окончательная цель игры в детском хоккее, то, пожалуй, день, в который мы примем такое решение, будет последним днём роста игрового мастерства тех детей, которые пришли в команду для того, чтобы научиться квалифицированно играть в хоккей. Как же сделать так, чтобы результат детских игр был лишь составной частью, необходимой для создания конкурентной среды в сфере школьного хоккея, а из побед, поражений и духа соперничества сложился в результате тот игровой опыт, который игроки пронесут с собой через всю последующую карьеру.
Конкуренция! Вот цель, которая должна стать для ребят главной на весь период обучения в хоккейной школе. Конкуренция - это тот стимул, который они должны искать и который должны преодолевать, чтобы результат их игры стал стабильно высоким, а усилие для его достижения было максимально весомым.
«Я сегодня был медленнее своего товарища в упражнении с догоняющим». «Я проиграл сегодня шесть единоборств из двенадцати». «Я лишь дважды переиграл вратаря из десяти подходов». Я проиграл конкуренцию, а значит надо добавить,… в старании, в прилежании, в работоспособности. И это те цели, которые должны стать для ребят истинными задачами на сезон. Именно их, а не результаты игровых поединков, вы должны исправно заносить в свои дневники игрока. Ведь именно они будут провоцировать вас на оправданный риск в первый раз применить вновь изученный в тренировке навык, в игре. Они будут двигателем в желании выиграть конкуренцию и по праву принять участие в следующем поединке, доказав, что это участие добыто в честной конкурентной борьбе, и сегодня ты лучше своего партнёра и значит, более достоин игрового свитера.
Да, безусловно, всё, что делается с риском, всегда сопряжено с повышенной нервозностью и значительной тратой нервной энергии. Но и здесь привычка к конкурентной борьбе нам обязательно поможет, ведь постоянно работая под её давлением, вы великолепно научитесь созидать вне зоны комфорта. Далеко за её пределами, решая, казалось бы, архисложные задачи, пример чего нам продемонстрировала сборная Канады в недавнем матче со Швейцарией на Чемпионате Мира в Словакии.
Даже самые трудолюбивые и самые успешные в игровом плане хоккеисты не могут от матча к матчу неизменно побеждать. Рано или поздно команда терпит неудачу, и это нормально. Это совершенно не значит, что они стали в чём-то плохи. Это означает, что соперник сегодня сыграл лучше, он оказался конкурентоспособнее в данный конкретный момент и единственно, что вам предстоит, это разобраться, в чём же ваша ошибка. За счёт чего соперник оказался сильнее.
Очень часто мы слышим от игроков в интервью, о недонастрое на игру, о том, что необходимо добавить в тех или иных компонентах. Все эти заявления абсурдны! Они не могут быть произнесены в коллективе, где конкурентоспособность стоит во главе угла. Ведь в таком коллективе каждый игрок, всегда, в любой игре и в любом её эпизоде работает по максимуму. Его энергия вырабатывается на пределе. Он при всём желании не может приложить дополнительных усилий, ведь если он получил шанс выйти на площадку, он работает на предельном максимуме. Его самооценка, его вера в то, что всё ему по плечу, зиждется на убеждении, что он отдал все силы, чтобы оказаться здесь, в данную секунду, в данной игре, в самом решающем эпизоде. Ну как после этого он может не сравнять счёт в матче за 0,3 секунды до сирены? И как, после того, как это сделал его партнёр, он может не забить решающий гол в овертайме? Разве такое может произойти? Определённо – нет!
Игроки, рождённые в конкурентной среде эмоциональны и в минуты побед и в мгновения поражений. Спектр их эмоций широк, но тот профессионализм, который они выработали годами усердной конкурентной борьбы, заставляет их уважать оба результата, а спортивное мастерство делает победу заслуженной наградой за тот титанический труд, который ей предшествовал.
Но вернёмся к детскому хоккею. Он - отдельный мир, в котором царят, порою, совершенно непредвиденные эмоции. Дети ведь просто созданы для конкуренции. Ими правит истинный соревновательный дух, который проявляется буквально во всём и везде. И на ледовой площадке, и в дворовых играх, и в школе, одним словом там, где группа детей занята чем-то, что имеет конечный результат. И если ребёнок стремится к достижению цели, если в нём присутствует дух стремления к первенству, это непременно приведёт к должному развитию качеств, влияющих на рост будущего игрового мастерства.
Но не смотря на конкурентность, хоккей командный вид спорта, который даёт игрокам огромное чувство общности. Командная работа не только повод для соперничества, она учит преданности, передаёт «чувство локтя», прививает приверженность к общим целям, идеалам и коллективному успеху. Поэтому как бы не были конкурентны игроки, они просто не смогут обойтись друг без друга. Ни в тренировке, ни в игре. Именно поэтому конкуренция в команде должна носить исключительно созидательный характер, действующий исключительно на коллективное благо.
Надеюсь, что этот материал поможет вам остановиться на секунду, оглядеться и оценить свои действия, а так же усилия всех игроков вашей команды. Направлены ли они на то, чтобы волевой конкурентной борьбой поспособствовать росту тех качеств друг друга, которые приведут всех вместе и каждого в отдельности к главному в жизни матчу, в котором вы сумеете добиться желаемого результата, когда на это вам будет отведено всего лишь треть секунды.