5 СПОСОБОВ СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДОЙ В ДЕТСКОЙ ХОККЕЙНОЙ КОМАНДЕ
(Из тренерской практики Кайла МакЛеллана)
Ежегодно, при формировании состава команды на предстоящий сезон, мы используем моделирование, в котором выстраиваем контуры команды, стиля её игры, игроков-лидеров, воплощающих наши задумки в жизнь. В зависимости от набора исполнителей, мы строим концепцию будущей игры. Решаем, будет ли команда играть в агрессивный хоккей, с высоким давлением и резкими скоростными переключениями, или это будет терпеливый коллектив оборонительного плана, с резкими, взрывными контр-выпадами и отлаженной позиционной игрой.
Но какой бы мы себе не представляли нашу команду, мы всегда надеемся, что это будет в высшей мере конкурентоспособный коллектив, настроенный на борьбу в каждом эпизоде и на любом участке хоккейной площадки.
После того, как мы установили для себя чёткую идентичность нашего коллектива, необходимо начать предпринимать шаги по воплощении этой идентичности в реальную жизнь. Дабы сделать её не просто направленностью нашей работы на сезон, но философией нашего хоккея на тот отрезок времени, который мне предстоит провести с командой.
Расхожая поговорка гласит – «мечась от одной цели к другой, человек теряет личность». Если вы ставите перед собой глобальную цель, то для её достижения вы формируете модель поведения, которой следуете изо дня в день, нарабатывая последовательность в действиях, которая, в свою очередь, позаботится о будущей конкурентоспособности. А уж она-то точно вам потребуется для достижения цели.
Но для создания конкурентоспособного коллектива, крайне важна конкуренция внутри него самого. И вот здесь, не лишне вспомнить, что одним из самых простых, но одновременно и самых действенных способов внести элемент конкуренции в вашу ежедневную тренировочную практику, является введение в повседневную работу соревновательного элемента. Вот по поводу этого, и хочется дать тренерам несколько советов:
1. - Игра на ограниченном пространстве, или на площадках малой площади, это быстрота, напор, моментальная смена диспозиций, молниеносность принимаемых решений, и конечно же соревновательный драйв. При этом, в таком соревновании вы можете поставить перед своими игроками любые тактические задачи, начисляя победные баллы, не традиционно, за заброшенные шайбы, а за выполнение тех тактических задач, которые вы поставили перед игроками.
2. - Практика единоборств, это прямая конкуренция. Упражнения 1 в 1, или 2 в 2 обычно разыгрываются по одному сценарию – одержать победу любой ценой. В таких упражнениях тренер всегда ставит перед игроками определённые цели, выделяя ключевые моменты обучения в каждом эпизоде.
3. - Какое бы задание не выполняли дети – ведите счёт! Играют ли они 5 на 5, или выполняют упражнение 1 в 1. Любое задание, даже вовсе не предрасположенное к соревновательной оценке, должно иметь её аналог. Очки, голы, баллы – для этих целей всё сгодится. Дети любят соревноваться, это у них в крови. Соревнование для детей лучший мотиватор. И им абсолютно не важно, получили ли они заветное «поощрение» за забитый гол, заблокированный бросок, созданный голевой момент или выполнение оборонительной установки – быть лучшим, вот задача и заветная мечта каждого ребёнка.
4. - Усложняйте конкурентные задачи! Ставьте игроков в непривычные условия, дополняйте задачи новыми условиями по мере их выполнения. Так можно менять местами защитников и нападающих, или в игровом упражнении после забитой шайбы, ставить для следующей атаки ограничительные условия (обязательные передачи, наличие разыгрывающего игрока, броска из определённой зоны и так далее). Чаще «тасуйте» партнёров и соперников по выполнению заданий, чтобы у детей не вырабатывался соревновательный антагонизм. Обязательно отмечайте успехи детей после каждой тренировочной сессии.
5. - Постоянно будьте уверены в том, что ваши дети с высокой точностью понимают цель предложенной им работы и смысл проводимого соревнования. Если игроки не разделяют с вами важности проводимой работы, или не понимают смысл предложенной им конкурентной задачи, у них не будет достаточной мотивации для её эффективного выполнения. Вы обязаны сделать так, чтобы игрок полностью осознавал, как успех в предложенном ему задании поспособствует его уверенной игре в дальнейшем.
В заключении можно сказать о том, что есть множество способов идентификации команды. Можно одеть красивую форму, или выделяться различными перфомансами или эпатажными выходками. А можно создать в команде мощный конкурентный дух, который поднимет соревновательный драйв на высоту недостижимую ни для какого эпатажа.