М. ДЖОНСОН; Р. УОЛТЕР "СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ЛУЧШИХ КОМАНД МИРА" ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА ПЕРВАЯ. "ИГРА В НАСТУПЛЕНИИ - ВЫХОД ИЗ ЗОНЫ"
Предисловие
Райан Уолтер и Майк Джонстон – замечательные тренеры с довольно большим опытом. И они действительно разбираются в хоккее. Их книга «Хоккей. Игровые эпизоды и стратегии» станет отличным справочником для любого тренера, игрока или болельщика.
Для хоккея необходимо мощное сочетание физических и умственных навыков. Прежде чем игроки начнут понимать, как грамотно действовать на льду, им нужна прочная база из основных умений (уверенное катание, бросковая техника, культура паса). Но для участия и победы на соревнованиях высокого уровня необходимы тактические командные навыки. И эта книга поможет их освоить.
В Детройте говорят о трех шагах к успеху. Первые два – это трудовая дисциплина и структура. Трудовая дисциплина не требует пояснений. А структура, которой и посвящена книга «Хоккей. Игровые эпизоды и стратегии», оберегает каждого из игроков. Любой из них в полной мере понимает свои обязанности на льду, что, в свою очередь, ускоряет процесс принятия решений. Игроки могут действовать без промедления, когда знают, что каждый член команды делает свое дело. В результате игра ведется в быстром темпе и приводит к победе.
Третий шаг на этом пути – мастерство. Без трудовой дисциплины и основательной структуры такие игроки, как Лидстрем, Дацюк и Зеттерберг, не потеряли бы свое исключительное мастерство, но они не имели бы такого большого и непрерывного успеха, каким они пользовались на протяжении всей своей карьеры. В 2008 году «Детройт Ред Уингз» выиграл Кубок Стэнли. Одним из самых примечательных эпизодов в четвертой игре стало численное преимущество «пять против троих», когда Хенрик Зеттерберг заблокировал клюшку Сидни Кросби, не дав ему забить гол. Во многом благодаря этому эпизоду мы лидировали в серии 3–1, а не довольствовались промежуточно ничьей 2–2. Он также, возможно, обеспечил Зеттербергу «Конн Смайт Трофи» в качестве приза самому ценному игроку плей-офф, а команде – Кубок Стэнли. Это пример превосходной мастерской игры, которая, однако, зиждется на отличной структуре.
В этой книге приводятся советы как тренерам, так и игрокам. Тренеры ознакомятся со стратегиями, необходимыми для достижения успеха, а игроки найдут рекомендации, которые помогут им понять требования игры и их роли на площадке в рамках конкретных систем и стратегий, исполнения которых требуют тренеры. Книга «Hockey Plays and Strategies» состоит из трех частей, посвященных атаке, защите и особым ситуациям, например игре в большинстве, игре в меньшинстве, а также действиям на точке вбрасывания. Предложенная Майком и Райаном структура глав удобна для восприятия: они следуют от своих ворот – через центр – к чужим и обратно точно так же, как развивается игра на площадке. И тренеры, и игроки найдут рекомендации по движениям и тактикам в рамках наиболее эффективных систем атаки и защиты.
Кроме того, в книге проводится сравнение систем и стратегий на основании их исполнения, требований к составу, а также их уникальных преимуществ и недостатков, с тем чтобы тренеры могли наилучшим образом использовать таланты команды и подготовиться к встрече с определенными противниками, ситуациями или комбинациями игроков.
Большинство тренеров согласны с тем, что их основная обязанность – помочь игрокам достигнуть лучших результатов. Ключевым фактором для воспитания успешных игроков является понимание сложных игровых эпизодов и стратегий. Тренер должен непременно изыскивать способы предоставления сведений, необходимых для того, чтобы группа спортсменов сплотилась и преуспела как команда. В этой книге таких сведений достаточно.
Майк Бэбкок
Вступление
В предыдущей написанной нами книге мы с Райаном основное внимание уделили роли руководителя и так называемым нематериальным активам в хоккее. Когда речь зашла о написании книги, в том числе и о подробном анализе всех технических составляющих и стратегий игры, мы оба очень обрадовались такой возможности. Сегодня в хоккей играют почти во всех странах, миллионы людей по всему миру.
Хотя о своих правах на первенство в этой игре заявляют несколько стран, за долгие годы в ней перемешалось изрядное количество представлений, концепций и стратегий. Каждая страна скорректировала свой подход, включив в него то, что она считает ключевыми составляющими игры, позволяющими претендовать на мировые титулы. В этой книге рассмотрены некоторые стратегии и тактики, преобладающие в игре успешных европейских стран, однако основное внимание уделяется тем, которые мы использовали в тренируемых командах или использование которых мы наблюдали в командах наших противников. Понимание использованной в игре тактики и стратегии крайне важно для победы на хоккейной площадке.
Книга «Хоккей. Стратегии и тактики игры» состоит из трех основных разделов, посвященных игре в нападении, игре в обороне и особым ситуациям. Действительно ли хорошая оборона – ключ к победе, как гласит поговорка? Необязательно. Если вы взглянете на результаты основных профессиональных бейсбольных, футбольных, баскетбольных и хоккейных лиг, увидите: там было не меньше команд, чьи составы запомнились своей мастерской игрой в нападении. Мы уверены, что лучше всего соблюдать разумный баланс, и тогда вы как тренер в зависимости от вашей манеры игры и степени комфорта естественным образом будете стремиться к небольшому уклону в атаку или в оборону.
В заключительном разделе книги рассматриваются стратегии и тактики, используемые при вбрасывании, а также подробно раскрывается вопрос о том, как тренер может выделиться из толпы за счет мастерского распределения игроков на скамейке запасных. Скотти Боумен, один из величайших хоккейных наставников, всегда славился исключительным искусством распределения игроков на скамейке.
В главах об атаке и обороне изложение ведется от ворот к центру, к воротам противника и обратно. В главах, посвященных наступлению, рассматривается выход из зоны защиты, атака из нейтральной зоны и перестроения, вход в зону атаки (в том числе контратака с созданием численного преимущества над защищающимися), зона атаки и игра в численном большинстве. Главы, посвященные обороне, охватывают прессинг, прессинг в нейтральной зоне и в зоне защиты, вход в зону защиты – или переход в оборону (в том числе защиту с созданием численного преимущества), опеку в зоне защиты, а также игру в численном меньшинстве.
Мы постарались по возможности подробно остановиться на основных учебных аспектах, связанных с применением рассмотренных систем. Как говорится в этой книге, успешным вас сделает не выбранная система, а то, насколько результативно будут ее реализовывать игроки и насколько вы, как тренер, сможете заставить игроков неуклонно придерживаться ее в каждой игре. В случае прокола вы должны знать, что исправить. Освоение основных учебных единиц может помочь в этом, а также в том, чтобы игроки быстрее ухватили суть концепций. Цель этой книги – дать тренерам и игрокам сведения, необходимые для победы. Приятного чтения!
Введение: несколько слов о тренерской работе
Тренерская работа – совсем не простое дело. На собственном опыте мы убедились, а также изложили это в нашей предыдущей книге «Simply the Best – Insights and Strategies form Great Coaches», что существует «творчески-научный» подход к тренерству. Под «творчеством» подразумеваются инстинкты и чутье, а под «наукой» – технические и физиологические аспекты. В этой книге рассматривается в основном техническая сторона данного вида спорта, и лишь 12-я глава («Тактика распределения запасных игроков и смена звена нападающих») посвящена творческому аспекту тренерской работы. Поэтому было бы упущением, если бы мы не обратили внимание на несколько более важные детали творческого аспекта тренерской работы, которые имеют непосредственное отношение к системам и стратегиям, описанным в этой книге. Формирование командной индивидуальности, понимание обучающих и воспитательных моментов, а также проведение качественных тренировок – все это составляет концепцию тренера широкого профиля.
Все крупные организации и сильные команды обладают ярко выраженной индивидуальностью. Команды бывают трудолюбивыми, динамично атакующими, решительными и жесткими, стремительными, молодыми или использующими основательную оборону. Что собой представляет команда, становится понятно при простом наблюдении за ее действиями. Высказывание о том, что команда – это отражение своего тренера, исключительно верно. Именно тренер и руководство команды придают ей индивидуальность за счет тех игроков, которых они выбирают, системы, которую они используют в игре, того, как они проводят тренировки, и в целом за счет того, как они ведут себя на площадке и за ее пределами.
К сожалению, многие тренеры при подготовке к сезону упускают из виду этот этап, и в результате их команды толком ничего из себя не представляют. От игры к игре они кажутся разными, они лишены тыла, который состоял бы в том, «кто они есть», и на который можно было бы опереться в тяжелые времена. А тренер в ответ на любые ситуации будет принимать скороспелые решения, которые фактически ни к чему не приводят. Помните: если ваша команда не знает, что она из себя представляет, ждите неприятностей. Команда очень схожа с компанией или фирмой: те, что обладают подкупающей, ярко выраженной индивидуальностью, имеют собственное лицо и четкую цель, процветают, остальные тонут. А значит, это – самое важное, что можно сделать при подготовке к успешному сезону. Сложно ли это? Вовсе нет. В сущности, чтобы определить, какого рода командой вы хотите быть, нужно предпринять три шага.
1. Вообразите, что вы наблюдаете за своей командой в конце января. Представьте их во время тренировки на льду, в процессе игры, во время занятия за пределами площадки, в ресторане за общим обедом и, может быть, даже в классе.
2. Теперь запишите все, что вы хотели бы видеть в течение пяти месяцев с настоящего момента. Какие личные и физические качества вы хотели бы наблюдать? Как команда действует/ведет себя? Как они тренируются? Как относятся друг к другу? Как справляются с давлением? Как играют? Всем нам хочется иметь успешную, быструю и квалифицированную команду с надежной обороной, но известно, что получить все сразу невозможно. Что для вас является ключевым? Обсудите это со своими сотрудниками. Какими качествами вы хотели бы наделить свою команду?
3. Когда вы со своими сотрудниками тщательно продумали концепцию индивидуальности, важно сообщить о ней команде, а также другим лицам, близким к вашим игрокам (например, родителям, менеджеру, вспомогательному персоналу и средствам массовой информации). На протяжении всего сезона постоянно укрепляйте свою индивидуальность, вновь и вновь повторяя ее концепцию: вот как мы тренируемся, вот как играем, вот как мы поступаем. Со временем игроки осознают ее, и, в конце концов, индивидуальность приживется в команде и, что более важно, станет ее неотъемлемой частью. Поставьте перед сотрудниками и командой задачу придумать девиз, логотип или песню, которые стали бы воплощением вашей индивидуальности.
Обучение и приобретение знаний
Может оказаться, что вы как тренер задаетесь вопросами: «почему они не учатся?» или: «почему он всегда делает так? почему он не понимает?». Ответы на эти вопросы нужно искать в первую очередь в стратегии своей тренерской работы, потому что если знания не приобретаются, значит, тренерская работа не ведется. Эта книга полностью посвящена обучению. Иногда вы будете разочарованы достижениями своих игроков, но нужно признать, что в тренерской работе масса трудностей. Не позволяйте себе увязнуть в непрерывном выяснении причин своих неудач. Вместо этого поставьте перед собой и своими сотрудниками задачу найти путь к победе.
Неважно, какого уровня ваши подопечные, главное – не быть самонадеянным. Если вы уверены, что игроки в силу своего возраста должны знать определенные вещи, то вам, возможно, захочется начать с более высокого уровня, чем они могут воспринять. Однако всегда нужно начинать с основ. Используя эту книгу, выберите систему или стратегию и ознакомьтесь с основными обучающими моментами. Передайте эти знания своей команде, выполняя элементарные упражнения и постепенно переходя к выполнению более сложных или специфических упражнений. Постарайтесь противостоять желанию сменить систему, когда что-то получается не очень хорошо. Продвигайтесь в таком темпе, который подходит вашей команде и ее возрастной категории.
Я предлагаю вам использовать контрольный лист, чтобы можно было отслеживать продвижение всей команды и отдельных игроков. В контрольный лист входят все аспекты командной игры, записанные с одной стороны страницы. И по мере отработки каждого из них вы можете отмечать эту дату напротив. Таким образом, тренерский состав всегда будет сосредоточен на том, что необходимо или нужно сделать, и предотвратит слишком быстрое продвижение. Вы даже можете отметить, к какому сроку хотели бы завершить обучение команды определенной системе или стратегии. Например, что касается игры в большинстве, в начале года предпочтение будет отдаваться выходу из зоны защиты и расстановке в зоне по схеме «пятеро против четверых». В последующие месяцы, по мере роста мастерства команды, вы начнете больше внимания уделять таким вариантам численного большинства, как пятеро против троих и четверо против троих. Смиритесь с тем, что при ограниченном времени на тренировки вы не сможете сделать все сразу, и расставьте приоритеты.
Зачастую ведущие игроки и команды выделяются за счет своих основных навыков или учебных аспектов в рамках системы. Большинство игроков целенаправленно стремятся и готовы учиться и развиваться в любом направлении, которое поможет им улучшить свою игру или обеспечить продолжительную карьеру. Покажите им план достижения успеха, работайте над его совершенствованием и не сдавайтесь, когда он подвергается испытанию на прочность. Чемпионаты выигрывают системы – тут все дело в качестве ее реализации.
Тренировки
Хотя многие игроки с большим удовольствием предпочли бы участвовать в матчах, необходимо помнить, что тренировки обеспечивают развитие. По статистике, в среднем за матч игрок выполняет один-два броска по воротам, совершает от 15 до 20 передач и находится на площадке 20 минут за час. Согласно статистическим данным с Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити (одним из наиболее показательных), на протяжении всей игры высококлассные игроки удерживают шайбу менее 90 секунд. У остальных игроков это время составляет меньше минуты. Во время хорошо организованной тренировки игрок должен иметь возможность выполнить более 30 бросков, совершить 50 передач, принять шайбу 50 раз и удерживать ее не менее 25 % времени. А значит, чтобы воспроизвести объем отработки навыков, который выполняется в течение часовой продуктивно проведенной тренировки, потребуется примерно 15 матчей.
Перечисленные ниже восемь пунктов – ключевые факторы максимально эффективного использования времени тренировок. Тренировки на хоккейной площадке обходятся недешево, организовать их непросто, поэтому очень важно извлечь из них максимум пользы.
1. Подготовьте тренерский состав и подготовьтесь сами.
✓ Используйте бланк тренировок установленного образца, где будет место для пояснений относительно выполнения упражнений, учебных единиц и их продолжительности. Храните бланки тренировок в регистрационной книге или подшивайте.
✓ Все тренеры на площадке должны знать последовательность упражнений и учебных единиц. Главный тренер должен обозначить, кто будет ответственным за обучение команды определенному упражнению и где будут находиться тренеры во время начала упражнения.
✓ Приходите на хоккейную площадку с запасом энергии и заряжайте своих коллег. Игроки будут чувствовать ваш настрой, и эти тренировки станут тем моментом, которого они будут ждать всю неделю.
2. Установите правила тренировок.
✓ Чтобы должным образом организовать работу на льду, особенно при том, что акустика на большинстве хоккейных площадок недостаточная, важно иметь установленные правила тренировок. Сообщите команде, что для общей пользы этих правил необходимо придерживаться. Одно из правил, которое зачастую может повысить темп тренировки, таково: как только звучит свисток, все игроки немедленно собираются возле тренера, а после того, как получат объяснения относительно следующего упражнения, отправляются на определенные для них места и готовятся к его выполнению. Исходя из того, какой объем помощи получает главный тренер, постарайтесь заставить игроков собирать шайбы и размещать их в соответствующей зоне.
3. Создавайте позитивную учебную атмосферу.
✓ Разговаривайте и жестикулируйте с позитивным настроем.
✓ Разговаривайте с каждым игроком на каждой тренировке. Даже если разговор будет о том, какой фильм они смотрели накануне, ваши коллеги не должны уходить с катка, не перекинувшись парой слов с каждым игроком.
✓ Делайте замечания по ходу тренировки. Постарайтесь, чтобы они были конструктивными и не прерывали выполнение упражнений. Общайтесь с игроками, пока они стоят в очереди. Собирайте всю команду вместе только по ключевым вопросам или для объявлений.
4. Найдите оптимальное соотношение индивидуальной отработки навыков с работой в небольших группах и командной игрой.
✓ Для отработки командной игры и индивидуальных навыков используйте разные группы и блоки упражнений.
✓ Для отработки навыков небольших групп используйте тренажеры. Они эффективны при концентрированной нагрузке и многократных повторениях.
5. Повторение, повторение и еще раз повторение.
✓ Игроки совершенствуются, проходя через «весь ужас повторений» – это факт.
✓ Пусть игроки двигаются на протяжении всей тренировки: главное – движение. Это развивает выносливость и гарантирует, что игроки оптимально используют время тренировки и непрерывно отрабатывают навыки.
✓ Имейте в запасе ряд заготовленных тренировочных упражнений для обучения вашей системе игры.
✓ Повторяйте упражнения, меняя их направленность или учебные аспекты.
✓ Постоянно подстегивайте команду к более тщательному выполнению упражнений.
6. Используйте испытания и веселые игры.
✓ Начинайте и заканчивайте тренировку по звуку выстрела.
✓ Поставьте себе задачу придумать упражнения, которые были бы забавными, но при этом отрабатывали бы основные навыки.
✓ Используйте соревновательные испытания. Во время упражнений ведите счет.
7. Держите наготове технические средства обучения.
✓ На тренировочной площадке используйте дополнительный инвентарь: веревки, покрышки, мячи, аэрозольные краски, стулья и стойки.
✓ Убедитесь, что доска с изображением хоккейной площадки у вас под рукой, чтобы игроки могли наглядно увидеть и представить то, что вы объясняете. Потренируйтесь отчетливо изображать упражнения на доске.
8. Выполняйте разминку и общеукрепляющие упражнения за пределами хоккейной площадки.
✓ На льду дорога каждая минута, поэтому насколько возможно проводите групповую растяжку и разминку за пределами хоккейной площадки.
✓ Постарайтесь достигнуть общеукрепляющего эффекта за счет постоянного движения во время тренировки и требований, предъявляемых к нагрузке во время занятий. Иногда бывает необходимо прервать тренировку и заставить игроков покататься для общего развития, но гораздо лучше работать над навыками и общим укреплением одновременно.
В развитии мастерства игроков самое главное – уловить момент, когда они что-то делают правильно, а условия тренировки предоставляют для этого массу возможностей. Стремитесь достигнуть совершенства во время тренировок и приобрести хорошие привычки. Приучайте игроков мысленно сосредотачиваться на игре: они получат от нее больше удовольствия и извлекут большую пользу.
Аббревиатуры и обозначения
C Центральный нападающий
F Нападающий
D Защитник
LD Левый защитник
RD Правый защитник
O Игрок команды противников
RW Правый крайний нападающий
LW Левый крайний нападающий
G Вратарь
EX Дополнительный форвард
Игрок, передвигающийся без шайбы
Игрок, передвигающийся с шайбой
Пас
Бросок
Бросок из-под игрока, заслон или парирование броска
Откат
Скольжение вбок перекрестным шагом
Часть I. Игра в наступлении. Нападающие и защитники
Глава 1. Выход из зоны защиты
Мы сталкиваемся с таким элементом игры, как выход из своей зоны или зоны защиты, когда команда, владеющая шайбой, находясь в своей зоне – то есть в той, где ее ворота защищает вратарь, – пытается осуществить переход от обороны к атаке.
Для того чтобы успешно выполнить выход из зоны защиты, в этом элементе игры необходимо участие всей пятерки хоккеистов и даже вратаря. Для организации или помощи партнерам при выходе из своей зоны игроки устремляются к шайбе. Выход из своей зоны осуществляется в четырех случаях: 1) после вброса шайбы командой противника; 2) после броска и последующего отскока; 3) после перехвата шайбы; 4) после отбора шайбы. При выполнении успешного выхода из своей зоны самое сложное – преодолеть давление противника и сделать удачный первый пас. Прежде всего нужно понять, откуда исходит давление, предпринять соответствующие действия и выйти из зоны обороны.
Оценка степени силового давления (прессинга) и вариантов развития игрового эпизода
Когда защитник подхватывает шайбу, начиная выход из своей зоны, он может столкнуться с тремя различными ситуациями. В первом случае силовое давление отсутствует, во втором – игрок, оказывающий силовое давление, находится на расстоянии 6 футов (1,8 метра) или дальше, а в третьем прессингующий игрок – прямо за спиной у защитника.
В большинстве случаев у защитника есть буквально несколько секунд, чтобы принять решение, поэтому зачастую очень важно «выиграть время». Для этого придется, глядя в сторону открытого игрока, сымитировать, «показать» пас. Форчекер – игрок, прессингующий соперника, – как правило, попадается на данный финт или на взгляд в сторону партнера по команде, на которого игрок своим движением «показывает» передачу и разворачивается в соответствующем направлении. Благодаря этому защитник получает дополнительное время на принятие верного решения для успешного выхода из своей зоны и выполнения точного первого паса.
Мастерский обман – это навык, который нужно отрабатывать. Как только он освоен и доведен до автоматизма, защитник получает дополнительное время для принятия верного решения при игре в критической зоне, когда каждая ошибка может стать фатальной и привести к голу в свои ворота, а также снижает вероятность эффективного прессинга, атаки со стороны соперника.
Следующие три примера с участием защитников связаны с различными случаями силового давления, оказываемого после: 1) вброса шайбы командой противника; 2) броска и последующего отскока; 3) перехвата шайбы; 4) отбора шайбы у противника.
1. Силовое давление отсутствует. В этой ситуации задача защитника – быстрое возвращение в свою зону, подбор шайбы, а затем выход из своей зоны к центру площадки – в среднюю или, как ее еще называют, «нейтральную» зону (пространство площадки между синими линиями). В момент движения к шайбе нужно обернуться и постараться просчитать все возможные варианты. При этом вратари должны подсказывать устремившемуся за шайбой защитнику о вероятных вариантах развития игрового эпизода. Даже использование таких реплик, как «время» или «один», достаточно, чтобы дать игроку знать, что у него есть возможность оглядеться, найти свободного партнера, отдать ему передачу и тем самым вернуть шайбу в центр площадки, не теряя времени, думая о возможной атаке и борьбе за шайбу с соперником.
Использование специальных фраз очень важно для успешного выполнения выхода из зоны защиты, потому что внимание спешащего за шайбой игрока сосредоточено на ней, и возможности по оценке действий команды-противника ограничены. А его товарищи по команде, перемещаясь, чтобы поддержать выход из своей зоны, могут отследить факт осуществляемого противником прессинга. Перемещаясь с шайбой и возвращая ее в центр площадки, следует двигаться прямо, удерживая шайбу сбоку, в готовности для паса. Если вы не видите выгодных вариантов продолжения атаки, ведите шайбу прямо перед собой, направляясь к центру площадки.
2. Форчекинг (активный прессинг) с ближнего расстояния. Когда форчекер находится на расстоянии 6 футов (1,8 метра) или далее, защитник вынужден возвращаться за шайбой под опекой, оборачиваясь и контролируя оба плеча оппонента, чтобы оценить угрозу давления, имеющееся время для принятия решения, а также доступные варианты для передачи шайбы после овладения ею. Эти действия нужно обязательно выполнять независимо от степени оказываемого силового давления. По мере приближения к шайбе выровняйте стопы и скользите, а затем сымитируйте, «покажите» движение в одну сторону, а сами уйдите в другую. Так вы приведете форчекера в замешательство и получите время увернуться или быстро принять решение и успешно закончить игровой момент.
Такой финт должен быть несложным, включающим в себя небольшое движение клюшкой или плечом в сторону при развороте бедра в противоположную. В три стремительных шага оторвитесь от форчекера, затем совершите передачу или двигайтесь с шайбой дальше.
3. Стремительный и жесткий форчекинг. В этом случае форчекер в непосредственной близости от защитника, и кажется, что он будет атакован. Направляясь за шайбой, контролируйте оба плеча, а при приближении к шайбе – притормозите. Ваша основная задача – защитить шайбу, прислонившись к форчекеру для контроля его действий. Заставьте соперника погасить ускорение и, развернувшись, либо уводите шайбу, либо направьте ее так, чтобы, отскочив от борта, она оказалась в точке, где без риска потери команда сможет продолжить выход из своей зоны. Ни в коем случае не оставляйте шайбу без присмотра: занимайте обороняющуюся позицию и закрывайте ее, пока не появится возможность успешного развития игрового эпизода.
Поддержка выхода из зоны защиты
У каждого из тройки нападающих в отношении выхода из зоны защиты есть свои основные обязанности, связанные с их игровым амплуа. Выход из зоны обороны инициируется защитниками, и по большей части основная роль форвардов заключается в обеспечении поддержки. Случай, когда форварды должны на раннем этапе покинуть свою зону, может быть частью философии команды или тренера, однако в некоторых вариациях выхода из зоны защиты стоит рассмотреть возможность разрешить крайним нападающим выйти из зоны на раннем этапе, особенно учитывая, что красная линия была упразднена в игре на всех уровнях.
Главные показатели для крайних нападающих – это владение шайбой и степень силового давления: как только вы заметили, что ваш защитник или центрфорвард завладел шайбой при минимальном прессинге со стороны соперника, перемещайтесь в среднюю зону и ждите длинного паса (рисунок 1.1). Необязательно это должен быть прямой пас, это может быть пас от борта в область, куда может добраться и принять передачу крайний нападающий. Такого рода стратегия пугает противников, поскольку они, следуя распространенной тактике, как правило, по меньшей мере одного из своих защитников оставляют сзади и зачастую в нейтральной зоне оказываются в опасной или непосредственной близости от противника. Безусловно, команда противника будет обеспокоена отказом от попытки отрыва с потенциальным выходом один на один и, как следствие, возможно, не станет столь упорно защищать синюю линию.
Расстояние между нападающими и защитниками обычно называют разрывом. При наступлении широкого разрыва появляется временное преимущество и хороший шанс для развития острой атаки. Защищающаяся команда, попадая в подобную ситуацию, стремится к сокращению разрыва и устранению преимущества атакующей команды, созданного ее нестандартными и неожиданными для соперника действиями.
Поддержка выхода из зоны защиты
У каждого из тройки нападающих в отношении выхода из зоны защиты есть свои основные обязанности, связанные с их игровым амплуа. Выход из зоны обороны инициируется защитниками, и по большей части основная роль форвардов заключается в обеспечении поддержки. Случай, когда форварды должны на раннем этапе покинуть свою зону, может быть частью философии команды или тренера, однако в некоторых вариациях выхода из зоны защиты стоит рассмотреть возможность разрешить крайним нападающим выйти из зоны на раннем этапе, особенно учитывая, что красная линия была упразднена в игре на всех уровнях.
Главные показатели для крайних нападающих – это владение шайбой и степень силового давления: как только вы заметили, что ваш защитник или центрфорвард завладел шайбой при минимальном прессинге со стороны соперника, перемещайтесь в среднюю зону и ждите длинного паса (рисунок 1.1). Необязательно это должен быть прямой пас, это может быть пас от борта в область, куда может добраться и принять передачу крайний нападающий. Такого рода стратегия пугает противников, поскольку они, следуя распространенной тактике, как правило, по меньшей мере одного из своих защитников оставляют сзади и зачастую в нейтральной зоне оказываются в опасной или непосредственной близости от противника. Безусловно, команда противника будет обеспокоена отказом от попытки отрыва с потенциальным выходом один на один и, как следствие, возможно, не станет столь упорно защищать синюю линию.
Расстояние между нападающими и защитниками обычно называют разрывом. При наступлении широкого разрыва появляется временное преимущество и хороший шанс для развития острой атаки. Защищающаяся команда, попадая в подобную ситуацию, стремится к сокращению разрыва и устранению преимущества атакующей команды, созданного ее нестандартными и неожиданными для соперника действиями.
Центральный нападающий
Центральный нападающий, как правило, играет глубоко в зоне защиты, но, как говорится в разделе об опеке в зоне защиты, любой нападающий может специализироваться на игре в глубине зоны защиты. Игрок, действующий глубоко в зоне защиты, должен хорошо владеть техникой опеки и выхода из зоны защиты. Зачастую играющий в глубине зоны защиты форвард участвует в отборе шайбы у противников, поэтому его позиция при выходе из зоны защиты, кроме случаев вброса шайбы, почти неизменна. Действующий глубоко в зоне защиты форвард поддерживает оборону в любых случаях выхода из зоны защиты, обеспечивая варианты продолжения игры в центре площадки. Если шайбу ведут вдоль борта, он обеспечивает поддержку крайнему нападающему, который может отбросить шайбу внутрь площадки, выполнить прямой пас или отбить ее от бортов. Центральный или действующий в глубине защиты форвард должен быть открыт для паса, но не терять позицию для осуществления обороны в случае перехвата.Когда игра протекает вдоль бортов, центральные нападающие должны выйти из-под паса и перекатиться в позицию для обороны. В этой позиции очень важно сохранять бдительность, поскольку случиться может все, что угодно, а если во время выхода из зоны защиты произойдет перехват шайбы, центральный или действующий в глубине зоны защиты нападающий должен быть готов к обороне.
Нападающий «сильного фланга»
Во время выхода из зоны защиты нападающий «сильного фланга» должен находиться у бортов и быть открытым для прямого паса или отскочившего от борта. Мы предпочитаем, чтобы крайний нападающий находился в верхней позиции за кругами, окаймляющими точку вбрасывания, чтобы пас защитника или центрального форварда отправил шайбу как можно дальше по площадке.Если во время паса команда противников зажимает или закрывает крайнего нападающего, ему необходимо с борьбой пробиваться вдоль бортов. Он может попытаться преградить путь зажимающему его защитнику, дав задний ход и врезавшись в него во время передачи паса. Если крайний нападающий начинает выход из зоны защиты глубже вдоль борта, а не ближе к центру, как предлагается, тогда пересечение синей линии займет у него больше времени и, вероятно, придется сделать больше передач, что зачастую приводит к перехвату шайбы. Крайний нападающий должен отлично владеть техникой любого рода схваток у борта, поскольку перехват шайбы здесь может дорого обойтись и затянуть время пребывания в зоне защиты, а также нередко предоставить противникам голевой шанс.
Оборона
У тренеров может быть разный взгляд на оборону, но мы считаем, что защита должна быть готова к действиям по выходу из зоны сразу по выполнении первого удачного паса. Некоторые тренеры убеждены, что защитники должны «оставаться дома» или постоянно поддерживать игру перед собой, то есть таким образом, когда они, прежде всего, «прикрывают тылы». Этот подход разумен, но значительно сокращает варианты атаки. Решающим фактором является удачный пас. Стремительно приступать к выходу из зоны обороны должен защитник, находящийся позади, тогда как владеющий шайбой защитник после паса удерживает более оборонительную позицию (рисунок 1.3а).
Рисунок 1.3а. Защита участвует в выходе из зоны защиты.
Положение оттянутого назад защитника более выгодно для просчета ситуации, поскольку он не участвует в отборе шайбы и, как правило, ожидает развития ситуации недалеко от ворот. Иногда в случае опеки зоны защиты или в других случаях при выходе из зоны защиты центральный форвард оказывается глубоко в зоне защиты, тогда находящийся у ворот защитник обязательно должен быть открыт и готов к принятию паса при выходе из зоны (рисунок 1.3b).
Рисунок 1.3b. Центрфорвард оказался глубоко в зоне защиты.
Защитникам, особенно молодым, нужно научиться выполнять сильный первый пас. Во время выхода из зоны защиты тренеры и родители часто кричат защитникам: «Уводи шайбу!» Они имеют в виду, что нужно удерживать шайбу, уходя к центру вдоль бортов, или выполнить бросок с отскоком от стекла. Надо просто сделать все возможное, чтобы вывести шайбу в нейтральную зону, не дав перехватить ее. Иногда во время игры такие действия могут быть целесообразными, но в большинстве случаев команда нацелена на то, чтобы защита научилась просчитывать игру и выполнять идеально точные пасы. Защитникам важно научиться разыгрывать ситуации, выбирая оптимальный вариант во время выхода из зоны защиты.
Рисунок 1.4. Выход из зоны защиты при оборонительном расположении.
Иногда наилучшим вариантом оказывается передача товарищу по команде во внутреннюю или заднюю часть площадки, поскольку во время силового давления 80 % команд заслоняют борта. А значит, если вы выбираете вариант у борта, вы фактически делаете пас в самую гущу противников и даете им возможность перехватить шайбу. Нужно выбросить из головы старинное высказывание о том, что «никогда нельзя делать передачу напротив своих ворот», поскольку иногда это единственный вариант, а нам необходимо действовать непредсказуемо.
Примеры выхода из зоны защиты
Когда игрок возвращается, чтобы вывести шайбу из зоны защиты, партнеры – его главные помощники. Необходимо, чтобы члены команды сообщали о силовом давлении, а также выкрикивали специальные фразы, когда есть возможность воспользоваться подходящим вариантом выхода из зоны защиты. Игроки могут выкрикивать пять фраз: «переход», «к центру», «разворот», «назад», а также «вдоль борта».
«К центру»
Когда защитник D2 выкрикивает «к центру», D1 сразу же понимает, что, как только он завладевает шайбой, основной вариант – разворот на сильный фланг и попытка пробиться к крайнему (левому) нападающему у борта или к центральному форварду (рисунок 1.5). D2 просчитал, что команда противников берет на себя ворота или задний фланг, поэтому оптимальный вариант – сразу же уводить шайбу к сильному флангу. Центральный нападающий C обеспечивает поддержку в глубине зоны, а правый нападающий двигается поперек площадки.
Рисунок 1.5.
«Переход»
Когда D1 завладевает шайбой, D2 видит, что противники сгруппировались на площадке с одного фланга, поэтому он переходит в противоположный угол и выкриком предупреждает о «переходе» игры (рисунок 1.6). D1 выполняет прямой или с отскоком от борта пас по направлению к D2. D1 должен стремительно перемещать шайбу и не допустить ошибки, чтобы давление не перенеслось на D2 прежде, чем он выполнит передачу. Если же это случилось, форчекер может запросто пересечь площадку и добраться до D2, когда тот примет передачу. C осуществляет поддержку в глубине зоны, RW – с флангов, а LW перемещается по площадке, готовый прийти на помощь.
Рисунок 1.6.
«Разворот»
Это случай, когда D1 находится в шаге от форчекера, поэтому D2 выкрикивает: «Разворот!», и D1 стремительно огибает ворота, тогда как форчекеру остается лишь преследовать его. Плотно прижимаясь к воротам при развороте, используйте их как прикрытие от форчекера. Пока D1 разыгрывает ситуацию или двигается к центру площадки, D2 должен прикрывать площадку перед воротами – пятачок (окрашенное в синий цвет пространство у ворот) (рисунок 1.7). C осуществляет поддержку в глубине зоны, LW перемещается поперек площадки, а RW обеспечивает вариант передачи на фланг.
Рисунок 1.7.
«Назад»
В этой ситуации D1 овладевает шайбой и пытается оторваться от форчекера, обогнув ворота. D2 видит, что форчекер нагоняет его партнера, и выкрикивает: «Разворот!» (рисунок 1.8). D1 от борта посылает шайбу прямо за спиной у форчекера по направлению к D2. C осуществляет поддержку, сначала перемещаясь вместе с D1, а затем, после выполненной передачи, через пятачок возвращаясь в глубину зоны. Готовый принять пас после подбора, LW перемещается внутрь площадки, а затем к бортам. RW сначала готовится принять передачу, направленную к центру площадки, от D1, а после паса назад перемещается поперек, помогая осуществить выход из зоны защиты. D2 делает передачу C или LW.
Рисунок 1.8.
Рисунок 1.9.
Иногда тренеры предпочитают, чтобы центральные и крайние нападающие переходили к игре по схеме «назад», что позволяет им сохранять скорость: команда должна убедиться, что обмен позициями совершается стремительно, и в случае перехвата шайбы риск оказывается сниженным за счет готовности команды к обороне. Как видно на рисунке 1.9, когда D1 разворачивается за воротами, C спешит ему на помощь. Если D1 возвращает шайбу назад, C может продолжить движение к борту, а RW может переместиться к центру площадки, чтобы поддержать направленную назад передачу D2.
Последним вариантом игры по схеме «назад» является возврат защитником D1 шайбы центральному нападающему C в углу сильного фланга. Благодаря этому осуществляющая выход из зоны защиты команда может рассеяться по площадке, препятствуя форчекерам заблокировать все варианты. D2 осуществляет поддержку c внешнего фланга в ожидании паса, а D1 передает шайбу назад центральному нападающему C, который должен выкриком сообщить о таком варианте.
«Вдоль борта»
Этот вариант (рисунок 1.10) часто используется, когда противники применяют жесткий прессинг. Оптимальное решение – обойти форчекинг, ведя шайбу строго вдоль борта. D1 возвращается за шайбой и на скорости ведет ее вдоль борта к RW. С оказывает им поддержку сзади, а LW приходит на помощь с другого фланга. В случае игры против команд, чьи защитники подключаются к атаке при отборе направленной вдоль борта шайбы, крайние нападающие должны суметь защитить и завладеть ею, а затем направить игрокам, осуществляющим поддержку. В этой ситуации RW должен суметь завладеть шайбой и разыграть ситуацию, вести шайбу или отбросить ее от борта за спину защитнику, подключившемуся к атаке. Как говорилось ранее, способность вывести шайбу от борта под давлением – это навык, который также требует выносливости, особенно если защитник команды противника стремительно подключается к атаке и применяет силовые приемы.
Рисунок 1.10.
Организованный выход из зоны защиты
Бывают случаи, когда ваша команда завладевает шайбой, а игроки команды противника уже отошли назад, образовав «ловушку» для оказания силового давления. Они располагаются спиной к нейтральной зоне и ждут, когда начнется выход из зоны защиты, чтобы перехватить шайбу. Вместо того чтобы прокладывать путь мимо «ловушки» в одиночку, рискуя потерпеть неудачу, лучше скоординированно выдвигаться с группой партнеров. Это называется организованный выход из зоны.
Если вы выходите из зоны защиты организованно, используя заранее продуманные комбинации для пятерки игроков, противнику будет не так-то легко перехватить шайбу. При организованном выходе из зоны защиты ключевую роль играют два фактора: (1) четверо игроков без шайбы передвигаются на скорости, а (2) владеющий шайбой игрок оценивает варианты и выбирает оптимальный. При выполнении организованной комбинации владеющий шайбой игрок выступает в качестве разыгрывающего, который знает маршруты своих партнеров, выбирая открытого игрока и лучшее продолжение.
В данном разделе приведены три схемы организованного выхода из зоны защиты, в рамках которых в результате скоординированного перемещения у вас появится достаточно вариантов вырваться из западни. Все они одинаково удачны, но изучить и выполнить все три варианта сложно, поэтому тренеры должны остановиться на каком-то одном и отрабатывать его вновь и вновь, пока выполнение не станет автоматическим. Зачастую в результате удачного проведения данных вариантов выхода из зоны защиты вы не только избежите западни, но и создадите голевой момент.
Суть любой ситуации контролируемого выхода из зоны защиты состоит в том, чтобы предоставить владеющему шайбой игроку больше вариантов, чем противники в состоянии заблокировать. Защитник должен сам сделать правильный выбор, но помимо этого тренерский состав должен подготовить команду к определенным решениям, которые помогут одолеть конкретных противников.
Длинный переход: от своей к чужой синей линии
D1 за воротами ожидает, пока C резко не переместится назад. C быстро направляется за ворота. D2 бросается в противоположный угол. LW находится в ожидании в углу ближней синей линии. RW ожидает в углу у дальней синей линии. У D1 – четыре открытых варианта. C может стремительно подобрать шайбу и попытаться, петляя, проложить себе путь сквозь «ловушку» или передать шайбу LW, RW или назад защитнику D1 и к центру на сторону площадки соперника (рисунок 1.11а). D1 может пропустить C мимо себя, чтобы тот выехал с противоположной стороны ворот и сделал передачу LW или D2 (рисунок 1.11b). Если D1 отдает пас D2, то следующим возможным вариантом должен стать длинный пас правому нападающему RW, который перемещается по площадке, или LW, который катится по кривой через центр площадки.
Рисунок 1.11.
Под углом на сильный фланг
D1 позади ворот ожидает, когда C развернется. C может развернуться позади ворот или заехать в дальний угол. RW разворачивается на том же фланге, но несколько ближе к центру площадки, чем C. D2 находится в ожидании в самом углу. D1 тут же делает передачу D2, у которого тогда по мере перемещения к центру площадки открываются три варианта: (1) выполнить пас LW, а тот может сделать пас или передать шайбу по направлению к RW, пересекающему центр площадки; (2) отдать пас RW; (3) осуществить передачу через центр на дальний фланг. Ведущими игроками являются RW и C, поскольку они перемещаются на скорости, чтобы пробиться сквозь «ловушку» (рисунок 1.12).
Рисунок 1.12.
Трое поодаль
D1 в течение нескольких секунд находится в ожидании за воротами. Все трое нападающих держатся поодаль в нейтральной зоне. D2 страхует D1, свободно перемещаясь в одном из углов. D1 выходит на передний план и делает пас C, который кружит в центре площадки, LW или RW, которые перемещаются или занимают определенную позицию (неподвижную позицию вдоль бортов у одной из линий). Если центрального нападающего C при получении шайбы прессингуют, он может совершить бросок от борта и заставить LW или RW пуститься за ней вдогонку (рисунок 1.13).
Рисунок 1.13.