Главная > КОУЧИНГ

ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Многолетняя подготовка юных хоккеистов включает в себя следующие этапы:

•спортивно-оздоровительный (предварительной подготовки);

•начальной подготовки;

•учебно-тренировочный (начальной и углубленной специализации);

•спортивного совершенствования;

•высшего спортивного мастерства.

Спортивно-оздоровительный (предварительный этап).

К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная  и  воспитательная  работа,  направленная  на  укрепление здоровья,  на  разностороннюю  физическую  подготовку,  освоение  и совершенствование жизненно важных двигательных качеств, на овладение основами техники хоккея.

Этап  начальной  подготовки. На  этот  этап  зачисляются  учащиеся образовательных  школ,  желающие  заниматься  хоккеем  и  имеющие письменное  разрешение  врача-педиатра.  На  этапе  начальной  подготовки осуществляется  физкультурно-оздоровительная  и  воспитательная  работа, направленная  на  укрепление  здоровья,  разностороннюю  физическую подготовку и овладение основами техники и тактики хоккея, выполнение контрольных  нормативов  для  зачисления  на  учебно-тренировочный  этап подготовки.  На  этапе  начальной  подготовки  начинается  формирование детских команд и соревновательная практика в городских и региональных соревнованиях.

Учебно-тренировочный  этап. На  этом  этапе  формируется  группа учащихся на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых детей, прошедших  необходимую  подготовку  в  течение  1  года  и  более  и выполнивших приемные нормативные по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии  выполнения  учащимися  контрольно-переводных  нормативов  по общефизической и специальной подготовке. На учебно-тренировочном этапе начинается формирование юношеских команд и соревновательная практика во всероссийских соревнованиях.

Этап спортивного совершенствования. На этом этапе формируется группа  учащихся  на  конкурсной  основе  с  высоким  уровнем общего  и специального  физического  развития  и  функционального  состояния организма, имеющих положительную динамику спортивных достижений и высокие  результаты  выступлений  в  официальных  региональных  и всероссийских соревнованиях.   На  этапе   спортивного   совершенствования   формируются юниорские и молодежные команды в зависимости от уровня квалификации и выполнения спортивных разрядов.

Этап высшего спортивного мастерства. На этом этапе формируется группа учащихся со стабильно успешными результатами выступлений вовсероссийских и международных соревнованиях, достигнувших результатов уровня сборных команд России, уровня квалификации КМС, МС, МСМК.

В таблицах 1-4 представлены ориентиры по возрасту, этапам и годам обучения, количеству занимающихся в группах и общему количеству учебных часов в неделю для каждой группы, процентному соотношению видов подготовки, показатели соревновательной нагрузки на разных этапах.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ

Этап начальной подготовки (НП).

На этап начальной подготовки зачисляются,  или переводятся  из  спортивно-оздоровительных  групп мальчики, желающие заниматься избранным видом спорта, и не имеющие медицинских  противопоказаний  к  занятиям,  имеющие  письменное разрешение (допуск к занятиям в спортивной секции) врача-педиатра.

На  этапе  начальной  подготовки  осуществляется  спортивно-оздоровительная  и  учебно-воспитательная  работа,  направленная  на разностороннее  общефизическое  развитие,  двигательную  и  физическую подготовленность, что закладывает первичную базу для овладения основами техники  хоккея с  шайбой  и  выполнения  контрольных  нормативов  для зачисления на последующий учебно-тренировочный этап подготовки.

В  ходе  выполнения  различных  двигательных  заданий  выявляется структура  и  уровень  развития  спортивных  способностей,  что  позволяет осуществить первичную ориентацию на выбор хоккейного амплуа.

Период обучения на данном этапе 4 года. Возраст занимающихся от 7 до -10 лет, что зависит от уровня развития и подготовленности ребенка, степени  и  темпов  прироста  основных  показателей  его  развития,  что определяет успешность выполнения контрольно-переводных нормативов.

На этапе начальной подготовки решаются следующие задачи:

•выявление детей способных к занятиям по хоккею;

•формирование стойкого интереса к занятиям по хоккею;

•всестороннее        гармоничное       развитие        физических    способностей, укрепление здоровья, закаливание организма;

•воспитание  физических  качеств:  быстроты,  гибкости  и координационных качеств;

•разучивание основных приемов техники, а также индивидуальных и групповых тактических действий;

•овладение основами соревновательной деятельности по хоккею.

На этапе начальной подготовки организация и методика проведения учебно-тренировочного  процесса  в  целом  аналогична  предварительному этапу.

Вместе с тем следует отметить некоторые различия:

•Продолжается отбор способных к хоккею детей (преимущественно 2-й и 3-й фазы) и осуществляется формирование у них стойкого интереса к занятиям хоккеем.

•На  этом  этапе  несколько  снижается процент общей  физической подготовки и увеличивается процент специализированной подготовки.

•Обращается больше внимания па воспитание специализированных физических  способностей  (скоростных,  координационных  качеств  и гибкости).

•Более  основательное  освоение  основных  приемов  техники  и индивидуальных и групповых тактических действий.

•Ознакомление  с  правилами  игры  и  освоение  основ соревновательной деятельности.

Учебно-тренировочный  этап  (УТ).

 Состав  учебно-тренировочных групп  формируется  на  конкурсной  основе,  путем  перевода  учащихся  из групп начальной подготовки, прошедших подготовку не менее 4 лет, путем зачисления  здоровых  и  практически  здоровых  учащихся,  успешно выполнивших  контрольно-переводные  нормативы  по  общефизической  и специальной подготовке.

На учебно-тренировочном этапе перевод учащихся на следующий год обучения,  осуществляется только  при  условии  успешного  выполнения контрольно-переводных  нормативов  по  общефизической  и  специальной подготовке, освоения начальных основ техники спортивного амплуа.

Период обучения на данном этапе 6 лет. Возраст учащихся 11-16 лет.

На  учебно-тренировочном  этапе  целесообразно  рассмотреть  задачи, решаемые на этапе начальной и углубленной специализации отдельно.

Задачи начальной специализации:

•воспитание  физических  качеств:  быстроты,  гибкости  и координационных качеств;

•овладение   приемами  техники  хоккея  и  их   совершенствование  в усложненных условиях;

•разучивание индивидуальных и групповых тактических действий в атаке и обороне и их совершенствование в игровых условиях;

•освоение  соревновательной  деятельности. 

Задачи  углубленной специализации:

•воспитание специальных физических качеств:  силовых, скоростных, координационных и специальной (скоростной) выносливости;

•разучивание сложных приемов техники и совершенствование ранее освоенных приемов в игровых условиях;

•освоение  индивидуальных,  групповых  и командных  тактических действий в атаке и обороне;

•совершенствование   соревновательной   деятельности   юных хоккеистов с учетом их индивидуальных особенностей и игрового амплуа.

•Формирование  умения  готовиться  к  игре,  управлять  своим состоянием в ходе матча и восстанавливаться после матча.

При  переводе  и  зачислении  юных  хоккеистов  на  учебно-тренировочный  этап,  на  котором  осуществляется  начальная,  а  затем углубленная специализация, хоккеисты сдают приемные нормативы по ОФП, СФП и технической подготовке.

На подэтапе начальной специализации обращается особое внимание на воспитание специальных физических качеств: скоростных, координационных и  выносливости.  На  освоение  и  совершенствование  приемов  техники  в усложненных условиях во взаимосвязи с индивидуальными и групповыми тактическими  действиями.  На  этом  подэтапе  следует  начинать  освоение командных тактических и соревновательных действий в атаке и обороне.

Этап  спортивного  совершенствования  (СС).

Состав  групп формируется из числа спортсменов, выполнивших или подтвердивших II спортивный разряд. Перевод учащихся по годам обучения на данном этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивно-

8технических показателей общей и специальной подготовленности учащихся и выполнения в дальнейшем I спортивного разряда.

Период обучения на этапе составляет 3 года. Возраст занимающихся  - 17-19лет

Этап  высшего  спортивного  мастерства  (ВСМ).

Состав  групп формируется  из  числа  перспективных  спортсменов  хоккеистов, выполнивших  или  подтвердивших  разряд  кандидата  в  мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса.

Возраст занимающихся на этапе 20 лет и выше, при этом возраст спортсмена не ограничивается, если спортивных результаты стабильны и соответствуют требованиям высшего спортивного мастерства.