Дополнительная подготовка в хоккее - критерии эффективности.
Всем привет!
Сегодня хотелось бы сказать несколько слов об эффективности.
Когда-то очень давно, Игорь Михайлович Евдокимов, изрёк - "бесполезных тренировок не бывает!" И в этом я с ним полностью согласен. Опустим нюансы - "где, когда, сколько и зачем", опустим "цели и задачи", рассмотрим сам факт. А по факту получается именно так - каждая тренировка что-то даёт спортсмену. Пусть маленькую, но крупицу мастерства, силы, ловкости, быстроты, выносливости.
Но зачастую от родителей юных хоккеистов звучат вопросы, на которые и хотелось бы поискать ответ в этом рассуждении. Вопросы разные, но все их можно объединить одной фабулой - "Мы работаем дополнительно индивидуально, работаем много и кропотливо. Эффект есть, он виден, но он тождественен прогрессу команды в целом. Ребёнок не выделяется среди партнёров по звену, не смотря на то, что работает на порядок больше".
Собственно на этот вопрос есть два ответа.
Первый весьма прост - "ждите". Когда все составляющие игрового мастерства и физиология выстроятся в некую гармоничную структуру, ребёнок обязательно "выстрелит". Примеров тому, что "вдруг" начинают играть те, на кого тренер ставку делать и не предполагал - не счесть. А в "ростерах" команд КХЛ мелькают фамилии игроков, "не хватавших звёзд с неба" в детском хоккее - это тоже реальность.
Второй вариант ответа несколько пространнее и предполагает некую аналитику.
Опустим, опять-же, детей "родившихся "в коньках". По ним всё предельно просто. Наличие характера, трудолюбия и целеустремлённости, практически гарантирует им "звёздный" статус в будущем. Но таких пацанов, как вы понимаете, на возраст - "по пальцам пересчитать". И о них здесь речь не пойдёт. Костяк команды составляют трудолюбивые, самоотверженные, мастеровитые парни, к которым мастерство пришло через пот, кровь, многочасовую натужную работу, лишения и жертвенность. Вот им бы и хотелось помочь. Помочь сделать так, чтобы каждый "килоджоуль" их кропотливого труда, лёг на алтарь достижения, именуемого "МАСТЕРСТВО".
С этой точки зрения и хочется поговорить об ЭФФЕКТИВНОСТИ работы.
Самое распространённое мнение, что технику бега хоккеиста на коньках лучше всего формирует занятие на льду. С ним трудно не согласиться, ибо это абсолютно верное мнение. Теперь давайте посмотрим, сколько лет отводится этой премудрости российской методологией?
Пять! Пять полноценных сезонов отводится на то, чтобы техника владения игроком коньками не вызывала нареканий со стороны тренеров, которые будут работать с ними в будущем. Много вы видели детей, про которых в десять лет можно сказать - он владеет коньками идеально? Нет! Вот и я придерживаюсь того мнения, что таких ребят, не смотря на то, что они безусловно есть, совсем не много. А ведь с десяти лет начнутся сложные технико-тактические, а затем и тактические занятия! И все проблемы в коньковой подготовке неминуемо вылезут наружу!
Что же делать?
Ответ один - работать!
Но где взять столько льда? И почему, собственно, нужно заниматься дополнительно, если методология российского хоккея, небезосновательно определяет сроки и результат тренировочного воздействия?
Ответ на эти вопросы лежит и в области квалификации тренера, и в плоскости действительного положения у школ со льдом. Но поскольку сегодня мы говорим о дополнительной подготовке, давайте на этом и заострим наше внимание.
Ни для кого не секрет, что родители снимают дополнительный лёд, ходят на всевозможные подкатки, коих сейчас невообразимая масса, и стараются сделать всё, для повышения квалификации своего чада.
Приносит ли это результат?
Да, безусловно приносит! Если "звёзды" лягут, и специалист на "подкатке" действительно хороший, если группа возглавляемых им детей малочисленна и каждому ребёнку уделяется должное внимание, эффективность такой тренировки будет действительно высока. Но...
Почему любой квалифицированный командный специалист, при первой же образовавшейся возможности старается перенести часть тренировок команды с искусственного льда на естественный?
Почему инженерно-технические лаборатории университетов США и Канады, штампуют одно за другим ноу-хау в области инноваций спортивно-тренировочных средств? Да всё потому, чтобы повысить ЭФФЕКТИВНОСТЬ обучения! Для того, чтобы добиться максимального ЭФФЕКТА за минимальный период времени. Ведь по сути, и у них и у нас схожие проблемы. Любые дополнительные занятия - платные, и что характерно, как для них, так и для нас, это весьма ощутимые деньги.
Я не стану загружать вас цифрами, а только резюмирую сказанное. Канадские аналитики подсчитали, что тренировка с использованием качественных инновационных тренировочных средств, со стопроцентной долей вероятности, повышает тренировочный эффект минимум на 30%. Это значит, что юный спортсмен тренируясь по специальной программе, экономит и 30% своего времени, и 30% своих средств. В пересчёте на абсолютные цифры это очень высокий результат!
Однако я не даром оговорился словом "качественных"!
Сегодня расплодилась масса структур, постеливших на пол более-менее скользкий пластик, и вот уже готова зона для отработки техники владения клюшкой. А уж если стоит какой-либо дешёвенький "трейд-милл", так и вовсе всё позиционируется как уникальный центр подготовки.
Это абсолютно не соответствует истине! Нет, безусловно, работа на "пластике" для юного хоккеиста важна и полезна! Этого никто не станет отрицать! Только для чего за неё платить деньги?
Не правда ли, куда как более действенно провести полноценную тренировку на технику владения клюшкой, на коньках, с использованием специальных тренировочных средств, и уже "дома" закреплять полученные знания на пресловутом "пластике" и при этом совершенно бесплатно.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ такого подхода, намного выше постоянно оплачиваемых тренировок, с пусть и квалифицированным специалистом, но на неквалифицированно оборудованном месте. Такой подход, во много раз сократит ваши расходы, и во столько же раз сэкономит ваше время.
Теперь несколько слов о "ледовой беговой дорожке".
Со всей ответственностю - она, непревзойдённый инструмент корректировки техники бега на коньках, а так же элементов, именуемых техникой комплексных приёмов. И тем не менее, даже тут есть нюансы. И главный из них - площадь полотна рабочей поверхности дорожки. К сожалению я не знаком с моделью, которая используется на Сахалине, и той, которая производится в Новосибирске, по тем видеороликам которые видел, не смог сложить должного впечатления. Но из того, что знаю досконально, требованиям ЭФФЕКТИВНОСТИ в работе соответствует две модели - WOODWAY и REAKTOR.
Так что выбирая центр дополнительной подготовки для своего ребёнка, каждый родитель должен понимать, что только наличие профессиональных технологий в оборудовании школы, с технической точки зрения гарантирует вам максимальный эффект и максимальную экономию средств.
Подводя итог своего монолога, хочется пожелать всем ребятам и их родителям не только слышать сладостные речи своего "наставника" по дополнительному хоккейному образованию, но и ощущать ЭФФЕКТ от его работы, как в личной статистике, так и в турнирной таблице текущего Первенства.
Всем удачи!