. В. ТАРАСОВ "ПОТОЧНЫЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ В ХОККЕЕ"
ВВЕДЕНИЕ
Повышение спортивного мастерства требует не только качественных сдвигов в учебно-тренировочной и воспитательной работе, но и существенных изменений форм организации и методов проведения тренировочных занятий. В данной брошюре мы касаемся лишь одного раздела - тренировочной работы команды на льду.
В последние годы тренировочная работа в наших ведущих хоккейных командах значительно улучшилась главным образом за счет увеличения интенсивности, режима тренировок, объема физических нагрузок. И все же содержание тренировочного процесса, его организация и методы не полностью отвечают тем требованиям, которые мы предъявляем к хоккеистам высшего международного класса.
Хоккеист высокого класса - это физически разносторонний атлет, у которого ярко выражены скоростные, силовые качества, взрывная быстрота реакции. Его техническая оснащенность должна позволять ему безошибочно выполнять и основную роль в команде и мгновенно решать возникающие тактические задачи. Высокий класс в современном хоккее немыслим без высокой игровой культуры спортсмена, куда входят тактическая интуиция и сыгранность, совершенное чувство ориентировки, умение ощущать ритм игры, действия противников и партнеров. Разумеется, это должен быть спортсмен с крепкой волевой закалкой.
Но как достичь такого высокого уровня разносторонней подготовки хоккеистов?
Испытанный годами метод заключался в том, что мы разбивали команду на отдельные группы и, удобно разместив их на поле, давали различные тренировочные упражнения по физической, технической или тактической подготовке. При этом каждая группа игроков действовала в какой-то степени изолированно друг от друга.
Подобная организация тренировочного занятия в прошлом позволяла нам подготавливать хоккеистов достаточно высокого класса, которые, кстати, сумели одержать немало блестящих побед на большой международной арене. Но хоккей не стоит на месте. Диалектики жизни неминуемо требует совершенствования форм и методов тренировочного процесса, и то, что было хорошо вчера, не подходит для сегодняшнего дня.
Но, может быть, при существующем методе тренировки и сложившейся организации типового урока можно добиться желанного за счет более тщательного подбора упражнений, повышения тренерского мастерства? Уверен, что нет. Дело в том, что характер тренировки в рамках сложившейся организации урока почти невозможно приблизить по содержанию и накалу даже к рядовому матчу. Обычно в такой тренировке выпадает темповой, волевой накал борьбы, часто технические приемы выполняются в "тепличных" условиях, в комбинациях упускается какой-то важный элемент хоккейной игры, что не создает обстановки, способствующей оптимальному совершенствованию мастерства игроков, не готовит их к матчу с сильным противником. А если хоккеист изо дня в день "не дополучает" в ходе занятий нагрузку и тренировочный материал, хотя бы равный тому, что понадобится в напряженной календарной игре, то замедляются и темпы спортивного роста хоккеиста. Не в этом ли одна из причин того, что в нашем хоккее за последние годы не так уж много воспитано хоккеистов высокого международного класса, а уровень и спортивные достижения тех команд, которые укомплектованы сильными игроками, невысоки и нестабильны?
Кроме того, мы должны очень внимательно следить за равномерностью развития всех основных компонентов хоккея. Ведь не секрет, что несколько лет назад мы вдруг ощутили свою беспомощность в завершении атак и средствах обороны. Выправив эти недостатки, мы вдруг заметили меньшую готовность игроков к скоростному катанию, к единоборству. И все это происходило лишь из-за неправильного содержания тренировочной работы, которая в определенной мере была оторвана от постоянно возрастающего и изменяющегося класса игры мирового хоккея.
И, наконец, последнее доказательство в пользу изменения организации и методов тренировочного процесса.Широкое общение нашего хоккея с зарубежным из года в год ставит наших тренеров и хоккеистов перед постоянно возникающими новыми тактическими проблемами. Эти проблемы все чаще стали касаться не только игры отдельных хоккеистов или звеньев, но что очень важно, всей команды. Больше того, по моему убеждению, над общепринятой в мировом хоккее тактикой ("пять в атаке, пять в обороне") и системой игры (вратарь, два защитника, три нападающих) нависла "туча" перемен. Во всяком случае, в нашем хоккее такая попытка серьезной реконструкции тактики ведется не первый год, и мы надеемся, что рано или поздно из "тучи" разразится такой "ливень", который сможет во многом изменить и расстановку сил, и характер хоккея, и методы ведения игры. А новая система, новые методы ведения атаки и организации обороны, безусловно, потребуют изменения форм и методов учебно-тренировочного процесса. Новая игровая идея требует не только вдохновенного и большого труда, но непременно труда целенаправленного, осмысленного, заставляющего хоккеиста изо дня в день повторять и творчески обогащать свой навык, умение и знания. Предлагаемый нами новый метод тренировки как раз и предусматривает быструю и качественную тактическую перестройку команды, смелого внедрения в хоккей новых приемов и комбинаций.
Необходимость нахождения новых организационных форм и методов тренировочной работы назрела несколько лет назад. Вначале были проведены эксперименты на некоторых окружных армейских командах, а затем новый, как мы его назвали, "поточный" метод командной тренировки был взят на вооружение хоккейного коллектива ЦСКА, а несколько позже сборной страны. По нашему глубокому убеждению, поточный метод может позволить хоккеисту в более сжатые сроки повысить мастерство, а звену и команде обеспечить сыгранность и повышение класса игры. Именно поэтому мы предлагаем его для широкого использования в учебно-тренировочной работе команд по хоккею.
ПОЛНОСТЬЮ РАБОТА ДОСТУПНА ТОЛЬКО ДЛЯ "ДОНОВ" ПРОЕКТА "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ"