РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО... "ТАЛАНТ - ДЕЛО НАЖИВНОЕ"
Возможно, то что я сейчас напишу, кому-то покажется крамольным. И это не мудрено, потому как общепринятая точка зрения, сегодня нам диктует абсолютно противоположные истины.
Но я попытаюсь обосновать свою точку зрения, в форме ненаучного очерка, опираясь на строгие научные определения.
Итак, все мы знаем, что "талант", или повышенные способности к чему либо, (а в нашем случае к хоккею) - умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно.
(Достаточно ёмкое определение, к которому вряд ли можно добавить ещё что-то более-менее существенное.)
Академик Б.Н. Теплов писал -
1. Способности (талант) — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих деятельностей.
3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Не являясь наличными знаниями, навыками или умениями, способности в то же время могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих навыков.
Таким образом, суммируя определения данные способностям (таланту) основателем школы дифференциальной психологии, применительно к хоккею мы можем полагать, что если особенностью приобретения должных навыков и умений, ребёнком, являются лёгкость и быстрота их приобретения, то это отличие от основной массы детей и является определением таланта ребёнка к хоккею.
Легко предположить, что только хоккей, как род деятельности может поспособствовать возникновению (пробуждению) способностей и охарактеризовать их наличие, поскольку вне деятельности (хоккея), у ребёнка не будет предпосылок к их возникновению (пробуждению).
Так из чего возникает талант, и в чём его отличие от заурядности?
Академик Б.Н. Теплов характеризует два основных качества. Первое - анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. И второе - результат развития в процессе той или иной деятельности, (игровом и тренировочном процессе.)
Первое без второго, как мы выяснили, не может существовать. То есть, особенности конечно могут присутствовать, но без развития (в игровом и тренировочном процессе), грош им цена. А второе без первого? Ну вот нет у ребёнка анатомо-физиологических особенностей... Буре или Гретцки и что? Ведь определение, данное наукой способностям (таланту) гласит - умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно. Возможно ли это умение, без анатомо-физиологических особенностей, но при наличии должного результата развития в процессе той или иной деятельности, (игровом и тренировочном процессе.) На мой взгляд ответ очевиден - да, возможно.
Академик С. Л. Рубинштейн писал:
"...специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности."
Тем самым, можно полагать, что специальные особенности (мастерство) могут иметь одинаково эффективное проявление как в исполнении одарённого спортсмена, так и заурядного, но имеющего должный результат развития исполнительского мастерства.
Другое научное определение гласит:
"Способный спортсмен отличается (от заурядного) комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности."
Однако мы выяснили, что способность (талант) не возможен к проявлению без результата развития в игровом и тренировочном процессе. Следовательно можно предположить, что результат развития (квалификация), сможет привести к эффективной деятельности и без наличия этих качеств?
Что для этого нужно? Обратимся к науке...
"Комплекс физических и психических качеств спортсмена не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях."
На мой взгляд, ключевое слово здесь - компенсация. Пусть заурядный спортсмен не столь быстр, как одарённый, но за счёт грамотного выбора позиции и чёткого выполнения тренерской установки, он может быть не менее эффективным, чем самый скоростной игрок. Манёвренность и техника компенсируются силой, игровые качества - схематичностью, и так далее.
Таким образом, сам собой напрашивается следующий вывод:
Отсутствие природных способностей, не есть приговор. Талант - дело наживное...
***
В продолжение этой темы, хотелось бы поговорить о таланте, с точки зрения "главного действующего лица", а именно тренера, который выявляет в игроке его наличие, степень и способности к его развитию.
Определение степени талантливости имеет стойкую ассоциацию с прогнозированием будущих возможностей спортсмена. Такую оценку тренеру наиболее целесообразно вести на фоне группового занятия, в котором хорошо прослеживаются оцениваемые факторы.
Эти факторы имеют три основополагающие составляющие, из которых, как минимум одна - "условия" одинакова для всех, а две других - "общие способности" (как тренируемые так и внутренние), а так же "отношение" (усилие) - сугубо индивидуальны.
Давайте поговорим об этих "индивидуальных" составляющих.
"Способности" - напрямую связаны с талантом, который есть проявление как наследственных, так и обретённых в тренировке навыков и качеств. При этом наследственность весьма важный и значительный фактор при определении потенциала к развитию таких качеств как сила, скорость, взрывная мощь, гибкость, сердечно-сосудистая выносливость и т.д.
Безусловно то, что способности, при систематической профильной тренировке имеют тенденцию к качественному развитию, но изначально, спортсмен должен обладать физическими характеристиками, необходимыми для данного вида спорта.
Ещё со времён Советского Союза, наш хоккей имел принципиальную систему отбора, основанную на физических характеристиках и врождённых игровых навыках, и после селективного отбора по этой системе спортсмен приходил именно в тот вид спорта, к которому у него выявлялась предрасположенность.
В то время, росто-весовые показатели спортсмена не являлись сколь-либо определяющим критерием, и игроки далёкие от гренадёрских параметров, имели значительные перспективы и добивались весьма высоких результатов.
"Здоровье", ещё один "реквизит" физиологических характеристик спортсмена. Наличие наследственных заболеваний, предрасположенность и наличие травм, история прежних заболеваний, является важнейшим фактором при отборе ребёнка в хоккей.
Безусловно тут нельзя обойтись без углублённого медицинского освидетельствования и тренер просто обязан на нём настоять. Справка от педиатра, со штампом "годен" - документ, который не может и не должен удовлетворить хоккейную школу даже на начальном этапе подготовки будущего хоккеиста. Только полное обследование организма на способность к интенсивной тренировочной работе, та норма, которую следует соблюдать в данном вопросе.
Второй индивидуальной составляющей является отношение (усилие), которое практически полностью отождествляется с таким свойством личности, как характер.
Чем опытнее тренер, тем глубже он понимает, что характер спортсмена является ключевым компонентом при достижении успеха в спорте. Вполне естественно, что тренер, вкупе с должными физическими и физиологическими характеристиками, с имеющимся врождённым игровым навыком ищет в спортсмене и позитивные черты характера.
Спортсмен обладающий рабочей этикой (прилежанием), состязательным упорством, самомотивацией, дружелюбием, самоотверженностью, спортивной злостью, ориентированностью на коллективное усилие, и проявляющий эти качества в соревнованиях и в тренировочном процессе, безусловно отличается наличием необходимой составляющей характеризующей возможное развитие высокого профессионализма и мастерства.
Итак мы вывели и обосновали уравнение прогнозирования таланта - "Результат = (способности + здоровье) * отношение * возможности" Придерживаясь данной схемы, тренер создаёт профиль каждого игрока своей команды, который помогает ему в "измерении" потенциала спортсмена, но об этом уже в другом повествовании...
Продолжение следует...