Главная > КОУЧИНГ

В.П. САВИН "ХОККЕЙ КАК СПОРТ И СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Перевести эту страницу



За относительно короткий исторический период  своего развития в России хоккей с шайбой стал одной из самых популярных игр и получил распространение по всей стране. Как средство физического воспитания хоккей нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения: у детей младшего, среднего и старшего возрастов в хоккейных секциях, школьных коллективах физической культуры, в ДЭЗах по месту жительства и ДЮСШ, в системе физического воспитания студентов вузов, в большинстве коллективов физической культуры и спортивных клубах в добровольных физкультурных спортивных обществах (ДФСО) профсоюзов и ведомств.

В Вооруженных силах страны эта игра применяется как средство физической подготовки воинов. Большая популярность хоккея в народе и широкое его использование в отечественной системе физического воспитания обусловлены рядом факторов, среди которых следует выделить следующие: высокую зрелищность, эмоциональность, накал страстей, непредсказуемость результата, большое физическое и психическое напряжение и мастерство, переходящее в искусство.

Все это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, и определяет особенности ее структуры и содержания. Вся игровая деятельность осуществляется в движении на коньках в интервальном режиме в составе команды 4 или 3 звеньев.

Согласно правилам в игре единовременно могут участвовать одно звено (5 человек) и вратарь. Поэтому в ходе матча звенья меняются поочередно. Сменой звеньев руководит тренер, используя ее как важный тактический ход в целях достижения победы.

В заявке на игру команда выставляет 22 человек: двух вратарей и 4 пятерки полевых игроков. Хоккеисты одного звена, выходя на лед, проводят игровой отрезок (40— 120 с) в максимальном темпе. Затем их сменяет другое звено, а первое отправляется на скамью запасных игроков, чтобы через 2,5 — 4 мин выйти на лед снова. Всего за период (20 мин чистого времени) каждое звено проводит 5 — 6 игровых отрезков, а за игру 15—18. Такой временной режим позволяет хоккеистам в каждом игровом отрезке поддерживать высокий темп игровой деятельности.

Для хоккея характерен высокий дух соперничества, связанный с противоборством игроков, звеньев и команды в целом. Стремление обыграть противника в быстроте действий, изобретательности, силе, точности, направленных на достижение победы, способствует мобилизации всех возможностей для преодоления трудностей, возникающих в ходе сложной борьбы.

Одной из отличительных особенностей игровой деятельности хоккеистов является большой объем силовых единоборств, происходящих на хоккейной площадке. Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой и жесткостью силовых единоборств, требует большого мужества и способствует воспитанию у хоккеиста высокого уровня волевых качеств: смелости, решительности, настойчивости , инициативности, целеустремленности.

Тактика хоккея предполагает единство индивидуальных и коллективных действий. Различные функциональные обязанности хоккеистов предопределяют постоянные взаимодействия с партнерами в рамках отдельной «связки» или звена. Уровень коллективных взаимодействий определяет класс игры команды. Вместе с тем коллективность действий не только не мешает, но и способствует проявлению индивидуального мастерства каждого хоккеиста, раскрытию его творческих способностей в ходе борьбы для достижения победы. Эта особенность свидетельствует о больших возможностях хоккея как мощного средства воспитания таких важных качеств, как коллективизм, чувство товарищества, взаимовыручка, умение подчинять свои действия интересам коллектива.

Игровой деятельности хоккеиста присуще большое разнообразие движений переменной интенсивности, в которых задействовано огромное количество мышечных групп, работающих в различных режимах энергообеспечения.

В процессе соревновательной деятельности (как в одном игровом отрезке, так и в матче в целом) хоккеист высокой квалификации выполняет работу различной мощности в следующих соотношениях:

- максимальной и субмаксимальної! мощности — 14—16% в анаэробных режимах;

- большой мощности — 24 — 26% в смешанном, аэробно-анаэробном режиме;

- умеренной мощности — 60 % в аэробном режиме.

За игру хоккеист высокой квалификации пробегает 6 — 8 км. При этом его показатели составляют:

- частота сердечных сокращений (ЧСС) — 145 — 200 уд/мин;

- уровень молочной кислоты в крови — 150—170 мг%;

- потребление кислорода — 3,9 —5,1 л/мин;

- кислородный долг — 7 — 12 л;

-легочная вентиляция — 160 л/мин.

Игровая деятельность комплексно воздействует на органы и системы хоккеиста, укрепляет их, повышая общий уровень функционирования, обеспечивает развитие физических качеств (силовых, скоростно-силовых, выносливости, ловкости и гибкости) и формирование двигательных навыков. Жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательно!! деятельности вызывают большие психические и физические напряжения и тем самым усиливают ее воздействие на организм хоккеиста.

Постоянное и резкое изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, повышенного внимания, умения мгновенно оценить обстановку и принять рациональное решение, действовать быстро, инициативно и находчиво. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Эта особенность игровой деятельности хоккеиста способствует воспитанию у него координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.

Таким образом, рассмотренные характерные черты игровой деятельности хоккеиста и ее воздействие на его организм свидетельствуют о том, что хоккей — важное и эффективное средство физического воспитания.