СОЗДАНИЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА В ИГРЕ ЗАЩИТНИКА.
Creating Time and Space as a Defencemen, with Justin Selman
Друзья, спасибо что зашли на эту страницу! Здесь, мы сегодня поговорим о времени и пространстве, а также об их организации каждым из игроков обороны, принимающих участие в тренировке.
В первую очередь, нам бы очень хотелось, чтобы ребята были готовы к минимуму касаний шайбы, постоянному движению, ложным и обманным манёврам, продуктивной смене направления движения, а также резким поворотам и разворотам для создания пространства, обретения перманентной мобильности на синей линии, в игре у борта, в нейтральной зоне, и при всех видах переходов.
Рис. 1
Итак, первое упражнение будет у нас состоять из трёх заданий, (рисунки 1, 2 и 3), основанных на работе с тремя шайбами. Тренер вбрасывает «первую» шайбу в лицевой борт, защитник (игрок №1), стартуя от синей линии осуществляет её подбор, при этом, показывая уход корпусом вправо, он «загружает» правую ногу, и подобрав шайбу уходит влево с передачей на полборта, на вингера (игрока №2).
Отдав передачу, игрок №1 ускоряется вперёд до точки вбрасывания, делает переход на движение спиной вперёд. Тренер вновь посылает шайбу в лицевой борт, (Рис. 2) игрок №1 переходит на движение лицом вперёд и осуществляет подбор второй шайбы. На этот раз он делает обманное движение корпусом влево, «загружает» левую ногу и уходит за ворота с передачей на полборта на вингера противоположного фланга.
В обоих случаях защитник очень акцентированно сканирует площадку, потому что это упражнение, в последствии может быть дополнено тренером, любым видом противодействия, превращаясь со временем в ситуативное.
В третьем задании, (Рис. 3), мы будем работать над акцентированным первым пасом. Игрок вновь, как и в первых двух упражнениях, подбирает шайбу вброшенную тренером в лицевой борт, соблюдая все тонкости и нюансы подбора о которых мы проговорили выше, делает переход на движение спиной вперёд, прокатывается за воротами, вновь переходит на движение лицом вперёд и ищет игрока, находящегося в наиболее выгодной позиции для передачи. (Игроки, раскатывающиеся под передачу, могут делать это произвольно, а могут действовать строго по заданию тренера). Как правило произвольный раскат, более
информативен для тренера, однако и выполнение игрового задания, - это тоже очень злободневный фактор.
Рис. 2
Тренер обязан акцентировать внимание игрока владеющего шайбой на том, что в данном случае, владение – это игровая цель защитника. А его задача, не потерять контроль над шайбой в результате неточной или несвоевременной передачи. И если даже игрок не видит продолжения атаки, то лучше потерять шайбу в борьбе, и тем самым дать возможность своим партнёрам перестроиться для ведения оборонительных действий, чем своими неточными действиями, «обрезать» своих партнёров, сыграв «на руку» развитию атаки соперника.
Рис. 3
Тренер может в любой момент усложнить задание, введя в игру «команду отбора», в которой может быть как один, так и несколько игроков. Воздействуя тем самым на игрока обороны, принимающего решение по развитию атаки своей команды.
«Чекер» заставит защитника играть быстрее и ответственнее, что очень важно.
Итак, выполняя все три задания, игроки на первом этапе становления, работают в низком темпе, на малой скорости и с низкой интенсивностью, формируя игровой навык, и укореняя все те игровые качества, которые предложены ему к освоению.
Представим себе, как упражнение будет выглядеть целиком, на первой, начальной стадии обучения:
Игрок №1 подбирает шайбу у лицевого борта, показывает уход вправо и уходит влево с последующей передачей на игрока №2 находящемуся на пол борта. После передачи, игрок №1 ускоряется до точки вбрасывания, где делает переход на движение спиной вперёд и возвращается к лицевой линии. Развернувшись, игрок №1 подбирает вторую шайбу, на этот раз сделав ложный вираж влево, он уходит вправо и делает передачу на пол борта на правого вингера своей команды. Он вновь ускоряется до точки вбрасывания (на этот раз в противоположном круге), снова делает переход и подбирает третью шайбу, стараясь выбрать своей передачей самое перспективное развитие атаки для партнёров.
Ещё раз акцентируем внимание игроков на постоянном сканировании площадки, безостановочной работе ног, общении с партнёрами, на недопустимости ведения шайбы «рубящими» движениями клюшкой, и способностях дорожить шайбой, не допуская безадресных передач и откровенных её «отбросов».
Отрабатывая данное упражнение, мы постепенно придём к тому, чтобы роль, выполняемую тренером по доставке шайбы до лицевого борта, начали исполнять игроки, в частности вингеры, (игроки №2), которые, в результате действий, произведённых игроком обороны, принимают шайбу, посланную защитником. Если обязанность по доставке шайбы полностью ляжет на их «плечи», у тренера освободится время для педагогических акцентов на действиях каждого игрока, принимающего участие в упражнении.
Хорошо, давайте рассмотрим ещё два варианта упражнения, в котором игроки обороны создают себе время и пространство для активных созидательных действий. В которых ложные и обманные действия играют едва ли не самую значительную роль.
Но перед этим пара игровых эпизодов. Первый, в котором игрок в белом джерси всем своим видом показывает действие на угрозу воротам, но пользуясь обманным манёвром, организует для себя пространство и время, после чего, наносит бросок по воротам уже без сопротивления со стороны соперника.
Ещё один показательный эпизод, в котором игрок в белом джерси обозначает смену направления движения, производит переход, выполняя тем самым каскад обманных приёмов, направленных на создание свободного пространства и обводку соперника. При этом игрок убедительно играет весом своего тела, смещая его таким образом, что принуждает соперника к убеждению в определённой направленности своих действий, а в последний момент, меняет их на противоположные.
Всё это, игрок делает не спонтанно. Посмотрите, как он сконцентрирован на обзоре площадки, на поиске рационального решения, как дорожит шайбой.
Не менее полезно действует и его партнёр, который всем своим видом показывает, что ожидает передачи оставлением и оттягивает, тем самым на себя, внимание игрока соперников.
Вернёмся к предложенным упражнениям:
Рис. 4
Итак, начиная движение спиной вперёд, примерно с вершины центрального круга вбрасывания, игрок №1 получает шайбу от игрока №2, огибает пилон, переходит с движения спиной вперёд на движение лицом вперёд, и делает ответную передачу на игрока №2. (Рис. 4)
Сделав ответную передачу, игрок №1 возвращается к точке старта, меняет направление движения, и сделав второй переход, получает вторую передачу и огибает второй пилон, по направлению от центра к борту.
Обогнув пилон, игрок №1 выполняет следующий переход и вновь возвращает шайбу на игрока №2. Все передачи игрок №1 выполняет и принимает, не подстраиваясь под удобную руку. То есть, во время упражнения, игрок выполняет равное количество приёмов, как форхендом, так и бэкхендом.
Вернув передачу, игрок №1 совершает ускорение в створе «дот-лайн» вдоль длинного борта. Вновь получает передачу, делает переход и меняет направление движения с целью противодействия возможному прессингу со стороны соперника.
Сместившись к борту, игрок №1 делает вираж, отдавая передачу на игрока №2, который дождавшись ускорения игрока №1 и его смещения в середину слота, делает ему передачу под бросок по воротам.
Вариации.
Добиваясь уверенного укоренения навыков, формируемых упражнением, тренер может дать игрокам дополнительные задания:
Отработка приёма передачи-паса сразу двумя шайбами. От Игрока №1 к игроку №2 и обратно, пас проходит в обе стороны одновременно.
Все действия защитника выполняются с применением обманных приёмов, ложных показов корпусом, ногами и головой.
Превращение данного упражнения в ситуативное с подключением противодействия со стороны соперника. Противодействие также предполагает различные степени сложности.
Тренер может видоизменять время и количество переходов, менять или исключать смену направления движения, а также акценты игроков на те или иные действия.
Ещё одна вариация упражнения, подразумевает движение по синей линии зоны защиты приставными шагами с ложными движениями корпусом, сигнализирующими сопернику о смене направления движения. Возможно применение приёма именуемого «лег слип», который может быть крайне эффективным в этой двигательной комбинации.
Игрокам очень важно понимать, что высокоманевренные действия, с большим количеством переходов, смен направления движения, скоростными вариациями, нуждаются в постоянном акценте действий игрока по переносу веса своего тела на опорную ногу. Чем активнее двигательное действие, тем короче фаза одноопорного скольжения, и следовательно, тем сложнее игроку поддерживать своё устойчивое состояние и стабильность в действиях.