«СИЛОВАЯ ПОЗИЦИЯ» И ЕЁ ОБЕСПЕЧЕНИЕ – ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
5 Hockey Practice Drills to Teach the Power Position
«…Когда игрок начинает действовать с позиции силы, его практическое воплощение на льду близко к идеальному…»
Эта статья является продолжением разговора о «целях и принципах «чекинга» и его практического значения», и она является отправной точкой при обучении силовому давлению на соперника.
Первый базовый набор навыков – это индивидуальные навыки, именно с них мы должны начинать обучение, и именно они должны подвергаться особому контролю со стороны тренеров и инструкторов команд. Этот набор умений называется фундаментальными навыками ибо они являются наиболее важными в индивидуальном мастерстве хоккеиста. К сожалению, данные компетенции трудны в освоении поэтому очень часто неуверенные или несвоевременные силовые действия приводят к результативным, а порою и просто к фатальным ошибкам.
Какая стойка игрока известна как Power Position?
Этот вопрос, с недавних пор принято считать сугубо индивидуальным, но когда игрок достигает этой позиции, (назовём её «силовой»), он становится не только эффективным в работе на льду, но и очень впечатляющим. Игрок твёрдо стоит на коньках, его трудно лишить шайбы, он стабилен перед лицом любого силового воздействия, и практически всегда выходит победителем в единоборствах.
Игровая стойка должна быть такой, которая позволила бы игроку грамотно уклоняться от силового воздействия со стороны соперника, самому оказывать данное воздействие с максимальной эффективностью, защищать шайбу укрывая её корпусом, и позиционировать своё тело таким образом, чтобы любой тактико-технический навык, был воплощён им в игру без всякого изъяна. Это относится к работе с шайбой, финтам, и иной двигательной организации – ускорениям, паузам, резким виражам и так далее.
Многозначительным компонентом является и способность к сканированию площадки. Голова игрока должна занимать такое положение, чтобы глаза хоккеиста без труда могли получить любую визуальную информацию, без малейших усилий. Сканирование площадки и постоянное сохранение контроля за ситуацией, говорит о компетентности и уверенности игрока. У игрока, демонстрирующего такую уверенность, плечи, локти и руки, всегда находятся в наилучшей позиции для любого, максимально неожиданного тактико-технического действия. Как правило это положение вверх и чуть в сторону от тела – для эффективного диапазона и амплитуды работы клюшкой. Грудь игрока, при этом развёрнута, плечи распрямлены. Такое положение тела является активным обеспечением потенциала верхних и нижних конечностей игрока.
При ведении силовых противоборств и применении силовых приёмов, успеха добивается тот игрок, который имеет лучшую устойчивость, то есть тот, кто максимально эффективно умеет распределить вес своего тела, полностью загружая опорную ногу и варьируя этим переносом, в зависимости от занимаемой позиции. В современной игре, баланс и стабильность являются неоспоримым преимуществом перед соперником. Сохраняя «силовую позицию», даже в момент контроля над шайбой и совершения тактико-технических действий сопряжённых с организацией угроз воротам своего противника, соперник будет максимально сдержан к оказанию силового воздействия на игрока, видя что последний не просто готов к данному воздействию, но и занимает предельно уверенную, выигрышную позицию для его ведения.
Устойчивая «силовая позиция», будь то работа у борта, работа на открытом льду или игра с высоким трафиком, характеризует игрока как высокоэффективного, выносливого и надёжного хоккеиста. Такие игроки эффективны при игре в большинстве и меньшинстве, они отлично создают игровое пространство, и всё это происходит от их постоянной готовности к силовой игре.
Таким образом, стабильность на льду, можно назвать проводником всех фундаментальных навыков хоккея. И тем не менее наиболее важна стабильность в условиях плотного контроля, при борьбе за шайбу, в том числе и за свободную шайбу, успех в борьбе, за которую определяется как 50 на 50.
Не умея выбрать позицию, способную стать игроку эффективным подспорьем в ведении силового противоборства, игроки часто совершают ошибки и попадают под силовое воздействие соперника в заведомо проигрышной ситуации.
Понимание силовой позиции
Где происходит формирование стойки на льду или на земле? Факт того, что качества устойчивости, координации, моторной ловкости мы формируем на занятиях проходящих в спортивном зале, ни у кого не вызовет противоречия. Как не вызовет противоречия и тот факт, что в работе на льду, все эти качества предопределяет игровая стойка, назовём её «силовой позицией», поскольку помимо обозначенных качеств, она определяет и понимание того, где и как, в соответствие с ощущениями игрока, должно позиционироваться его тело, для ведения плотной контактной игры с соперником. Если речь заходит о фундаментальных двигательных качествах, таких как длина и мощность шагов, их частота, ритм и такт, на всё это стойка игрока влияет в не меньшей степени, чем на позиционирование и моторную ловкость.
Любой хоккеист хочет быть «сильным конькобежцем», устойчивым к любому «внешнему воздействию». Что может повысить данные аспекты? Безусловно, это распределение центра массы тела. «Точка равновесия» массы тела игрока находится (примерно), на уровне пупка хоккеиста. Садясь в стойку, сгибая ноги в бёдрах коленях и лодыжках, игрок понижает проекцию центра массы своего тела, формируя свою игровую устойчивость. Во время тренировки мы обучаем игроков двухопорным действиям, при которых вес тела распределяется на две ноги, и одноопорным действиям, при которых силовая позиция характеризуется переносом веса тела на одну, опорную ногу. Мы часто меняем позиционирование, давая ребятам всевозможные задания, которые предопределяют различные виды прогрессии, влияя на тот фактор, который мы называем «силовой позицией».
Начинайте обучение с базовой двусторонней стойки. При этом не задавайте игрокам никаких собственных параметров. Попросите их найти самую удобную для них позицию, опустив бёдра, согнув колени и лодыжки. Используйте в работе только короткие сигналы, такие как «опустись», «присядь», «колени», и конечно «сила», как главный сигнал для улучшения их позиционирования.
Так мы устанавливаем с игроком тип конкретной, или «критической» обратной связи, сочетаемый с общей обратной связью и поощрением усилий, при помощи которых игроки выходят из зоны комфорта, принимая на себя значительную физическую нагрузку, сопутствующую получаемому ими тренировочному воздействию.
Как мы уже замечали, необходимо помнить, что «силовая позиция» у каждого игрока визуально может значительно различаться. Низкорослые игроки, с небольшой длиной конечностей, будут буквально «стелиться» по льду. У высокорослых ребят, наоборот, стойка всегда будет казаться, высокой.
Как тренер вы заметите, что индивидуальные особенности, рост и длина конечностей не дают оптимальных рецептов для углов сгибания суставов. Мы бы не советовали подходить к данному вопросу по старинке и рекомендовать игрокам некие «идеальные» углы, рисовать линии и нумеровать каждое двигательное действие.
Сомнительно, что ваши юные игроки воспримут нечто, значение чего не будут понимать, а более взрослые спортсмены, вряд ли сумеют применить любое ваше замечание в режиме реального времени. Исследования показывают, что предоставление элитным спортсменам такого уровня деталей и инструкций замедляет их развитие и снижает эффективность приобретения ими игровых навыков. Вместо этого используйте проверку на мысок. Это проще всего и обеспечивает наибольшую кинестетическую обратную связь с игроком (см. видеоклипы).
Мы уже неоднократно упоминали, что «силовая стойка» игрока – это весьма энергозатратная позиция, которая требует достаточных мышечных усилий для своего поддержания. Юные игроки часто сопротивляются переходу на «силовую позицию» стараясь сделать свою стойку выше, и как следствие, менее затратной по прилагаемым усилиям.
На какие нагрузки, диктуемые «силовой стойкой» нам следует обратить внимание, какие мышцы прорабатывать и к чему готовить ребят? В первую очередь это концентрические и изометрические нагрузки для мышц голени, задней и передней поверхности бедра, ягодиц и мускулатуры поясницы. Кроме того, значительная часть нагрузки ляжет на «ахилл» спортсмена. Тренируя мышцы нижних конечностей, игрок постепенно почувствует эффект развития от полученного тренировочного воздействия, но на начальном этапе освоения «силовой позиции», для игрока крайне важен акцент и постоянный контроль за его игровой стойкой.
Развитие «силовой позиции»
При развитии силовой позиции можно и нужно манипулировать всеми двигательными переменными хоккеиста. Шаг, фазы скольжения, перенос центра массы, способность работать на рёбрах лезвий коньков в условиях изменяемой скорости и направления движения – все эти навыки подвергаются манипуляциям с целью формирования эффективной «силовой позиции». Если мы добавим к этому, неустойчивые состояния игроков, падения, вставание и восстановление после падений, толчки и блокировку (особенно тянущее воздействие), то полученное создаёт колоссальное требование, предъявляемое к мышцам нижних конечностей игрока и их полноценному задействованию в создании «силовой позиции».
Развивая навык вне льда, тренеры используют большое количество дополнительных средств и оборудования несущего нагрузку сопротивления. Это различные корды, резиновые петли, «тарзанки», тяговые ремни и прочее. Однако мы сторонники работы с переменным сопротивлением со стороны партнёра. Как нам кажется, эта работа наиболее эффективно скажется на формировании требуемых спортсменам качеств.
В формировании «силовой позиции» очень важна изобретательность и творческое начало. Создание разнообразных игр, упражнений, эстафет, «догонялок» и соревнований на выбывание, влияет на желание игрока быть эффективным, в высшей степени положительно. Даже всевозможные «городки» и «полосы препятствий», состоящие из пилонов, ворот и мягких блоков, требующие оперативной корректировки положения ног и корпуса, быстрой смены направления движения и резких переходов, маневренных действий с шайбой и быстрых стартов – это отличные тренировочные средства для получения требуемого вами результата. Ну, и конечно игры с преследованием, прессингом и оказанием силового воздействия (1vs1, 2vs2, 1vs2, 3vs2) в значительной степени усиливают важность «силовой стойки» как продуктивного метода ведения силовых противоборств.
Более того, меняющиеся игровые ситуации, позиционные параметры, наличие или отсутствие свободного игрового пространства и времени – это тоже элементы давления, которые оказываются на игроков, «проверяя на прочность» те наборы навыков, которые им подвластны. В результате из этих навыков вырастут и воплотятся умения способные сформировать индивидуальную тактику игрока – защиту шайбы, сканирование площадки, уход от опеки, защитный «сёрфинг», контроль «зазора» и дистанций, как в атаке, так и в обороне. Нельзя не вспомнить и про силовую составляющую игры – противоборства на всех участках площадки, и разрешённую возрастными этапами силовую борьбу.
1 на 1 (сдерживание и прорыв)
Это упражнение вполне может войти в план учебно-тренировочных средств направленных на эффективное развитие игроков вашей команды.
Цель игры
В основу данной игры заложена концепция сдерживания и прорыва. Игроки «отбора» противодействуют игрокам «владения» в достижении цели прохода через выстроенное препятствие и угрозы воротам соперника. Игра построена на эффективности силового давления со стороны игрока «отбора» и продуктивности креативных действий со стороны игрока «владения».
Игра призвана формировать у игроков быстроту двигательных действий, быстроту и креативность принимаемых решений, способность к физическому противостоянию, а также способов его ведения.
Правила игры
Тренер выстраивает четыре зоны сдерживания в углах четырёх зон защиты. Концепция сдерживания, заложенная в игру, определяет стартовое расположение игроков. Игроки «отбора» располагаются внутри выделенной зоны, игроки «владения» - снаружи. По сигналу тренера, игроки «владения» должны прорваться в игровую зону и обыграв игрока отбора нанести бросок по воротам. Правилами игры установлено ограничение на проход в зону, который может быть осуществлён только между препятствиями. При этом каждое препятствие имеет своё количество зачётных очков для игроков. Препятствие ближнее к лицевому борту – 1 очко, следующее за ним 2 очка и так далее. За проход между первым и вторым препятствием, игрок получает одно очко, между вторым и третьим – 2 очка, и так далее. Если тренер устанавливает всего пять препятствий, то максимальное количество очков, получаемых игроком за один проход – 4. Если за время, отведённое игроку «владения», он не сумеет пройти игрока «отбора» и войти в игровую зону – игрок «отбора» получает максимальное количество очков. (В нашем примере – 4)
Войдя в игровую зону, владеющий шайбой игрок должен выйти на ворота с угрозой и нанести по ним прицельный бросок. Если ему удаётся это сделать, и он поражает цель, то получает к своему количеству заработанных баллов, дополнительное зачётное очко.
Задача на игру
В оборонительном плане, данная игра отлично развивает у игроков «зеркальные» навыки сдерживания и их совершенствование, а также их перманентное эффективное применение, что является главной «оборонительной» задачей на эту игру. Игрок «отбора» имеет задачу направить движение соперника в максимально безопасную для игры зону – на лицевой борт, ведя его постоянную опеку и не позволяя ему достичь поставленной цели – прорыва на ворота с угрозой. Задача может считаться выполненной, если игрок «отбора» не позволил пройти игроку соперника через установленные препятствия, путём лишения игрока «владения» шайбы или заблокировав его прорыв своим силовым воздействием.
Задачей игрока владения считается результативно выполненный проход к воротам с преодолением построенных препятствий и противодействия со стороны игрока «отбора», с последующим завершением этого прохода результативной атакой этих ворот.
По сигналу тренера Игрок «владения» начинает движение с шайбой снаружи «игровой» зоны, имея намерение проникнуть в зону между выстроенными в ней препятствиями в виде пилонов, мягких препятствий или шин. Игрок «отбора» всячески препятствует такому проникновению, ведя «зеркальное» преследование игрока «владения» и ограничивая способность его перемещения за счёт своего позиционирования.
Найдя возможность, игрок «владения» проникает в игровую зону и старается выйти на ворота с угрозой, чтобы поразить цель. Игрок «отбора», пропустив игрока «владения» в игровую зону, не прекращает игру, а старается предотвратить действия соперника по угрозе воротам.
Игра проходит отведённое тренером время, который может ввести в игру любые дополнительные правила, по своему усмотрению. Игра считается завершённой, если игрок «владения», проникнув в игровую зону забрасывает шайбу в ворота, если время, отведённое на игру, иссякает, или если игрок «отбора» предотвращает угрозу своим воротам, выведя шайбу за пределы игровой зоны.
Задачей тренера в данной игре, является акцентирование внимание игроков на индивидуальных тактико-технических действиях по контролю расстояний между собой и соперником, поиску свободных зон для прорыва, и наоборот, для его предотвращения. Игроки «отбора» обязаны качественно контролировать действия своих соперников, для этого их взгляд должен постоянно фокусироваться на груди игроков «владения», дабы игрок мог мгновенно среагировать на любые действия своих визави. Кроме того, тренер должен объяснить игрокам, что в играх с препятствиями, особое значение имеет выбор позиции, как при игре в обороне, так и при игре в атаке. На это должно обращаться наибольшее внимание игроков.
Отличная игра на ограниченном пространстве которая формирует навыки игры под воротами, навыки борьбы за шайбу, качество игры в борьбе с одним и двумя соперниками.
По ходу игры она трансформируется с игры 1 на 1 до игры 2 на 2. Тренер набрасывает шайбу на ворота, а вратарь отбивает её в один из углов зоны защиты. По одному игроку от каждой команды, стартует от своей колонны и начинают борьбу за шайбу. Игрок, завладевший шайбой, делает передачу на своего партнёра, находящегося в колонне, который включается в игру. Сделав передачу на партнёра, игрок открывается под воротами. Игрок, получивший от него шайбу, бросает по воротам и подключается к игре. Если шайбой завладевает обороняющийся, он совершает манёвр уходя за лицевую линию, делает передачу на своего партнёра в колонне ожидания, который наносит бросок по воротам и тоже включается в игру.
До окончания игры, спортсмены, завладев шайбой, передают её своим партнёрам из колонн ожидания, которые наносят бросок, стимулируя играющих работать на добивании. Третьи игроки не присоединяются к борьбе, ограничиваясь только бросками по воротам.
Ключевыми в данной игре являются следующие моменты:
- выход к воротам и игра под ними, с целью установления заслона обзора вратарю, а также игры на отскоках и рикошетах;
- тренер настаивает на постоянной активности играющих, борьбе за позицию, организацию свободного пространства и времени;
- длительность игры 45 – 60 секунд;
«Боджо» 2 на 1
Прекрасное динамичное упражнение, которым можно начать тренировку, задавая ритм всему занятию.
Д15 начинает движение, и получает передачу от тренера. Следующим движением Д15 делает передачу на Ф3 или Ф6 которые раскатываются на атаку против Д20, который принимает атаку 2 на 1. Д15 огибает центральный круг вбрасывания и выходит на противоборство 1 на 2 против Ф9 и Ф12, которую своим пасом на них организует Д15.
Ключевые моменты игры:
- организация высокой культуры приёма-передачи паса;
- доигрываем каждый эпизод до конца и ускоряемся к линии ожидания;
- упражнение является хорошей прогрессией, продолжающей подводящую работу – «Боджо» в касание.
"Баджо" в касание
«Боджо» в касание – это разминочное упражнение, которое задаёт ритм и такт работе рук и ног игроков на предстоящую тренировку. Акцент в работе делается на технике приёма-передачи паса в одно касание. Кроме того, это упражнение является хорошей разминкой для вратарей, для отработки бросков по воротам с острых углов.
Описание упражнения:
- Ф9 движется вперёд, делает переход и обменивается пасом в касание с Ф8;
- Ф9 меняет направление движения и начинает двигаться лицом вперёд к линии старта при этом, он вновь обменивается передачами в касание с Ф8;
- Ф9 продолжает движение лицом вперёд, делает поворот в сторону борта и получив третью передачу от Ф8, входит в зону атаки и бросает по воротам.
Следующая линия атаки начинает упражнение после того, как игрок первой линии входит в зону атаки для нанесения броска по воротам.
Работа против превосходящих сил противника, постоянное давление, силовой контакт и скоростное маневрирование – вот важнейшие переменные, которые необходимо добавлять в ту практику, которую проводят игроки на льду. Начиная работать с конусами, имитаторами, мягкими препятствиями, мы, добившись уверенных и стабильных действий со стороны юных игроков, постепенно переходим к игре с пассивным сопротивлением со стороны соперника, игру которого имитируют партнёры по команде. Добившись и в этом начинании прогресса, мы уходим от какой-либо пассивности в действиях и переходим к активной игре, постоянно наращивая скорость и силу оказываемого давления.
Эта фаза обучения, находится практически на вершине работы, именуемой освоение «силовой позиции», когда игроки, приобретя эффективную игровую стойку, демонстрируют и компетентность в разнообразных ситуациях, связанных с силовыми противоборствами с соперником.
Освоение, укрепление и совершенствование навыков, в которые входят все понятия, объединённые названием «силовая позиция», рекомендуется использовать не только в программах обучения игровым качествам, но и в программе развития физических способностей игроков при формировании из них высококлассных атлетов.
По мере своего физического роста, игроки претерпевают изменения в осанки, и это повод для постоянных действий по корректировке их «силовой позиции». Кроме того, по мере повышения игровых и соревновательных требований, от игрока будет требоваться всё более и более высокий уровень владения этими навыками. Поэтому у нас нет никаких предпосылок к тому, чтобы не приступить к работе над «силовой позицией» игроков, уже на следующей тренировке.