ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ. (18 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ИГРОКОВ КАТЕГОРИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП И ГРУПП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)
Эта коллекция упражнений на ограниченном пространстве, которую мы сегодня хотим вам представить, разработана американской программой развития Федерации Хоккея США для того, чтобы сделать тренировку увлекательной и жизнерадостной, но одновременно и максимально приближенной к сложной и напряжённой игровой атмосфере.
Такая работа позволяет тренеру ставить перед игроками конкретные задания, а игрокам вырабатывать те навыки, которые в первую очередь пригодятся им в противоборстве с соперником.
Однако для младших групп хоккеистов, игра на ограниченной площади не должна превращаться в полигон тактических схем построенных тренером. При включении в тренировочный процесс основных концепций атакующей или оборонительной игры, тренер должен давать ребятам относительную свободу действий в проявлении своих лучших качеств. Именно тогда, игра на ограниченном пространстве превратится в эффективную тренировочную практику с ярко выраженным соревновательным акцентом. А это то, к чему мы стремимся на тренировках.
Американский хоккей продолжает находиться под влиянием Билла Бини – главного тренера колледжа Миддлбери по хоккею. Билл давно и прочно является «законодателем мод» в использовании игр на ограниченном пространстве в тренировочном процессе, позволяя самой игре быть её величайшим учителем. Но игры, в которые играют дети не должны быть похожи на те баталии, которые разыгрывают взрослые. Поэтому мы в обязательном порядке предложим вам примеры таких занятий для различных групп подготовки хоккеистов по возрастам.
Поставленная в игре цель, всегда поможет вам создать определённую тренировочную среду, соответственную той возрастной группе, которую вы тренируете. Всё это должно быть сделано в соответствии с их опытом и квалификацией. Но какая бы возрастная группа не приступала к тренировкам по системе игры на ограниченном пространстве, начать упражнения стоит с технических заданий на владение коньками, клюшкой и над техникой взаимодействия. Всё это нужно делать вне зависимости от возраста вышедших на площадку игроков, лишь усложняя задания для более старших групп.
Обязательно нужно уделить внимание игре с шайбой и без неё, неожиданным и своевременным броскам по воротам, финтам и обманным движениям. Нужно учиться освобождаться от опеки соперника и наоборот, навязывать ему свою игровую волю. Уметь читать игру, реагировать на любое продолжение эпизода, предвидеть его развитие. Нужно помнить, что каждое ваше действие должно нести созидательный смысл, в противном случае, оно совершается «на руку» вашему сопернику.
В игре на ограниченном пространстве отлично отрабатываются и тактические построения. Игра в углах площадки, подстраховка, блокировка активных действий соперника. Такая игра позволяет тренеру доходчиво объяснить своим подопечным смысл его игровой системы, и ту роль, которую имеют в ней развиваемые игроками навыки. И самое главное, такое занятие не превращается в рутину, не убивает однообразием действий, но бывает и более эффективным, и более конкурентным, и намного более воодушевлённым.
Майк Салливан в своей статье посвящённой тренировке на ограниченном пространстве, замечает: «Игровая ситуация никогда не развивается так, как мы её планируем в своём тренировочном занятии. Нам бы несомненно хотелось сделать её чёрно-белой и запустить по накатанным рельсам, но игра, увы, состоит из полутонов и непредсказуемо движется по бездорожью».
Игра на ограниченном пространстве позволяет тренеру донести до игроков свою мысль через использование их творческого потенциала. Хоккей, не смотря на кажущуюся незыблемую рациональность, игра во многом нескриптированная, инстинктивная, в которой задача выиграть время и пространство заложенная многолетним трудом, давно из осмысленных действий превратилась в навык. И в этих условиях особую ценность приобретают игроки, способные находить нестандартные решения для выполнения поставленной задачи. Именно к такому результату и подталкивает игроков, обладающих хорошим игровым навыком и незаурядным мышлением, игра на ограниченном пространстве.
Очень важный аспект этой тренировки заключается и в том, что напряжение дефицита времени и места очень быстро выводит спортсмена из зоны комфорта, заставляя его работать в условиях стресса, реагируя порой на мгновенную смену «декораций» по хэш-меткам на игровой поверхности, принимая решения в условиях постоянного прессинга.
Отдельно стоит упомянуть и об обманных действиях. Работа на ограниченном пространстве постоянно совершенствует скорость и резкость их применения, давая значительное преимущество перед соперником, даже в столь стеснённых условиях.
Полезна такая работа и вратарям. Подобная тренировка гарантирует им огромное количество бросков сделанных нападающими и защитниками по их воротам.
Ну и конечно концептуально, каждое упражнение может быть дополнено и усовершенствовано в зависимости от поставленной тренером задачи по формированию у игроков тех качеств, которые он хочет у них видеть.
УПРАЖНЕНИЕ №1
Первое видео предлагает нам два упражнения в работе под воротами 2 в 2 с разыгрывающим на синей линии. Задача игроков владеющих шайбой выиграть единоборство у соперника с угрозой для его ворот. Это может быть как бросок по воротам, так и пас на открывшегося в более выгодной ситуации партнёра. При невозможности выиграть единоборство, игрок может «отыграться» с «разыгрывающим» партнёром, располагающимся на синей линии. Разыгрывающий, может произвести как наброс на ворота, после чего атакующие игроки устремляются на добивание, так и найти пасом освободившегося от опеки партнёра в зоне, и тогда атакующие продолжают владение.
В случае потери шайбы, атакующими игроками, они становятся защищающимися, а место на синей линии занимает другой разыгрывающий .
Второе упражнение проходит на двое ворот располагающиеся на равном расстоянии от обеих длинных бортов, по лицевой линии. В игре принимают участие два разыгрывающих игрока (по одному для каждой пары атакующих) и две пары игроков ведущих борьбу в зоне. У каждой команды свои ворота, которые она должна защищать, и соответственно одни ворота, в которые производится атака. При атаке ворот соперника, игроки имеют право воспользоваться помощью разыгрывающего, который может как нанести бросок по воротам, так и сделать наброс, или отдать пас партнёру.
В случае потери шайбы, игроки переключаются на защиту своих ворот, в которой принимают участие только два игрока. Разыгрывающий остаётся на синей линии.
УПРАЖНЕНИЕ №2
Во втором упражнении нам предлагается игра 3 на 3, при которой игровая зона условно поделена на две равные половины, и в атаке у команды действует два игрока из трёх, а третий остаётся разыгрывающим на условной синей линии и не имеет права подключаться к атакующим действиям в зоне. Однако он может осуществлять подбор отскочившей шайбы, а игроки атаки могут в любой момент «обыграться» с ним. Если этого требует ситуация.
При потере шайбы или при выходе её из «игровой» зоны, команды меняются ролями.
УПРАЖНЕНИЕ №3
В следующем упражнении ворота располагаются в центре зоны тыльной стороной друг к другу. В упражнении принимает участие по четыре игрока от каждой команды, два из которых располагаются вдоль длинного борта, на условной синей линии, а два под воротами. Со стороны соперника в эпизоде принимают участие два игрока, которые противодействуют игрокам атаки находящимся под воротами. Задача обороняющихся, не дать игрокам атаки соперника поразить цель и перевести шайбу на другую половину импровизированной площадки, чтобы из защищающейся стороны, превратиться в атакующую.
Игроки, находящиеся под воротами активно противодействуют друг другу, и атакующая сторона стремится занять как можно более выгодную позицию для созидательных действий под воротами. При этом огромную роль играют номинальные «защитники», которые контролируя шайбу, перемещают её с фланга на фланг, меняя направление возможной угрозы воротам и выбирая момент для её осуществления.
УПРАЖНЕНИЕ №4
В четвёртом упражнении принимают участие по четыре игрока от каждой команды, по двое из которых располагаются статично в зоне атаки выполняя роль дополнительной помехи, а так же как разыгрывающие, выполняя передачу на ход партнёру, находящемуся в более выгодной ситуации. Это упражнение отлично формирует быстрый переход из обороны в атаку, а так же потребность игроков продолжить атаку своей команды поиском наилучшего решения.
УПРАЖНЕНИЕ №5
В очередном упражнении ворота выставляются тыльной стороной к закруглению борта, а в упражнении принимают участие четыре хоккеиста, работая в режиме 2 в 2. Два игрока выполняют роль нападающих, два защитников. Задача защищающейся стороны отвести угрозу от своих ворот, не дать нанести прицельный бросок на гол, перехватить шайбу и организовать свои атакующие действия.
При игре в обороне, игроки должны помнить, что от их мобильности, от техники передвижения и от умения работать корпусом, зависит успешное выполнение задачи. А от положения клюшки зависит возможность заблокировать бросок соперника или перекрыть линию паса. Активность, агрессия и напористость – ключ к успешной обороне. Но не менее важны – выбор позиции, отсутствие нездорового авантюризма, умение подстраховать партнёра и расположиться на площадке так, чтобы постоянно находиться в зоне помощи.
УПРАЖНЕНИЕ №6
Следующее упражнение называется «Играем в Гретцки». Его смысл заключается в том, что игроки атакующей команды, а их четверо, имеют право нанести завершающий бросок по воротам только после паса партнёра, находящегося за лицевой линией. При этом игроки обороны лицевую линию не пересекают, оставляя «гретцки» пространство для манёвра.
Выполняя это упражнение, которое отлично имитирует способность игры в позиционной обороне, защищающиеся игроки должны обращать особое внимание на положение ног, клюшки, головы, и корпуса. Поскольку на площадке, в зоне активных атакующих действий находится три соперника, игроки обороны должны неукоснительно соблюдать следующие правила:
- Находиться между игроком соперника и своими воротами, развернув корпус в пол оборота так, чтобы видеть любое движение соперника и не пропустить его подключение к атакующим действиям.
- Ногами перекрывать линию паса на ближайшего соперника, а клюшкой, на любого соперника, траектория паса на которого проходит через зону возможного воздействия.
- Клюшка всегда находится на льду, глаза поняты, голова развёрнута в полоборота для контроля шайбы периферическим зрением, и уверенного контроля за действиями соперника.
На представленном видео, игроки выполняют упражнение не вполне квалифицированно, старайтесь избегать их ошибок.
УПРАЖНЕНИЕ №7
Седьмое видео посвящено игре, в которой принимают участие по 4 игрока со стороны каждой команды, а игровая площадка ограничивается двумя зонами. Ворота выставляются таким образом, чтобы между красной линией и тыльной стороной ворот оставалось расстояние равное расстоянию от ворот до лицевого борта.
Упражнение длится 60 секунд, причём после 30 секунд игры звучит свисток и на площадку вместо одной из команд выходит «свежая» четвёрка игроков, которая в свою очередь, минуту проводит на площадке. В случае если одна из команд забрасывает шайбу, игра продолжается без вбрасывания, а владение шайбой остаётся у команды, пропустившей гол, и она начинает новую атаку из-за своих ворот.
Команда выходящая на смену сразу включается в активную борьбу, создавая давление на соперника, пытаясь воспользоваться преимуществом в «свежести». При перехвате шайбы, «свежая» команда пытается организовать атаку сходу, вынуждая соперника прилагать к оборонительным действиям дополнительные усилия.
Сменившиеся игроки, во время отдыха, обсуждают все детали своего взаимодействия и готовят план действий на следующую смену.
УПРАЖНЕНИЕ №8
Восьмое упражнение, как и седьмое, проводится на площадке ограниченной красной линией. Для удобства его проведения было бы великолепно, чтобы площадка со стороны красной линии была ограничена временным бортом.
Главной задачей данного упражнения является создание глубины атакующих действий в позиционной атаке, а при атаке сходу, активное поддержание созидательных действий всеми партнёрами по звену. Для этих целей, тренер засчитывает только те голы, которые были забиты игроками одной команды, когда все партнёры, (кроме вратаря, конечно) находились на половине поля соперника.
УПРАЖНЕНИЕ №9
В следующем, девятом по счёту видео, игровая площадка располагается в средней зоне, а ворота поставлены на синих линиях обоих зон. Тренер вбрасывает шайбу и за неё борются игроки в формате 2 на 2. Как только один из игроков завладел шайбой, к его команде присоединяется третий партнёр и на площадке разыгрываются позиционные действия 3 в 2. Если игроки владеющие шайбой её теряют, то третий игрок атаковавшей ранее команды покидает игровую зону, и на ней появляется третий игрок противоположной команды. Если шайба в результате борьбы покидает игровую зону, тренер вновь вбрасывает её, и в это время игроки находятся на площадке в формате 2 на 2.
УПРАЖНЕНИЕ №10
В десятом упражнении игра строится в одной из зон защиты. В ней задействованы одни ворота с одним вратарём. Игра проходит в формате 3 на 3, с задачей освободиться от опеки и разыграть шайбу, доведя атаку до логического завершения. В процессе атаки, игрокам с шайбой противодействуют три соперника, но ещё трое располагаются в ожидании по длинному борту, и как только команда не владеющая шайбой перехватывает снаряд, её задачей является сделать передачу на игроков ожидающих своего подключения у длинного борта, а самим уйти на смену, покинув игровую зону. Игроки же, до этого момента участвующие в атакующих действиях, начинают действия оборонительные.
УПРАЖНЕНИЕ №11
Одиннадцатое упражнение вновь основано на ротации игроков действующих в атаке. Игра происходит на двое ворот в одной их зон обороны. Ворота поставлены вдоль длинных бортов, а игровая площадка поделена поперёк, напополам условной линией.
Игроки владеющие шайбой, проводят свою атаку в формате два на два, а два их партнёра стоят в «условной зоне обороны» созданной воображаемой линией разделяющей игровую площадку поперёк и напополам.
Как только защищающиеся игроки перехватывают шайбу, они организуют свои атакующие действия, а те игроки, которые располагались в «условной зоне обороны», начинают против них активные оборонительные действия.
Игроки проводившие первую атаку, сменяются, а на площадку выходят партнёры игроков ведущих наступательные действия, чтобы при потере партнёрами шайбы, начать активно обороняться.
УПРАЖНЕНИЕ №12
И наконец, двенадцатое упражнение, которое проводится в игре на двое ворот, с использованием одной из зон защиты. Игра ведётся четыре на четыре, при этом двое разыгрывающих игроков постоянно находятся за своими воротами. Их задача – начало атаки своей команды. В случае если защищающаяся команда перехватывает шайбу у атакующего соперника, её игроки первым пасом переводят её за свои ворота расположенному там партнёру и перегруппируются для начала атакующих действий. После первого паса из-за ворот, команда может проводить любые созидательные действия и возвратить шайбу партнёру за воротами для новой перегруппировки, но в случае потери шайбы, команда переходит к оборонительным действиям, после которых, любое атакующее действие возможно только после первого паса из-за своих ворот.
УПРАЖНЕНИЕ №13
В упражнении принимает участие 6 игроков. Задача игрока владеющего шайбой сделать передачу на партнёра и активным прессингом помешать ему отдать шайбу третьему партнёру, если это игроку всё-таки удаётся, участник игры начинавший упражнение выходит за игровую зону, а спортсмен получивший шайбу ищет передачей игрока вошедшего на площадку вместо выбывшего. Упражнение повторяется установленное тренером время.
УПРАЖНЕНИЕ №14
Игра проходит в одной зоне защиты и в ней одновременно принимают участие восемь игроков. В каждой команде 2 защитника и два нападающих. Нападающие ведут атакующие действия на условной половине площадки от лицевой линии до оси проведённой поперёк площадки по центральным точкам в кругах вбрасывания. Защитники закрывают синюю линию и своей активностью противодействуют нападающим соперника. Нападающие могут отыграться со своими защитниками, или сделать смену мест. Но если соперник перехватил шайбу, он начинает свою атаку на противоположную зону защиты, где повторяет заданное тренером построение.
УПРАЖНЕНИЕ №15
В упражнении задействованы шесть полевых игроков, и на этот раз площадка разделена вдоль, на две равные части. Ворота выставлены на лицевых линиях каждой зоны. Игроки работают 2 на 2 с задачей для атакующих поразить ворота. Если атакующие добиваются успеха, тренер делает на одного из атакующих передачу ещё одной шайбы. Если защищающиеся перехватывают шайбу, они отдают передачу одному из двух партнёров ожидающих паса на синей линии зоны защиты. Партнёры устремляются в атаку на противоположные ворота, а атаковавшие до этого игроки работают в бэкчекинге, стремясь помешать атакующим. А перейдя в своей зоне защиты в позиционную оборону, стремятся помешать сопернику и завладеть шайбой. В это время на синей линии зоны их защиты готовится к упражнению новая двойка игроков.
УПРАЖНЕНИЕ №16
В упражнении принимает участие вся команда, которая разбивается на четыре группы кратные двум, и каждая группа располагается вдоль длинных бортов по обе стороны площадки в районе красной линии. Игроки начинают выполнение упражнения одновременно с противоположных бортов на противоположных половинах площадки. Игроки двигаются вдоль красной линии, один лицом, а второй спиной вперёд, передавая шайбу друг другу. В районе центрального круга вбрасывания, игрок, который располагается ближе к длинному борту, начинает движение с шайбой к воротам и наносит бросок. Второй игрок движется по центральной оси на добивание, а тренер на дальнем пятаке создаёт ему пассивную помеху. Сделав упражнение, игроки возвращаются к месту старта, а партнёры располагающиеся напротив, начинают выполнение упражнения.
УПРАЖНЕНИЕ №17
В этом упражнении задействована одна зона защиты, и в нём принимает участие шесть человек. Четверо атакующих и двое защищающихся. Тренер находясь за лицевой линией сбрасывает шайбу в угол площадки или иное определённое им место. Задача атакующих подобрать шайбу и создать угрозу воротам как своими действиями, так и при помощи партнёров располагающихся на синей линии. Упражнение длится строго отведённое тренером время.
УПРАЖНЕНИЕ №18
Юный Патрик Лайне оттачивал свой выстрел в касание, тренируясь на заднем дворе собственного дома в Тампере, стреляя по пустым банкам из-под газировки. Юный финн, посмотрев массу роликов со своим кумиром Александром Овечкиным, мечтал стать похожим на российского снайпера. Сейчас Лайне — обладатель одного из самых точных бросков и один из лидеров в деле реализации численного преимущества.
Роль численного преимущества в современном хоккее невероятно высока — именно игра в неравных составах может стать определяющей для всего результата команды в сезоне. И особое место в этом компоненте занимает относительно новая схема розыгрыша, которую называют 1 — 3 — 1. И Лайне, и Овечкин были бы далеко не так опасны в большинстве, если бы не эта гениальная придумка.
Как работает схема?
В отличие от популярных ранее схем «большой бокс» или «зонтик», построение 1 — 3 — 1 заметно увеличивает вариативность действий в атаке, а главное — увеличивает свободное пространство, позволяя создавать атакующие треугольники. Лучший распасовщик команды в большинстве, как правило, располагается справа, имея минимум три варианта развития атаки: на синюю линию, на левый борт и на пятачок.
На левом фланге располагается лучший снайпер, который старается бросить в касание, стремясь поймать вратаря на перемещении вдоль линии ворот. Хоккеист, располагающийся в центре (на дальнем пятачке), стягивает на себя внимание защитников, освобождая пространство для флангов.
Хоккеист перед воротами занимается тем, что подправляет шайбу с лёта, борется за отскоки и рикошеты и перемещает добытую шайбу обратно на партнёров. Кроме этого, важную роль при такой схеме играет защитник, который, в отличие от классического варианта, выходит на лёд один. Он закрывает всю синюю линию и большую часть времени имеет отличную возможность для дальнего броска или для передачи на свободного партнёра.
Внедрение новой схемы большинства снизило количество бросков издали, а действия спецбригады стали напоминать розыгрыш треугольников, когда у атакующего игрока обычно есть два направления для короткого точного паса.
«Игра сбоку наиболее сложна для голкипера в такие моменты. Бросок от синей линии по центру всё ещё эффективен, но сейчас акценты сместились на фланги», — отметил голкипер «Нью-Джерси» Кори Шнайдер. Его чуть-чуть подправил наставник «Дэвилз» Джон Хайнс: «При такой расстановке шайба чаще находится перед воротами, то есть на самом опасном участке, рядом с „краской“. Тут уже и „вторые шансы“ появляются, отскоки, рикошеты, от которых трудно защититься». Тайлер Деллоу, бывший консультант «Эдмонтон Ойлерз» по продвинутой статистике, который сейчас пишет для издания The Athletic, отметил, что количество комбинаций в большинстве с одним защитником и четырьмя форвардами выросло с 55% до 75%, начиная с сезона-2016/17. «Идея объединить все наши „пушки“ в одну спецбригаду поначалу показалась мне сомнительной. Но потом я понял, что это работает. Впрочем, дело не столько в схеме, которая может быть любой. В итоге всё решает исполнительское мастерство хоккеистов. Это всё игроки», — отметил наставник «Виннипега» Пол Морис.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.