ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ; УЧЕБНО-ТРЕНИРВОЧНЫЙ ЭТАП - НАЧАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ)
Данное руководство предназначено для того, чтобы помочь тренерам создать игровые упражнения, которые в том или ином виде имитируют игровые ситуации. Используя ограниченное пространство и короткие смены, игроки получают хорошую практику умело «читать» и быстро реагировать на изменение игровой ситуации под давлением соперника. Думать, оценивать и анализировать ход развития событий в игровом эпизоде.
Мы должны поблагодарить огромное количество специалистов которые поделились с нами своими наработками и конечно же сказать отдельное спасибо Биллу Бинни тренеру по хоккею в колледже Миддлбери – основоположнику тренировочной методики игр на ограниченном пространстве.
Игры на ограниченном пространстве побуждают игроков всё делать в условиях дефицита. Время, пространство, скорость, быстрота - все эти качества, развиваясь в таких играх, способствуют становлению у юных спортсменов различного рода преимуществ, как то, - принятие быстрых решений, мобильность во всех компонентах игры, развитие функциональных возможностей и работоспособности.
Кроме того, на сегодняшний день в среде специалистов растёт опасение, что при игре на большой площадке, у игроков значительно снижается процент владения шайбой, что негативно сказывается на развитии у юных хоккеистов, индивидуальных технико-тактических (игровых) навыков.
Американские специалисты, в лице бывшего тренера сборной Канады и НХЛ Джорджа Кингстона, еще в 1971 подсчитали, что юный хоккеист в течение одной игры владеет шайбой менее одной минуты, и наносит, в среднем 2,5 броска по воротам. Тогда как во время одной качественной часовой практики, он совершает столько действий, сколько смог бы совершить за 180 игр.
Даже признанные мастера, выступающие на Олимпиадах и Молодёжных Чемпионатах Мира, являясь ведущими игроками своих команд, владеют шайбой во время игры не более полутора минут, поэтому благодаря практике использования игры на ограниченном пространстве, факт постоянной сопричастности к игре принесёт вам настоящее удовольствие от хоккея.
ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОЙ ЛЕДОВОЙ ПЛОЩАДКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 8 ЛЕТ
1. "ПЯТНАШКИ"
Из игроков находящихся на площадке, тренер назначает одного или двух «водящих», и одного «супермена», который имеет право «размораживать» играющих, которых «запятнали» водящие.
Игра проходит в одной зоне хоккейной площадки, или на её части определённой тренером. Задача играющих не быть «осаленными» водящим (и). Если всё-таки водящему (им) удаётся запятнать игрока, игрок «замораживается» и остаётся стоять на месте до тех пор, пока его не разморозит «супермен». Поэтому главная задача водящего (их) не только постараться запятнать всех игроков, но и сделать так, чтобы не дать «супермену» их «разморозить».
Если же водящий (ие) запятнали «супермена», он становится простым игроком и останавливается. В дальнейшем, больше никто не может помочь игрокам «разморозиться».
Игра считается законченной, если вышло время отведённое на неё тренером, или водящий (ие) «запятнали» всех игроков находящихся на площадке.
2. "ПЯТНАШКИ" В ДВИЖЕНИИ ЛИЦОМ И СПИНОЙ ВПЕРЁД
Перед началом игры тренер делит игровую площадку (одну из зон обороны) напополам, поперёк от лицевого борта. Разделение может быть нанесено маркером или канатом, подойдёт для этих целей и низкий мягкий барьер.
Тренер назначает одного водящего, остальные игроки стараются передвигаться так, чтобы водящий их не «запятнал». Причём на одной половине площадки игроки и водящий передвигаются только лицом вперёд, на второй, только спиной. Игроки имеют право перемещаться с площадки на площадку, то же имеет право делать и водящий. Все играющие при этом соблюдают обозначенные правила.
Игрок, которого запятнали, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда водящий «запятнал» всех игроков находящихся в пределах площадки, либо пока тренер не дал свисток к окончанию упражнения.
В игре возможны и иные модификации. Например, водящий может поменяться, и им может стать тот игрок, которого запятнали, тогда игра длится строго отведённое на неё время, и сигнал к её окончанию даёт тренер. Можно усложнить игру как для водящего – он, двигаясь спиной вперёд, догоняет игроков, двигающихся лицом вперёд. Так и для убегающих, которые могут двигаться только спиной вперёд, тогда как водящий может двигаться вперёд лицом и так далее.
3. «ПОЛИЦЕЙСКИЕ И ВОРЫ»
Игра происходит в одной зоне защиты. Два игрока располагаются в кругах вбрасывания, каждый в своём, и их задача перебраться из одного круга в другой.
Игроки, находящиеся за кругом, не имеют права вступать в круг, чтобы запятнать убегающего, и должны сторожить его по периметру круга.
Задача игроков в кругу, выбраться из него, и не будучи осаленными, добраться до второго круга. Задача догоняющего запятнать убегающего и занять его место в кругу.
Игра продолжается отведённое на неё время. По свистку тренера место в кругу занимается другими, назначенными им игроками.
Данная игра приучает детей действовать на площадке с поднятой головой, резко и неожиданно менять направление движения, вырабатывает скоростные качества, резкость и быстроту принятия решения.
4. "ЛИШНИЙ ВЫБЫВАЕТ"
Игроки выстраиваются по периметру круга вбрасывания, в центре которого расположены шайбы, по количеству, на одну меньше, чем игроков, расположенных по периметру круга.
По свистку тренера игроки начинают движение по линии ограничивающей круг, в ожидании второго свистка. Как только прозвучит второй свисток, игроки стараются завладеть одной из шайб находящихся в кругу. Те игроки, которым не досталось шайбы, выбывают из игры. А в кругу вновь остаётся количество шайб, на одну меньшее чем количество игроков продолжающих игру.
Игра ведётся до тех пор, пока в кругу не останется один человек – победитель.
Выполняя задание тренера, игроки могут двигаться по периметру круга, как лицом, так и спиной вперёд.
Игра способствует развитию у детей взрывных реакций, внимания, быстроте принятия решений, ухода от столкновений, ведению игры с поднятой головой.
5. "ЧЕТЫРЕ ЗАДАНИЯ"
В одной зоне защиты, вдоль длинного борта располагаются четыре группы игроков в тренировочных майках разного цвета. До начала занятий тренер придумывает четыре задания, которые каждая из групп выполняет по очереди. Тренер объявляет задание для группы одетой в один цвет маек. Например: «Красные» бегут, и ребята в красных майках начинают бег по площадке от одного длинного борта до другого по кратчайшей траектории. Победитель забега отмечается тренером.
Вторая группа игроков получает задание проползти это расстояние на животе, третья пробежать спиной вперёд, а четвёртая преодолеть его прыжками.
Во всех эстафетах выявляется победитель, а каждая из команд должна по разу выполнить одно задание. Победивший наибольшее количество раз игрок объявляется чемпионом игры с обязательным поощрением.
Данная игра развивает в детях ловкость, правильное восприятие поставленной задачи, соревновательный дух, а так же способствует веселью и хорошему настроению.
6. "ТОРПЕДНАЯ АТАКА"
Игроки выстаиваются вдоль длинного борта. Их задача пересечь площадку поперёк, или в соответствии с заданием тренера маневрировать по площадке такое количество времени, которое выделено наставником на выполнение данного упражнения.
Тренеры или игроки, им выделенные, стараются попасть в маневрирующих или бегущих игроков, мячом для индорхоккея или большого тенниса. Игра считается законченной, если «выбит» последний игрок, находящийся в поле, или закончились мячи которыми наносятся броски.
Задание можно усложнить как для выбивающих, так и для игроков находящихся внутри игровой зоны. Например, поставленные мягкие барьеры или положенные на лёд клюшки ограничивают площадь передвижения игроков находящихся внутри игровой зоны и одновременно предписывают водящим совершать броски только подкидкой.
По решению тренера игроку может быть предоставлен «кон» на обоих концах игровой зоны. «Кон» - это место, где игрока нельзя запятнать мячом. Вы можете сами придумывать различные ограничения, совершенствуя и усложняя игру по своему усмотрению.
Данное упражнение научит детей работать на площадке с постоянно поднятой головой, своевременно и уверенно реагировать на изменяющиеся обстоятельства, варьировать направлением движения, уворачиваться от мяча при помощи прыжков и перестроения положения тела.
7. «ОГНЕННЫЙ МЯЧ»
Группа игроков определённая тренером, выстраивается вдоль длинного борта в одной зоне обороны. Напротив второго борта располагаются два или три водящих игрока, у которых в ногам мягкие поролоновые мячи, или мячи для волейбола. Игроки владеющие мячами должны ударить по мячу так, чтобы постараться запятнать игроков не владеющих мячом. Водящие могут пользоваться как своим мячом, так и отскочившим мячом другого водящего. Касание мяча убегающим игроком, приравнивается к попаданию, и игрок выбывает из игры.
Игра считается законченной, когда её покидает последний не владеющий мячом игрок, или пока тренер не даст свисток к окончанию игры.
Игра отлично развивает ловкостные качества, смену направления движения, обманные движения, учит двигаться по площадке с поднятой головой.
Водящие, учатся, контролируя мяч, читать действия соперника, принимать решения быстро и стараться работать максимально точно.
Игру можно модифицировать, предложив детям контролировать мяч не ногами, а руками. В этом случае, игрокам в поле следует дать возможность укрываться в "сейф зоне", где водящие не могут их "запятнать".
Однако, если во время того, как игрок находится в "сейф зоне", водящие сумели запятнать последнего игрока на площадке, или "загнали" всех играющих в "сейф зону" игра считается законченной, а водящие объявляются победителями.
8. "ТРЕУГОЛЬНЫЙ ХОККЕЙ"
Великолепная игра для возрастной категории U8, поощряющая творческие решения и спортивную конкуренцию, при равных возможностях каждого игрока.
ПОДГОТОВКА
Установка упражнения требует расстановки трёх мини-ворот и как минимум 6 игроков. Ворота должны быть установлены в форме треугольника фронтальной частью направленной в центр.
ИГРА
Каждый игрок располагается перед своими воротами, и ждёт команды тренера. Тренер устанавливает шайбу в равной удалённости от каждых воврот и даёт свисток к началу упражнения. По свистку тренера игроки пытаются завладеть шайбой и забросить её в ворота одного из соперников. Это могут быть любые ворота, кроме своих.
За заброшенную шайбу игрок получает одно зачётное очко. Игра продолжается до трёх заброшенных шайб. Задача каждого игрока забросить как можно больше шайб в ворота соперника, не пропустив при этом шайбу в свои ворота.
За заброшенную шайбу игрок получает 1 очко, за пропущенную - 1 очко.
9. "СОБЕРИ ЯЙЦА В КОРЗИНУ"
Забавная и занимательная игра, которая отлично формирует ловкостные и координационные качества, баланс и игровое мышление у самых маленьких хоккеистов.
На ограниченном пространстве мы помещаем три шины, возле которой группируется три команды, как показано на представленной схеме. Тренер рассыпает по площадке большое количество шайб и по свистку команды собирают шайбы и складывают их в сови шины.
Команды сами определяют тактику и стратегию сбора "яиц" в "корзину", а тренер подмечает и акцентирует внимание игроков на самых креативных и продуктивных решениях игроков.
Выигрывает команда собравшая самый большой "урожай".
10. ФУТБОЛ
Детям безусловно понравится эта игра, она принесёт им много положительных эмоций. Но и эффект от неё будет просто потрясающий. Ловкостная работа основанная на маневренном беге, работа на рёбрах коньков, торможения и старты всего этого будет в этой игре в изобилии.
Дети любят забивать голы, поэтому чем больше будут ворота, тем игра будет веселее.
11. ЧЕТЫРЕ СТАНЦИИ.
Предлагаем вариант тренировки, которая без сомнения очень понравится детям, поскольку в ней очень много игрового и соревновательного элемента. В этом занятии четыре станции, построение которых отмечено на рисунке выше.
Станция №1
Игроки разбиваются на две команды и выстраиваются вдоль синей линии лицом к длинному борту. По свистку тренера по одному игроку из каждой команды начинает атаку ворот соперника из-за своих ворот, работая 1 в 0. После атаки ворот игрок возвращается к своей команде и занимает место для ожидания второго подхода. Тренер считает количество заброшенных командами шайб и определяет победителя в соревновании по их количеству. Новый старт игрока одной команды возможет только после того, как партнёр вернулся на синюю линию. Поэтому командная дисциплина и скорость выполнения упражнения, не менее важны чем точность броска по воротам.
Станция №2
Эта станция расположена в средней зоне. Две команды выстраиваются в две колонны, а между ними в наличие достаточно большой запас шайб. Тренер располагается на против игроков по второму длинному борту. По сигналу тренера игроки движутся ему на встречу и одновременно передают друг другу шайбу. Их задача, сделать максимальное количество передач, не останавливая своё продвижение. Вторая пара игроков начинает упражнение, после того как первая пара прошла половину дистанции. Примерно от вершины круга вбрасывания по ходу движения, игрок владеющий шайбой делает передачу на тренера, после чего оба игрока делают переход и возвращаются на исходную позицию спиной вперёд.
Станция №3
Игра 2 на 2 в закруглении. Два игрока от каждой команды ведут борьбу с целью поразить ворота. Игровая площадка ограничена простанством в закруглении и если шайба покинула это пространство, игроки остаются на площадке ожидая вброшенной тренером второй шайбы. Задача команд забросить как можно больше голов. Тренер ведёт счёт заброшенным шайбам, и поощряет нестандартные ходы игроков громкими возгласами.
Станция №4
Игра 3 на 3 с особыми правилами. Эти правила заключаются в том, что после броска по воротам, команда проводит следующую атаку, только после паса тренеру и получения от него обратной передачи.
Тренер вбрасывает шайбу в зону и в борьбе её выигрывает одна из команд, начиная атаку ворот соперника. После нанесения броска по воротам, кто бы из соперников не выиграл отскок, он передаёт шайбу тренеру, а тот, в свою очередь отдаёт её на игрока команды освободившегося от опеки соперника. И только после этого возможна новая атака ворот.
Каждая игра, вне зависимости от количества забитых голов, продолжается строго отведённое тренером время.
12. ПЯТНАШКИ С ЗАМОРОЗКОЙ
В эту широко распространённую детскую игру мы советуем внести несколько изменений. Всё тек же в игре будет находиться один или двое водящих, всё так же игра будет проходить на время. Только игроки которых водящие "запятнают", не выходят из площадки, а остаются на ней "замороженными", то есть не имеющими права на движение. Зато у них появляется право активно мешать водящим поймать их товарищей, при помощи рук, стоя на месте. А убегающие, могут пользоваться "замороженными" в качестве заслона.
Игра отлично развивает подвижность, маневренность и пространственное мышление. Ну и кроме того она интересна, а значит любима ребятами.
13. ИГРА 3 НА 3 С ДВУМЯ ОПОРНИКАМИ.
Игроки Северной Америки настолько любят это упражнение, что называют его "величайшим в мире" и в англоязычном его названии это отражается - "The Greatest Drill in the World".
Эта игра проводится на ограниченном пространстве, она типичный представитель кросс-игр и сводится к тому, что команды играют 3 на 3 в определённой тренером зоне. Но как только одна из команд завладела шайбой, то тренеры, или назначенные ими и расположенные как показано на рисунке, игроки, превращаются в партнёров выступающих в роли "бамперов" - разыгрывающих, опорных игроков.
В этой ситуации, команда, которая завладела шайбой, начинает владеть и численным преимуществом в игре, проводя атаку в формате 5 на 3.
ЗАДАЧА ТРЕНЕРА:
- Акцентировать внимание игроков на постоянном движении, активной игре без шайбы, создание заслонов и "коридоров" для партнёров, постоянном общении, умении укрыть шайбу от соперника и численном преимуществе.
14. ФУТБОЛ "РУКАМИ"
Футбол руками - это игра, которая требует от игроков постоянной работы в низкой стойке хоккеиста. Дело в том, что в этой игре мяч нельзя вести ногами, или брать в руки. Мяч передвигается по льду только руками, и только ударом по нему ты пытаешься забить гол.
Для игры можно использовать хоккейные ворота - большие или малые, а так же шины, которые могут быть мишенями, и их необходимо поразить игрокам.
Кроме низкой стойки, игра заставляет спортсмена постоянно находиться с высокоподнятой головой, формирует баланс и устойчивость, улучшает подвижность.
15. "ЛОТЕРЕЯ"
В принципе эта игра аналог любой игровой практики на ограниченном пространстве. Только в ней игроки до последнего не знают, что им предстоит делать. Ведь задание от тренера они получают непосредственно при выходе.
Каждая команда игроков состоит из четырёх человек, а каждому игроку присваивается свой номер в четвёрке, от одного до четырёх.
Формируя задание тренер выкрикивает "белые - четверо, чёрные двое" Это означает, что белые выходят играть вчетвером против 1 и 2 номера чёрных. Или например, красные трое, синие двое" и на площадку выходит первый, второй и третий номера красных и первые два номера синих. ну и так далее.
Задачей упражнения является создание наиболее быстрого восприятия игровой ситуации, и переключение с одной схемы игры на другую.
16. 3 НА 3 С БАМПЕРОМ (ОПОРНИКОМ) ДЛЯ НОВИЧКА
С виду это обычная игра 3 на 3 на ограниченном пространстве, но у неё есть ряд особенностей. Игра происходит до гола, и после того, как одна команда пропустила шайбу она покидает площадку и её место занимает следующая команда, которая войдя на площадку имеет преимущество опорного игрока.
Если в роли "бампера" выступает тренер, то в случае если шайба покинула площадку, он возвращает её вновь вошедшей команде. Кроме того, именно её игроки могут "обыграться" через опорника, если не видят продолжения комбинации, а соперник, при этом, атаковать "бампера" не имеет права.
Таким образом у "новичка" всегда появляется численное преимущество, но оно переходит к следующему "новичку", если предыдущий выигрывает свою "дуэль" у соперника.
17. СОРЕВНОВАНИЕ СПЕЦБРИГАД
Интересное упражнение, которое будет любимо вашими игроками. Правила просты. Если в вашей команде есть две спецбригады "большинства", то вероятно есть и две спецбригады "меньшинства", и в этой игре мы определим сильнейшего из них.
В одной зоне защиты расополагаются две первые бригады, во второй - две вторые. Игра ведётся до тех пор, пока вратарь не накроет шайбу или защищающиеся не сделают проброс. Если забит гол, тренер вводит в игру следующую шайбу и игра продолжается.
В случае выброса шайбы, или после того как она будет зафиксирована вратарём, начинают игру спецбригады, разместившиеся во второй зоне защиты, и работают по тем же правилам что и команды из "первой зоны". Так команды проводят по две смены (или более, если смены были короткими), и меняются местами. Первая бригада "большинства" играет со второй бригадой "меньшинства" и наоборот.
В конце игры тренер подсчитывает очки. Например первая бригада "большинства" забросила в ворота соперника 7 шайб, вторая 4, и соответственно первая бригада "меньшинства" пропустила 3 шайбы, а вторая 8 шайб, то общую победу в соревновании одержала первая бригада "меньшинства" она и получает бонусные баллы от тренера.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.