3 ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЯ НА ВЛАДЕНИЕ ШАЙБОЙ В ЗОНЕ АТАКИ
«Кто контролирует шайбу, тот контролирует игру» - выражение, с которым вряд ли имеет особый смысл спорить. Ниже, мы представляем три упражнения, которые помогут вашим ребятам улучшить контроль над шайбой.
В своих работах мы часто обращались к таким аспектам как начало атаки, выход из зоны защиты, прохождение средней зоны и вход в зону атаки.
Но часто бывает так, что, как только игроки попадают в зону соперника, они при первой же возможности стараются бросить по воротам, буквально из любой, даже не самой подходящей для этого позиции. Но мы с вами выяснили – «кто контролирует шайбу, тот контролирует игру», поэтому не следует стремиться расстаться с шайбой бездумно. Следовательно, когда мы входим в зону, нам необходимо не только удержать контроль над шайбой, но и найти свободные зоны для её перемещения на выбранную нами позицию для броска, будь то проход с контролем, или передача паса. Точность и адресность, при этом, должны соблюдаться неукоснительно!
Как тренер, я должен понимать, что все мои игроки знают, как им добиться этого в перспективе своей атаки.
Первое упражнение, которое мы вам предлагаем, это игра на ограниченном пространстве с условным названием «Битва на лицевой линии». Это достаточно известное и часто используемое упражнение, но нам бы хотелось обратить внимание на некоторые его нюансы.
Для начала упражнения тренер создаёт две линии, линию защиты и линию нападения. При этом в линии нападения участвуют три игрока, а в линии защиты – два. То есть фактически наша игра проходит в формате 3 на 2.
Нападающий на подборе шайбы, оценивает ситуацию с целью сделать из-за лицевой линии, такую передачу на своего партнёра, которая способствовала бы, дальнейшему острому развитию атаки с угрозой воротам соперника. Для этих целей, не только игрок, получающий передачу от тренера, но и два других его партнёра, должны быть максимально активны, и стараться выбрать такую позицию на площадке, которая бы позволяла им осуществить намеченную угрозу.
Если шайбой завладевает защитник, его задача – вывести шайбу из пространства отведённого на выполнение упражнения, максимально точной передачей на тренера. Если вектор этой передачи перекрыт, шайба, контролируемо, выводится по любой свободной траектории, а тренер вбрасывает в игру новую шайбу и упражнение начинается заново. Новая шайба вводится тренером в игру и в случае, если шайба была заброшена в ворота.
Тренер может ввести в игру дополнительную прогрессию. Например, если шайбой завладевают обороняющиеся, то в игру, к их линии, может быть подключён третий игрок, и сама игра будет иметь продолжение в формате 3 на 3. Игра может быть продолжена сразу, и тогда обороняющие становятся атакующими, или тренер подключает к игре новую шайбу, и тогда в атаке играет та линия, которая первой установила контроль над шайбой.
В этом упражнении особое значение играет поиск и завладение свободными игровыми зонами, для получения точных передач и последующего контроля над шайбой. А если учесть, что все первые передачи идут из-за лицевой линии, становится очевидным, что выбор таких зон существенно ограничен, а в условиях ограниченного пространства всё будет зависеть от активности игроков и их способности вынудить соперника совершить оплошность.
Ошибка, которую тренер в первую очередь должен пресекать в действиях игроков, действующих в обороне, это бесконтрольный уход за лицевую линию, в ситуации, интенсивной игры под воротами, со стороны соперника, не владеющего шайбой.
Вот пример такой ошибки, который мы позаимствовали из матча Тампы и Флориды, и которая случилась за пять секунд до финальной сирены. Двое игроков Флориды Флориды опрометчиво пошли за лицевую линию, дабы накрыть игрока Тампы на подборе шайбы. Но Никита Кучеров, а это был именно он, сумел-таки сделать точный пас на своего партнёра и ворота «патер» оказались под критической угрозой.
Ведя игру, нападающие должны осознавать, что ошибки со стороны игроков обороны случаются и случаются с завидным постоянством. Более того, игроки атаки должны постоянно провоцировать игроков обороны на эти ошибки. Но совершенно точно то, что они не должны на них уповать. Главная задача нападающего заключается не в том, чтобы вынудить защитника ошибиться, а в поиске свободных зон и наиболее оптимальных решений для развития игрового эпизода.
Следующее упражнение способствует эффективному использованию пространства, а также обучению игроков продуктивному решению вопросов, предписанных тактикой игры. Игроки моделируют игровой эпизод, настраивая свои действия таким образом, чтобы они были стремительны, но в то же время экономны и неожиданны для соперника. Кто-то назовёт эти действия «наигрыванием» схем, но игровая ситуация может сложиться самым разным образом и геометрия хоккея, в каждом игровом эпизоде может быть абсолютно непредсказуемой. Поэтому в данном упражнении, особую важность приобретает не знание куда переместиться, а понимание, является ли подобное перемещение эффективным, с точки зрения получения преимущества свободного пространства.
Для максимальной продуктивности при достижении поставленной цели, тренер забрасывает шайбу в зону, каждый раз меняя точку своей дислокации и вектор заброса.
Первыми в игру включаются два игрока атаки и один защитник, к которому, после завладения нападающими шайбой, подключается второй игрок обороны.
Поскольку упражнение ситуативное, игрокам обороны определяется место, в периметре которого они осуществляют свои действия. Но по мере того, как упражнение развивается и действия игроков атаки становятся увереннее, вы постепенно снимаете пространственные ограничения с игроков защиты, позволяя им играть активно и «амплитудно».
Получив передачу за лицевой линией, игрок атаки ищет продолжение. Найдя его в лице партнёра, игрок делает передачу и смещается под ворота для организации трафика. Нападающий Ф2, получивший шайбу от товарища по команде, быстро оценивает ситуацию, видит активность форварда соперников и делает передачу на своего защитника, у которого есть несколько вариантов продолжения атаки – обратный пас, а также бросок или наброс на ворота, под которыми осуществляет трафик Ф1.
Ключевыми концепциями в данной ситуации являются сканирование площадки и поиск оптимального продолжения атаки. А сам манёвр должен вестись быстро и в полной мере. Выбрав решение, игрок обязан использовать весь арсенал ложных действий и обманных приёмов, чтобы максимально дезориентировать соперника.
Вторым ключевым эпизодом упражнения, является быстрый переход от атакующих действий к оборонительным и наоборот. Если игроки обороны перехватывают шайбу, или её блокирует вратарь, то в игру подключается третий игрок защищающихся, сменяя на синей линии защитника атакующих, и уже защищающиеся ведут свою атаку, посредством подбора шайбы, заброшенной тренером за лицевую линию с их стороны игровой площадки.
Третий ключевой эпизод заключается в позиционировании игроков. Если брать младшие возраста (особенно), то после передачи от Ф2 на защитника, как правило оба игрока атаки оказываются под воротами, и свободные игровые зоны попросту для команды исчезают. Обязательно донесите до своих игроков, что на площадке нужно занимать такую позицию, чтобы у партнёра, всегда была возможность выбрать своё действие из нескольких актуальных решений, а для этого всегда должна быть обеспечена ширина и глубина атаки.
Если у защитника выполняющего роль опорного игрока нет возможности совершить бросок или наброс на ворота, он может вернуть передачу нападающему, который далее действует исходя из предложений партнёров и по сложившейся игровой ситуации.
Как мы понимаем, такое продолжение возможно только если нападающий, сделавший передачу на опорника, продолжает «закрывать» свою свободную зону и идёт на обострение, только в случае если видит, что угроза воротам соперника неотвратима. Для этих целей, мы рекомендуем всем своим игрокам полноценно сканировать игровую площадку, осознавая местонахождение партнёров и соперников в каждый момент игрового времени.
Свободный игрок, предлагая себя под передачу или создавая свободную зону для своего партнёра – носителя шайбы, прилагает максимальные усилия для давления на соперника. Для развития атаки своей команды, он всегда готов сделать заслон или «отыграться» с партнёром.
В случае броска по воротам со стороны защитника выполняющего роль опорного игрока, игроки атаки должны постараться первыми быть на отскоке шайбы, дабы не допустить перехвата шайбы и контратаки.
Ну и в заключение одно из упражнений, которым мы обычно завершаем нашу тренировку. Оно основано на той тематике, которой были посвящены все наши сегодняшние задания – поиску свободных зон и контролю над шайбой. Мы называем его «Трое на борту».
Это упражнение 3 на 3, в котором три запасных игрока защищающейся команды занимают положение в линии ожидания на длинном борту и которые вступят в игру в роли нападающих, если их партнёры по защите совершат перехват шайбы.
Если в игре будет забит гол, или защита совершит перехват, то шайба передаётся игрокам в линии ожидания и они выполняют роль нападающих, а игроки, ранее игравшие в нападении, перестраиваются на игру в защите. Если это происходит, то три новых игрока спускаются в линию ожидания и готовятся к приёму шайбы от защищающихся.
Как и все предыдущие упражнения, это, также фокусируется на поиске и создании пространства и времени для ведения продуктивных игровых действий. Игра 3 на 3 в зоне атаки предполагает достаточное количество пространства для ведения игры, но вы будете значительно удивлены, когда увидите, как быстро юные игроки свалятся на короткий пас и игру под воротами, полагая, что чем ближе к ним, тем опаснее игровая ситуация и обширнее голевые возможности.
Поправляйте своих хоккеистов, поощряйте создание широкого фронта атаки с быстрыми проходами и неожиданными острыми передачами. Поощряйте создание возможностей для партнёров и организацию свободного пространства. Акцентируйте внимание нападающих на необходимости растянуть оборону соперника и способность неожиданно открыться под передачу или бросок по воротам. Поощряйте общение между игроками и постоянное сканирование площадки.
Данная тренировка способствует укоренению навыка ведения борьбы в зоне атаки. Но чтобы сделать данный навык устойчивым, заканчивайте занятия игрой 5 на 5, с использованием всех аспектов прошедшей тренировки. Хорошее взаимодействие, общение, поиск и создание свободных зон, точные и своевременные передачи на фоне постоянной активности и взаимодействия – вот те аспекты, которые вашим игрокам необходимо воплотить в свою игру.
3 Hockey Practice Drills for Offensive Zone Possession and Scoring
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.