ПОДГОТОВКА К ОСТРОКОНКУРЕНТНОЙ ИГРЕ В БОРЬБЕ ЗА ШАЙБУ
ПОДГОТОВКА К ОСТРОКОНКУРЕНТНОЙ ИГРЕ В БОРЬБЕ ЗА ШАЙБУ
Игра на ограниченном пространстве, кроме пространственных, более никаких ограничений в себе не несёт. Это утверждение даже не требует доказательств, поскольку если мы возьмём любой отдельно взятый эпизод каждой игры, мы увидим, что он обусловлен импровизированным поединком, на конкретном, ограниченном данным игровым действием, участке хоккейной площадки.
Реальная игра не проходит сразу по всему периметру. Работая в любой из зон, игроки, по сути, проводят игровые действия, именно на ограниченной площадке и от этого никуда не деться.
И ещё один немаловажный аспект. Находясь в игре, вы каждую секунду проводите в борьбе за шайбу, сражаясь с соперником либо за обладание ею, либо за контроль над ней.
Во многих упражнениях, которые вы предлагаете своим подопечным, есть элементы «боя», но мне хотелось бы представить вам упражнения, в которых игроки сосредоточены на конкретных единоборствах, наградой за победу в котором является владение шайбой.
3 на 1 баттл
В предложенном упражнении тренер вбрасывает шайбу в угол площадки и каждый из трёх игроков находящихся в игре, преследуя свои цели, старается завладеть этой шайбой.
Как только одному из игроков удалось установить над ней контроль, он делает передачу партнёрам, располагающимся на синей линии, которые играют роль защитников атаки. Выигравший шайбу и сделавший передачу на защитников игрок, становится нападающим, а два партнёра, которые вели с ним борьбу за шайбу – защитниками.
Дальнейшая задача защитников, заблокировать возможный бросок по воротам. А нападающий и два защитника атаки пытаются разыграть шайбу до возможности прицельно угрожать воротам. Игрок атаки может как выбрать позицию для броска, так и переместиться под ворота для экранирования вратаря соперника и борьбы с защитниками.
Тренер вправе определить игрокам и любое другое, дополнительное задание.
По окончании игрового эпизода, которое наступает если шайба заблокирована вратарём, попала в сетку или покинула игровую зону, два игрока выполнявшие роль защитников атаки присоединяются к нападающему, и начинают новое упражнение. Два игрока выполнявшие роль защитников, переходят на позицию защитников атаки.
Это упражнение в плане единоборств можно обозначить как трудное, поскольку у игроков ведущих борьбу за шайбу, нет игроков ни в зоне поддержки, ни в опорной зоне. При этом, игрок сумевший установить контроль над шайбой, подвергается силовому воздействию со стороны каждого из соперников, играющих без помощи друг другу. Это создаёт иллюзорный сценарий игры 2 на 1, но гораздо в более сложной модификации, чем та, которую мы привыкли видеть в подобных играх.
Такой подход готовит игроков к реалиям напряжённого соревновательного поединка, когда им приходится вести борьбу в одиночку с двумя соперниками и удерживать шайбу до прибытия партнёров для поддержки в борьбе.
2 на 2 в закруглении
Ограничение области ведения борьбы за шайбу, приводит игру к потенциально реалистичным размерам ведения силового противоборства с соперником. Как правило противоборство ведётся игроками в борьбе у борта, в закруглениях, в борьбе под воротами, в прямоугольнике слота или в периметре «королевской дороги».
Используя для работы мягкие препятствия, тренер определяет ими любую из этих зон, вбрасывает в образовавшееся пространство шайбу, и две пары игроков устремляются в борьбу, с целью завладеть шайбой, организовать выход из зоны, ограниченной мягкими препятствиями и атаковать ворота. Игроки помогают друг другу в борьбе: силовой поддержкой, заслонами, сменой мест, ложными действиями и передачами с последующим открыванием под ответный пас.
Как только уверенный контроль над шайбой установлен, игроки покидают зону ограничений и выходят на ворота с угрозой. Партнёр игрока, владеющего шайбой и в данном игровом эпизоде оказывает максимальную поддержку своему товарищу, в то время как оба их оппонента стараются расстроить комбинацию. При этом, если сопернику удаётся задуманное, шайба не переходит под его контроль, а звучит свисток тренера и игра останавливается. Пары играющих при этом заменяются.
Тренер может видоизменить задание. Например, до борьбы 1 на 1, уменьшив площадь, отведённую для ведения единоборства.
Тренер в роли опорника
Это упражнение можно выполнять с одним или двумя тренерами в роли опорников, (в нашей версии мы используем двух тренеров), а когда мы работаем с ребятами U14 и старше, то роль опорников могут выполнять и игроки, поскольку их действия уже должны быть точными и своевременными. От этого зависит качество выполняемого упражнения.
Мы размещаем опорных игроков таким образом, чтобы один закрывал зону на месте защитника атаки, второй находился на пол борта, как при организации атакующих действий или позиционного нападения.
По два игрока каждой команды ведут борьбу за вброшенную тренером в лицевой борт шайбу. Завладев шайбой, игрок не имеет права атаковать ворота до тех пор, пока он или партнёр не сделает передачу на одного из опорников. Тренер делает ответную передачу, и только после этого может состояться угроза воротам.
Если команда теряет контроль над шайбой и его устанавливает вторая команда, для неё всё повторяется сначала – пас на опорника, возврат шайбы и атака ворот соперника. Вся игра проходит только в такой последовательности.
Тренер может усложнить игру, например сделав так, что опорные игроки не будут статичны, а будут перемещаться, как по синей линии, так и вдоль длинного борта. В этом случае, игрокам ведущим борьбу придётся это учесть, и вести постоянное сканирование площадки с целью отдать точную передачу и подстроиться под ответную.
Тренер может увеличить число играющих и ввести в игру ещё по одному игроку с каждой стороны, превратив игру 2 на 2, в игру 3 на 3. Правда, обычно, игра 3 на 3 – это максимум на такой сравнительно небольшой игровой площади.
Во всех упражнениях, которые мы сегодня представили используется сравнительно небольшой участок льда, поэтому каждое из заданий, может превратиться в одну из подготовленных тренером для занятий станций. Мы не часто запускаем три столь однотипные станции в одном тренировочном занятии, поэтому тренер может чередовать силовые станции со станциями на технику владения коньками и клюшкой, бросковой, функциональной, скоростной и скоростно-силовой работой.
Проводя наши тренировки с использованием заданий и игр на ограниченном пространстве, мы максимально увеличиваем их продуктивность, можем варьировать ритмом и темпом работы, а также её интенсивностью.
Составляя свои тренировочные планы, мы решаем какое количество тренировочного времени мы проводим в упражнениях того или иного вида и направленности, с учётом специфики требуемого результата.
Работа по станциям и в играх на ограниченном пространстве имеет и тот несомненный плюс, что ребята не теряют излишнее время стоя на линии ожидания, а паузы отдыха у игроков, дозированы и выверены в соответствие с тренировочным заданием.
Второй. Используйте единоборства. Упражнения с противодействием 1 на 1, 2 на 2, и так далее.
Ставьте чёткую цель, акцентируйте внимание на ключевых аспектах обучения, не стесняйтесь останавливать занятия и исправлять ключевые ошибки. Выбирайте для своей работы объективные тренировочные средства.
Упражнение 2vs2 sealing off and low battle
Поощряет игроков к согласованным действиям, к поиску острых созидательных решений для контроля над шайбой и угрозы воротам соперника.
Тренер начинает игру вбрасывая шайбу в закругление лицевого борта, или в иную точку зоны атаки, и игроки, соперничающие друг с другом, стартуют для ведения борьбы за контроль над шайбой.
По сигналу тренера к играющим подключается вторая пара хоккеистов, и игра продолжается в формате 2 на 2.
Задача играющих – выйти на ворота с угрозой, нанести бросок, быть максимально активными на добивании шайбы и при завладении отскоком. Если отскоком завладевает защищающаяся сторона, игра останавливается.
Ключевые аспекты работы:
- Вербальное и невербальное общение игроков на площадке.
- Обороняющиеся игроки пытаются лишить контроля над шайбой атакующего соперника, сместить его с потенциально опасного направления для атаки, навязать плотную борьбу у борта и попытаться завладеть шайбой.
- Длительность игры – 45 секунд. При выходе шайбы из игры, тренер, в любой момент времени, вбрасывает в игру вторую и последующие шайбы.
1 на 1 с раскатом за синюю линию. 1v1
Данное упражнение поощряет игроков к борьбе за шайбу, поиску оптимальных решений для начала атакующего прорыва, маневренной и силовой работе с укрыванием шайбы корпусом от воздействия на неё соперника.
Перед началом упражнения, игрок №1 располагается примерно на точке вбрасывания, а игрок №2, чуть ниже к синей линии. При этом тренер и игроки линии ожидания располагаются примерно на внутренних хэш-метках ближнего круга.
По сигналу к началу выполнения упражнения, игроки стартуют к синей линии, но как только тренер забрасывает шайбу в лицевой борт, игроки меняют направление движения, преследуя шайбу, после чего, ведут за неё борьбу за лицевой линией и в закруглении.
Игрок, завладевший шайбой, ищет возможность выйти из зоны с контролем над ней и закатиться на атаку с последующей угрозой воротам. Противодействующий игрок в данной игровой ситуации работает как защитник, и его задача не дать сопернику нанести прицельный бросок по воротам.
Ключевые аспекты работы:
- Максимальная маневренность с использованием всего арсенала обманных приёмов и ложных движений.
- Активная работа клюшкой, грамотное расположение корпуса. Носитель шайбы старается позиционировать свой корпус между шайбой и соперником.
- Прессингующий игрок использует все разрешённые правилами приёмы для блокировки созидательных действий соперника, владеющего шайбой. Играет активно и агрессивно.
«Царь горы» с последующим раскатом на атаку через синюю линию.
Два игрока начинают упражнение на владение шайбой в круге вбрасывания. По свистку тренера, игроки переходят в режим игры «Царь горы», стараясь выбить за круг шайбу соперника. Тот игрок, которому это удалось, становится нападающим, а игрок, шайбу которого выбили – защитником.
Нападающий с шайбой выходит из зоны, закатываясь за пилон, предварительно установленный тренером, и начинает свою атаку. Причём тренер перед началом упражнения объявляет направление, по которому закатывается нападающий. Закат может осуществляться как к борту, так и к центру площадки.
Преследующий нападающего защитник, меняет направление своего движения перед пилоном и продолжает противодействие с целью не дать сопернику нанести прицельный бросок по воротам.
Ключевые аспекты работы:
- Защита шайбы. Умелая работы корпусом и клюшкой.
- Клюшка защитника максимально активна. При игре «Царь горы», активны клюшки обоих игроков.
- Защитник работает максимально плотно с нападающим, стараясь не проиграть в скорости, не «выключая ноги» и не совершая не соответствующих правилам блокировок и задержек.
Третий. Используйте соревновательность. Ведите подсчёт очков и баллов за результативность.
Любое задание превращайте в соревновательное, и поскольку соревнование требует определения первенства, ведите подсчёт очков и баллов за результативность в каждом упражнении, будь то игра целью которой является гол в ворота соперника, позиционная работа, или единоборства. Придумывайте систему подсчёта очков и поощрений. Это неминуемо отразится на тренировочном процессе вашей команды, в положительную сторону.
Уровень соперничества, постоянное повышение его градуса, — это то, что должно стать целью ваших тренировочных действий. Когда на кону приз, вовлечённость игроков повышается автоматически. Поощряйте каждое удачное действие своих подопечных, отмечайте любой результативный аспект их работы.
Для этого раздела мы выбрали три коллекции упражнений. И первой мы покажем вам стартовую десятку лучших заданий от Майка Джонстона – тренера, который на хоккейных просторах Северной Америки не нуждается в представлении.
Дополнительным плюсом этого упражнения, является четыре разных броска по воротам, которые являются отличным развитием для игры вратаря.
Moog shooting
Данное упражнение посвящено взаимодействию игроков, приёму-передаче паса и броску по воротам. Вновь хорошую практику при выполнении данного упражнения получает и вратарь команды.
Это упражнение можно назвать ситуативным, в котором имитируется жёсткая опека игрока, владеющего шайбой, острые передачи и бросок по воротам.
Работая над всеми аспектами командной игры в конкурентной ситуации, ведём соревновательный учёт результативности игроков.
Великолепное соревновательное упражнение, в котором игроки атаки должны много думать и занимать на площадке продуктивные позиции.
Отличное упражнение, в котором помимо «бэкчекинга» и активного прессинга, отрабатывается и переход из обороны в атаку, а также различные варианты атаки 2 на 2 с «бэкчекером». Упражнение поточное, поэтому огромное значение при его выполнении играет взаимодействие игроков.
Тренер должен акцентировать внимание каждого хоккеиста на своевременности, точности и слаженности любого действия. При этом задание предполагает, что всеми игроками будет приложена стопроцентная самоотдача, и все действия, включая силовое давление, будут носить соревновательный характер.
Как мы уже отмечали, игры данного раздела должны быть отмечены баллами за результативность. В данной игре может учитываться результативность микродействий проведённых каждым игроком, а очки могут начисляться как за взятие ворот, так и за уверенные действия игроков в обороне.
Вторая часть упражнения, в которой принимает участие каждый игрок, не менее, если не более, важна чем первая. Игра на подборе и добивании, плюс мгновенное переключение на «бэкчекинг», на этом необходимо акцентировать внимание каждого спортсмена.
Данное упражнение носит поточный характер, следовательно огромное значение при его выполнении будет играть слаженность и скорость действий, точность и своевременность прилагаемых усилий.
Поскольку работа весьма объёмная, игроки должны уделить особое внимание броску по воротам. Именно он должен стать квинтэссенцией всех усилий игрока в первой части выполняемого задания.
Данное упражнение носит соревновательный характер. В нём задействованы как игроки атаки, так и игроки обороны вашей команды.
«Вreakdown» - разрушение, срыв созидательных действий. И это очень хорошее упражнение для формирования данных качеств у ваших защитников.
Активность ваших атакующих действий в чужой зоне – это отличный способ обороны собственных ворот. Посмотрите на данную схему. Каждый игрок находится на ней в постоянном движении. К сожалению, на данной схеме не показаны ложные замахи и выпады, но чем больше вы включите их в работу команды, тем успешнее будут ваши атакующие действия.
Движение, движение, движение!
При формировании ситуативной работы, вторая пятёрка, включённая в работу, может оказывать играющим пассивное или полупассивное противодействие.
Помним и о том, что тренер должен придумать для каждого задания из этого тренировочного блока, свой соревновательный аспект.
Winning Puck Battles Through Hockey Practice Small Area Games
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.