3 УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИГРОКАМ СОЗДАВАТЬ СВОБОДНОЕ ИГРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
«Создание свободного игрового пространства и принятие взвешенных решений в игре без шайбы, увеличивает шансы игрока на результативную игру».
Любая хоккейная тренировка, будь то командная работа, или индивидуальная отработка навыков, в значительной степени сосредоточены на работе с шайбой. Но в игре, хоккеист гораздо больше времени проводит без шайбы, поэтому данному аспекту подготовки, он должен уделять, как минимум, не меньшее внимание.
То, что игрок умеет делать без шайбы, порою гораздо лучше определяет степень его мастерства, чем игра с шайбой.
В своё время, Уэйн Гретцки сказал: «Хороший хоккеист всегда находится там, где находится шайба. Великий – там, где она будет». И это соответствует истине в абсолютной степени.
Итак, чтобы научиться игре без шайбы, вам нужны упражнения, которые побуждают игроков думать о том, где они должны находиться, чтобы наилучшим образом открыться под передачу от партнёра. В свою очередь, носитель шайбы также должен моделировать игровую ситуацию таким образом, чтобы помочь создать своим партнёрам такие свободные зоны, которые будут способствовать наиболее острому продолжению командных действий.
Одним из способов сделать это является активность, проявляя которую, игрок, владеющий шайбой, оттягивает на себя внимание игроков соперника. И чем выше эта активность, тем больше шансов у игрока создать благоприятную перспективу для острых ситуативно-тактических решений со стороны своих партнёров.
Вот замечательный пример такой активности, который мы нашли в недавней игре одной из наших команд. Парень очень уверенно владеет шайбой и проявляет ту активность, которая позволяет его партнёру занять максимально острую позицию под воротами соперника. Игрок, владеющий шайбой всё делает очень грамотно. Он уводит соперника, переключает на себя внимание игроков противостоящей команды и точной передачей находит партнёра непосредственно под воротами. Хороший гол, но самое главное, что эта ситуация, сложилась не сама по себе. Мы много и кропотливо работали над этим компонентом на своих тренировках.
В результате, игра хоккеиста, который любит и умеет завершать эпизоды самостоятельно, заиграла новыми гранями коллективного взаимодействия и это очень отрадно.
Вернёмся к этому эпизоду. Нападающий, владеющий шайбой, уверенно выходит на ворота, и, если бы он принял решение нанести бросок, никто бы этому решению не удивился. Тем более, что на «пятачке» перед воротами, было кому сыграть на добивании. Но игрок принимает другое решение. Он уходит за ворота, уводит за собой соперника, а теперь посмотрите на стоп-кадре, какое количество игроков противника сконцентрированы на его действии? Правильно! Как минимум четверо! Четверо из пяти соперников играют по носителю шайбы, практически выключившись из созидательного игрового процесса! Это и есть результат той работы, которую мы должны целенаправленно вести, улучшая и расширяя игровые качества наших спортсменов.
Своими действиями, наш герой выполнил сразу несколько продуктивных функций. Уйдя за ворота, он воспользовался свободной зоной, которая была практически единственной для продолжения контроля над шайбой без активного воздействия на неё со стороны соперника.
Другим его продуктивным действием, стала организация дополнительной возможности для своего партнёра, который освободившись от плотной опеки занял под воротами соперника наиболее выгодную для атаки позицию.
Отсюда можно сделать вывод, что игрок смог использовать все креативные возможности, которые предоставила ему данная игровая ситуация, с максимальной выгодой для своей команды, что говорит о тактической грамотности данного хоккеиста.
Как научить ребят данным качествам? Всё просто, нужно включить в свою работу упражнения на создание свободного игрового пространства, и это обязательно даст свои плоды.
Перейдём к первому такому упражнению (видео выше).
Два игрока начинают движение из закругления вдоль длинного борта. На одном из бортов, в позиции на пол борта игрок подбирает шайбу и делает поперечную передачу на своего партнёра. Выйдя из зоны, игроки, поворотом в сторону длинного борта, огибают установленные тренером метки и войдя в зону атаки с перепасом, угрожают воротам.
В первом варианте данного упражнения тренер, или игрок, выполняющий роль противодействующего соперника, не оказывает давление на атакующих, создавая пассивную помеху, поэтому игроки формируют свои игровые действия с учётом именно такого его положения.
Во время второго заката на атаку, тренер или игрок противодействия, меняет своё решение и оказывает на одного из играющих полупассивное или активное сопротивление. Игроки не знают какого игрока решит опекать тренер, поэтому должны поступать соразмерно с развитием игровой ситуации.
На нашем видео, тренер оказывает давление на носителя шайбы, поэтому игрок, владеющий шайбой, принимает решение не делать рискованный пас и не наносить неподготовленный бросок, а уйти за ворота, отсечь ими соперника и сделать точную передачу на партнёра.
Задача игрока, находящегося без шайбы, выбрать для себя наилучшую возможность для продолжения атаки или своей активностью оттянуть на себя внимание соперника, создав свободную зону и условия для атаки своему партнёру, владеющему шайбой.
Тренер, или игрок, выполняющий функции противодействующего игрока, должны постоянно менять решения по своим предстоящим действиям, создавая игрокам атаки непредвиденные трудности.
Во втором упражнении, (3 on 2 Get Open), которое мы также используем для обучения игроков входу в зону атаки, мы используем трёх нападающих входящих в зону атаки при противодействии двух защитников. Атаку начинает центральный нападающий, отдавая передачу на фланг одному из вингеров, по своему выбору. Игроки входят в зону атаки, создавая, своей активностью, предпосылки для результативной игры друг друга.
Когда мы практикуем это упражнение, мы всё время просим наших подопечных формировать предельную глубину атаки и после этого просим игроков, участвующих в атакующих действиях, проявлять максимальный креатив и творческий подход.
Вингер выступающий в роли носителя шайбы создаёт преимущество глубины. Центральный нападающий работает над созданием трафика под воротами. А второй вингер находит свободные зоны и проявляет максимум игровой фантазии, стараясь воспользоваться тем напряжением, которое создают его партнёры на соперника.
Каждый игрок знает, что оптимальнее всего вести свою атаку через центр слота и ловить вратаря на перемещении, выискивая голевой шанс в «свободных углах» ворот. Если центральный нападающий играет под воротами активно и плотно, а контролирующий шайбу второй вингер быстр и обладает высокой маневренностью, может быть разыгран любой из этих двух вариантов действий.
Ну и третье упражнение, которое мы для вас приготовили. Называется «Лозанна». Мы разыгрываем формат 2 на 2 из знаменитой коллекции упражнений Майка Джонстона из "Портленд Уинтерхокс"
Это упражнение создаёт классическое противостояние 2 на 2, в котором тренер поощряет игроков нападения за креативные действия в зоне соперника. Творчество может быть абсолютно любым: маневренность, скорость, обманные и ложные движения, скоростное взаимодействие, необычные финты и их множественные разновидности – всё, что способствует тому, что нападающий обыгрывает защитника, идёт в актив нападающей паре.
В предложенном на видео варианте, игрок атаки использует ворота, как средство, с помощью которого он отсекает защитника и воспользовавшись образовавшимся временем и пространством ищет партнёра передачей, после чего сам готов сместиться в свободную зону, и оттуда предложить себя партнёру для возможной атаки.
Предложенные упражнения способствуют принятию решения всеми вовлечёнными в игру хоккеистами, а не только тем игроком, который является носителем шайбы. Они заставляют игроков решать, какая поддержка нужна партнёрам, чтобы игра несла в себе стройность, эффективность и результативность, а действия всех игроков были успешными и полезными.
Чем быстрее игроки начинают осознавать, что главными козырями в их атаке являются время и пространство, тем быстрее их игра начинает приносить удовольствие и им самим, и тем болельщикам, которые пришли ей сопереживать.
Играя в детский хоккей, игроки привыкли, что многое в нём решает индивидуальное мастерство каждого игрока. Но тренер должен объяснить ребятам, что это время уходит тем безвозвратнее, чем старше ребята становятся. «Обыграть и бросить» — это начинает работать всё реже и реже.
Главная задача тренера – убедить игроков в том, что кто владеет свободным пространством, кто активнее и плодотворнее играет без шайбы для его организации, кто на долю секунды быстрее своего соперника, как за счёт движения, так и за счёт быстроты игровой мысли, стало быть, тот и является фаворитом, и игроком особой ценности.
3 Hockey Practice Drills to Create Time and Space on the Ice
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.