ОТКРЫТ ПРЕДЗАКАЗ НА БЕСТСЕЛЛЕР ДЭРРИЛА БЕЛФРИ - "ХОККЕЙ БЕЛФРИ"

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Дорогие друзья! Сегодня вы держите в руках книгу, которая во многом перевернёт ваше представление об индивидуальной подготовке хоккеистов, её способах, методах и возможностях, которые она в себе несёт. Вы познакомитесь с тем, как самый успешный тренер Северной Америки, готовит самых успешных её игроков. В мельчайших подробностях, со многими конкретными примерами и наставлениями.

В этой книге 22 главы, каждая из которых таит в себе особые секреты подготовки игроков и тренерского мастерства спортивного педагога. И автор старается раскрыть перед нами каждый из своих секретов, и передать весь тот опыт, который наработан им в течение многих лет продуктивного преподавательского труда.

Эта книга – первое глобальное усилие, предпринятое проектом «Жизнь в хоккее», по созданию полноценного печатного издания на тему, которой проект занимается уже долгие, долгие годы. Для его реализации книга Дэррила Белфри была выбрана совсем не случайно, ведь наш проект в полной мере поддерживает и по мере сил воплощает в жизнь, все педагогические решения предложенные автором книги, и востребованные им в своей практической работе.

В первой главе, автор рассказал нам о периоде своего становления как тренера, и о получении первого опыта в работе с игроками, проживая который, он прошёл пять этапов по пути к своему профессионализму. Он донёс до нас такие понятия как «потогонный тест», «инженерный этап», этап «конструирования», с особым акцентом на детали и нюансы всех тактических, технических и ментальных аспектов подготовки. Затем он перешёл к разговору о «комплексе методов» и наконец, к последнему этапу, вмещающему в себя весь спектр полученных знаний с их практическим применением. Автор сделал это развёрнуто, аргументированно и ярко.

Параллельно, Дэрил Белфри поведал нам о том, как он пришёл к мысли о необходимости видеосъёмки своего тренировочного процесса, и методам его последующей оценки. Что побудило его к этим действиям, и что во взаимоотношениях с игроками давала та степень общения, которую он назвал «обратной связью», об этом он тоже рассказывает нам в первой главе книги.

Совершенствуя свою практику, Дэррил вывел теорию вывода игрока на «пик» тренировочной формы, и в стартовой главе он подробно рассказывает нам об этой теории, о том, на чём она основывается и как воплощается в его практику. Он расскажет нам об «образе задания» о том, как воплощается в тренировочный процесс, о концепции «энергетических пиков» и о создании конкурентной среды. Белфри поведает нам о методах увеличения интенсивности работы, в зависимости от её назначения, о способе, времени и месте применения всех полученных игроками навыков.

Вторая глава книги посвящена поиску «своего голоса», и этот процесс автор преподносит нам как один из самых увлекательных процессов своего становления. Выделив в данном алгоритме три ключевых элемента, он расскажет нам об управлении эмоциями, управлении тоном, и управлении средствами, используемыми для воплощения своих идей, а также передаче предлагаемого материала и вовлечения в работу своих подопечных. Глубоко раскрывая каждую тему, автор попутно затрагивает огромное количество педагогических вопросов, на которые непременно даёт квалифицированные и аргументированные ответы.

Третья глава -  это поиск аутентичного стиля преподавания, так сказать, своего источника уверенности. Сбор и анализ информации, детали и реакция на них, выявление способностей и предрасположенности – это те факторы, которые лежат в основе этого стиля. Белфри рассказывает о важности видеоанализа и исследований на нём основанных, о том, что такое способность «прочитать» своего игрока, и о значимости такого прочтения. О «проективных активах» каждого спортсмена и о надёжности выработанных им навыков. Мы узнаем, что такое «максимизация воздействия»  о том, когда она необходима, и как используется.

Четвёртая глава полностью посвящена тренировке и подготовке к ней. Белфри пишет: «Я знаю ту конечную цель, которую нам необходимо достичь. Я понимаю последовательность развития навыков и хорошо представляю себе, с чего мы начнём нашу работу. Представляю, также, какова будет прогрессия нашей работы и какой континуум сложится внутри этой последовательности навыков. Затем мне нужно оперативно определить, с чего игроку нужно начать в этом континууме, и на основе этого составить  индивидуальный план его работы» - и эта тема полностью раскрывается им в четвёртой главе. В этой-же главе автор нас знакомит и с некоторыми терминами и понятиями. Мы узнаем, что такое «проецируемый актив», познакомимся с теорией «паука» и получим огромное количество максимально ценных практических советов по работе на льду.

Пятая глава повествует о квалификации и ответственности. В ней всё начинается с гипотетического вопроса, поставленного автором: «Может ли у неквалифицированного тренера «родиться» звёздный игрок, и наоборот, может ли мастер своего дела, воспитать бездарность?» Белфри начинает размышление об ответственности и её мере, за что отвечает тренер, а за что игрок, и о том, как и когда повышается мера ответственности каждого. И поскольку весь хоккей состоит из нюансов, именно ими и пронизана эта глава от первой до последней строчки. Как проходит анализ работы, соотношение нагрузок и отдыха, как и зачем ими варьировать,- всё это мы узнаем в мельчайших подробностях и с самых неожиданных ракурсов в ответах на эти вопросы. Автор расскажет нам о влиянии на результат работы предложенного игрокам темпа, о том, что такое функциональная компетенция и «пиковое» значение результативности обучения.

В шестой главе мы узнаем о том, что такое «обучение на основе ощущений». О трёх его механизмах - аудиальном, визуальном и кинестетическом. Автор в ярких примерах расскажет о каждом, об их значимости и влиянии на каждый тип игрока. Мы узнаем, как скучную и монотонную работу попытаться сделать захватывающей и интересной, как найти дополнительную мотивацию, и достучаться до каждого игрока. Мы узнаем, как пользоваться ощущениями и как увеличить чувствительность к процессам любого рода. О том что лежит в основе природы этой чувствительности и как научить игрока пользоваться «природой своего тела».

В главе седьмой Дэррил Белфри рассказывает о развитии игрока, и о сугубой индивидуальности этого процесса. Он очень аргументированно раскрывает понятие коучинга и понятие педагогики, а также рассказывает нам в чём между ними отличие, раскрывает особенности и эффекты каждого воздействия.

Кроме формирования данных понятий, Белфри раскрывает перед нами аспекты, влияющие на подготовку игроков, и делает это столь тонко и скрупулёзно, что читатель находит ответ на любой возникающий у него по ходу прочтения вопрос. Автор расскажет о манипуляциях средой подготовки, об играх на ограниченном пространстве, о фоновых знаниях, сопутствующих навыках и вспомогательных умениях настолько подробно и полно, что даст нам абсолютное понимание того, что в спортивной педагогике нет и не может быть мелочей, настолько тщательные ответы мы получим на все наши вопросы.

Глава восьмая поведает нам о теории «тройной спирали» обучения, и о первом её витке, именуемом «базовыми знаниями», которые состоят из трёх областей – фоновых знаний, глубины навыка и обучаемости. С чем можно сравнить эту теорию? Её можно сравнить с конструкцией, которая состоит из вращающихся шестерёнок. Убери одну и конструкция замирает. Поэтому данная глава, очень чётко, с огромным количеством педагогических тонкостей в представляемых нам примерах, повествует о воплощении в тренировочный процесс факторов «тройной спирали» обучения. В восьмой главе автор раскрывает и некоторые аспекты философии хоккея, формируя своё отношение к понятиям «результат развития игрока» и «результат игры», формулируя это понятие так, что «развитие» – это манипуляция риском, а попытка играть на «результат» – это управление риском. Достаточно много внимания уделяет автор и арсеналу игровых навыков спортсмена, его формированию, и его качественному различию, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого спортсмена. А таже следующему вопросу, вытекающему из сопоставлений арсеналов – эффективности их использования. Этому вопросу, автор также уделяет повышенное внимание. И последний вопрос, который затрагивает автор в восьмой главе: «что перспективнее, быть лучшим в слабой команде, или оставаться на вторых ролях в сильной?» Как мы знаем, этот вопрос часто будоражит умы наших игроков и их родителей, при обучении в спортивных школах.

В девятой главе продолжается разговор о тройной спирали обучения. В ней автор говорит о «глубине мастерства». Понимание глубины навыков - важнейший компонент процесса обучения. Но что же это такое – игровой навык? Этот вопрос раскрывается автором сполна и очень доступно. Очень важны и выводы, которые делает автор. Так, например, говоря о базовых навыках, тренер выражает мнение, что: «базовыми навыками являются не те умения, которые раскрывают перед игроком возможность обрести, увеличить и усовершенствовать свой технический потенциал, а факторы, формирующие сами эти умения» - и это безусловно его концептуальное убеждение. Автор проводит замечательные аналогии, которые помогают читателю обрести понимание в достаточно тонких педагогических вопросах, которые поднимает автор в этой главе.

В последней, десятой главе посвящённой «тройной спирали» обучения, речь идёт об осознанности. «То, как мы используем осознанность, является одним из основных аспектов процесса нашего развития. Осознание — это, по сути, наша способность решать проблемы,  лежащие в плоскости поисков истины. На сегодняшний день, мы легко можем нарисовать объективную картину того, что происходит с обучаемым нами игроком, убрав множество внешних аспектов, которые наслаиваются во время нашей с ним ежедневной работы» - так автор анонсирует десятую главу книги. Говоря об осознанности, автор рассказывает нам и об используемых им инструментах, позволяющих достичь необходимый ему результат. А это два принципа «управления успехом» - частота применения навыка и формирование коэффициента успешности его применения. Автор размышляет об ошибках, праве на них, и на то, как ошибки в действиях влияют на становление мастерства игрока. Дэррил приводит полную статистику «успешности» игроков, делает её скрупулёзную аналитику и рассказывает читателям о коэффициенте 8 из 10 - «коэффициенте звёздности» игрока.

Одиннадцатая глава – экватор книги. И она поведает нам о таком понятии как континуум навыков. В этой главе Белфри рассказывает о системе своего преподавания, об аспектах из которых она состоит, и об этапах её становления. «При работе над усилением индивидуальных игровых навыков, тренер в первую очередь должен сформировать своё понимание предмета, изучив игрока, «примерив» к нему то воздействие, которое он вознамерился на этого игрока оказать. Тренер должен знать об игроке всё, включая, конечно же, то, что актуально для него в данный конкретный период времени. Тренер должен понимать структуру игры каждого своего подопечного, а также то, к чему им хотелось бы прийти в результате совместной работы с тренером.» - говорит Белфри.  В континуум навыков входит три области – это типы навыков, это проблемы в области укоренённых навыков, и третья – скорость развития навыков. Белфри буквально «по косточкам» разбирает каждую область, выделяя аспект за аспектом на них влияющий. В этой главе много говорится о типах навыков, приводятся примеры и проводятся исследования, которые помогают наилучшему пониманию у читателя сути успешной подготовки игрока. Отдельное место в одиннадцатой главе посвящается влиянию навыков как компонента игры спортсмена. Белфри рассказывает и о системе «Undercurrent», которая основывается на том, что основной навык, который он определяет как наиболее часто используемый и который важен для формирования любого действия являющегося высокочастотным, будет присутствовать на каждой его тренировке и практически в каждом предложенном им упражнении. Изобретённая Белфри техника ведения тренировки, которую он назвал «Undercurrent», позволяет ему спрятать изучаемый навык внутри упражнения, тем самым скрыв его объём, и не сделав слишком монотонным для восприятия учениками. В этой главе Дэррил Белфри, вновь, уже не в первый раз в этой книге, упоминает об Анатолии Тарасове и его теории «трёх скоростей», добавляя к ней четвёртую скорость – «скорость обработки полученной информации», полностью обосновывая её появление.

В главе затрагивается и масса вспомогательных аспектов. Белфри рассказывает, что такое позиционная игра, что есть «ведущая передача», рассуждает о выборе направления движения и его способах, какое оружие может предложить игроку его скорость и способы варьировать ею. Мы познакомимся со значением терминов «позиционирование» и «угол атаки», узнаем, как действует дифференциал скоростей. Узнаем какие руки можно назвать «подвижными» и почему. Получим понимание того, чего можно достичь при помощи этой подвижности, и других аспектов, которые входят в понятие континуум навыков.

Глава двенадцатая поведает нам о способах перехода от тренировки к игре. Белфри рассказывает о трёх способах такого перехода – способе «намеренного переноса», способе «изменения и совершенствования приобретённого навыка» и способе «тактического исследования конкурентных преимуществ», рассказывая о них и компонентах их составляющих, развёрнуто и доступно.

Глава тринадцатая – «анализ видео и его применение в игре». В этой главе Дэррил Белфри полностью сосредотачивается на видеоразборах игр, игровых эпизодов и тренировочных моментов, которые позволяют оказать влияние на формирование игровых качеств его хоккеистов. Он объясняет на каких принципах необходимо расставлять акценты в работе и почему. Что является ключевыми факторами влияния, а что второстепенными, какие навыки и способности, демонстрируемые игроками способны поставить соперника в затруднительное положение, а какие и вовсе не имею решения без скрупулёзного предварительного анализа.

Четырнадцатая глава повествует о прогрессии в обучении, о том, как происходит развитие игры, на чём основывается прогресс игрока. Эта глава наиболее полно отражает некоторые концептуальные аспекты тренерской деятельности Дэррила Белфри. Он повествует о ключевых понятиях эффективности игрока, знакомит нас с «коэффициентом Мендозы». Даёт нам понятие «маркер производительности», и обучает тому, как получить в игре устойчивое преимущество. Он даёт нам ответы на такие насущные вопросы как: что же в большей степени ограничивает игроков в освоении тех или иных аспектов игры? Что стоит на пути их прогресса? Что мешает найти кратчайший и наивернейший путь к вершинам мастерства? И наконец, Белфри даёт нам полный расклад по этапам обучения и становления игрока от уровня «начинающий», до уровня «мастер», а также предоставляет определение «высшему уровню игрового мастерства».

Глава пятнадцатая полностью посвящена обратной связи между игроком и тренером. Белфри определяет пять ключевых принципов на которых она основывается, и очень доходчиво нам их объясняет. В этой же главе он обучает тому, как осознать перспективу игрока, и каким образом раскрывается то, что мы называем этим термином.

В шестнадцатой главе наш герой повествует об упрощении игры и уменьшении её сложности. В этой главе Дэррил вновь противопоставляет педагогику и коучинг, используя свойственные ему замечательные аналогии. Он говорит об ограничениях разного рода, считая их вызовом и принимая этот вызов в самых непростых педагогических ситуациях. Он затрагивает условия формирования глубины навыков, и то, что на них влияет как в позитивном, так и в негативном ключе. Учит осознанию проблем и их предвидению. Тренер ведёт очень интересные рассуждения о тактике игры, о сложности игровых решений и воплощаемых навыков, а также о простоте их применения. Он рассказывает к чему ведёт упрощение игры, и к чему приводит излишняя сложность. Делает это понятно, доступно, и захватывающе.

Семнадцатая глава носит название «Стратегическое проектирование». В ней Дэррил отвечает на огромное количество вопросов, которые можно объединить в один: «Что нужно делать, чтобы твой тренинг принёс той группе ребят с которыми ты работаешь, максимальный результат?» В этой главе он рассказывает о своей работе с игроками самого разного уровня, от признанных звёзд, до тех, кто так и не нашёл свой путь в хоккее. В этой главе тренер раскрывает нам все нюансы своего искусства, разбирая тренерское мастерство буквально на молекулы. И это очень интересно.

Глава восемнадцатая посвящена созданию тренировочных средств и является прямым продолжением предыдущей главы. Создавая упражнения, Дэррил Белфри анализирует и учитывает все игровые аспекты и потенциальные возможности своих подопечных. Он рассказывает нам о способности форматировать свои занятия и о том, как эта способность зародилась. Глава вновь изобилует огромным количеством конкретных примеров и аналогий, что делает её прочтение увлекательным занятием. Белфри подробно рассказывает нам о том, как и какими средствами он добивается своих уникальных результатов, и это делает главу одной из самых ценных в книге.

«Сокрушение канонов и нарушение правил» - это девятнадцатая глава книги, в которой Дэррил Белфри рассказывает о факторах конкурентного преимущества, и о том, какими они бывают. Дэррил настолько полно раскрывает вопрос конкурентных преимуществ, и настолько въедливо «вгрызается» в каждую мелочь, что по этой теме у читателя не остаётся ни одного «белого пятна».

Во второй части главы Белфри вновь возвращается к подаче материала, и повествует о таком способе как «заниженная подача», на чём она основывается и чем руководствуется тренер её воплощающий. Резюмируя, он говорит: «Моя цель – вывести каждого игрока за рамки среднего уровня. Я не хочу создавать среднестатистических хоккеистов со стандартными навыками игры. Это лишь базовый уровень умений. Настоящая цель каждого игрока – это стремление сокрушить каноны и сломать незыблемые правила, расширив границы своих возможностей.»

Двадцатая глава носит название «Тренерская одержимость». В ней Дэррил Белфри рассказывает о своём отношении к хоккею,  том пути, который он уже прошёл, и том, который простирается перед ним сегодня. Говоря об этом, тренер осознаёт, что любой наставник хорош настолько, насколько хороши идеи им воплощаемые. Поэтому каждое своё решение и каждое действие, Белфри совершает без права на ошибку и не совершая её, что стало основой его сегодняшнего величия. Белфри снова делает акцент на том, что успех идёт за ним по пятам только потому, что он не перестаёт учиться и воспринимает каждого своего ученика, как источник важных и нужных знаний, впитывая их от первой до последней «буквы».

В двадцать первой главе Дэррил размышляет о навыке преподавания, о том, из чего состоит тренерское мастерство, и как оно передаётся ученикам. Он ещё раз напоминает нам о важности «тройной спирали обучения» и о последовательности, в которой обучение делает свои шаги к своей вершине. Дэррил вновь шикарен в своих аналогиях, так объясняя фактор целенаправленности и последовательности в изучении навыков, он пишет: «Поскольку вы не можете осваивать и отрабатывать все навыки сразу, вы должны быть целенаправленны. Вы должны определить, какие навыки наилучшим образом складываются во взаимодействие. Это как в букваре, если первой мы изучаем букву «А», то второй обязательно изучаем букву «М», чтобы ребёнок на первом же своём занятии мог прочитать и написать самое родное для себя слово. Точно так же и в хоккее, осваивая навык владения коньками, мы совмещаем его с навыком владения клюшкой, постепенно создавая многомерный процесс, путём интеграции одних навыков с другими.»

И наконец последняя, двадцать вторая глава, в которой Белфри размышляет о бремени величия. О том, что главная привилегия его карьеры – возможность работать с игроками, которые несут на себе это бремя, многие годы. О том, как с ними работается, и в чём отличие этой работы от занятий со всеми остальными, пусть даже очень талантливыми игроками. Эта глава может стать хорошим уроком для тех, кто старается выйти на «звёздный» уровень, и своей игрой, а также своим отношением к делу, в полной мере соответствовать этому статусу.

В этой же главе публикуется глоссарий, который поможет читателю разобраться с новыми для него терминами и их значением.

Кроме того, все главы сопровождаются небольшими воспоминаниями великих игроков о периоде работы с Дэррилом Белфри и о своих впечатлениях, полученных в рамках этой работы.

ПРЕДЗАКАЗ КНИГИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПИСЬМОМ С ПОМЕТКОЙ КНИГА, НА АДРЕС ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ BALTVTORMET@MAIL.RU