ИГОРЬ ЗАХАРКИН: «СЕЙЧАС ВЫИГРЫВАЕТ ТОТ, У КОГО МЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛУЧШЕ»
Считаю, что ментальный аспект в спорте – это очень важная тема. В современном хоккее с его одинаковыми принципами и системой подготовки – ментальная готовность выходит на первый план.
В современном хоккее методы и средства широко известны. Они с успехом применяются всеми ведущими командами мира: сейчас вполне возможно добиться качественного развития физических качеств, улучшения технической и тактической составляющей.
Это выливается в то, что в процессе игры мы видим много равной борьбы. Игра становится более сложной и динамичной. С одинаковыми возможностями преуспеть.
В этих обстоятельствах значительно повышается роль ментальной подготовленности хоккеиста. В равной борьбе успешны те спортсмены, которые готовы психологически.
Это выражается в различных аспектах. В мотивации игрока, в подготовке его к матчу, в игровой дисциплине. В умении поставить интересы команды выше своих. Быстроте и качестве принимаемых решений. И так далее... Это все компоненты ментальной подготовки.
Мы делаем простой вывод: развитие их у хоккеиста – это дополнительный резерв, чтобы повысить уровень как игрока, так и результат команды в целом.
Сейчас все тренируются и готовятся. Посмотрите, все здоровые какие! Но кто выигрывает? Как правило, те у кого ментальная подготовка выше. Готовность в этом плане позволяет действовать быстрее, играть хладнокровнее, принимать правильные решения в экстремальной ситуации матча.
В ментальную подготовку изолированно я не просто верю. Я понимаю, что это нужно. Сейчас другое поколение – игроки очень много занимаются индивидуально развитием своих качеств. Современным молодым людям просто необходима индивидуальная подготовка. А личная работа со спортивным психологом – это тоже хорошая возможность стать лучше.
Тренеры старой закалки, которые считают, что психологи лечат по типу врачей, просто не понимают, что такое психология и чем занимаются психологи. Конечно, тренер тоже должен быть психологом. Но.... Понять игрока, дать ему высказаться – это работа психолога.
Вот вам пример. Допустим, возьмем тренера по вратарям. Голкипер в хоккее – это большая часть команды. Это как команда в команде.
Какая основная работа у тренера вратарей, когда мы говорим о высоком уровне? Там же уже не исправишь технику. Да, какая-то коррекция возможна. И в физическом плане тоже. Но главное – это психологическая подготовка. Именно ментальная составляющая, которую нужно развивать изолированно.
Барьеры у тренеров к психологам связаны с непониманием специфики их работы. Плюс считается, что это лишний человек в команде. Виноваты и сами психологи: мало очень профессионалов, которые реально бы подходили и помогали команде.
Тут важно быть с тренером на одной волне. От игрока нужно добиться проявления потенциала. Вытащить его лучшие качества во время игры. Очень важно, чтобы не было соперничества между психологом и тренером. А здесь может быть, например, ревность.
Ситуаций для вмешательства психолога есть масса. Кто-то получает меньше игрового времени – он этим раздражен. Кому-то не нравится, как ведет себя тренер. Кто-то не доволен своим положением в команде. У кого-то проблемы в семье.
В жизни же у человека может быть очень много проблем. И чтобы уметь это сглаживать, регулировать игрока в правильном направлении – конечно, необходима помощь специалиста.
Есть у ментального тренера и вторая часть – мотивационная, мобилизационная. Поиск правильных слов. Правильная рутина выхода на лед.
Много чего можно придумать, чтобы игроки поверили в себя. Понимали, что они могут выигрывать. Концентрация внимания, уметь приоритизировать*. Огромный пласт моментов, которые должны помогать игроку.
В хоккее очень большой объем информации. У хоккеиста есть и физические тренировки, и тактические. Он не все может быстро осмыслить и начинает плыть. Где-то наступает провал. Задача специалиста по ментальной подготовке как раз помочь ему – соединить в целое, чтобы он видел всю картинку целиком.
*правка редактора