ФЕНОМЕН ТАМПЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСКИХ ХОККЕЙНЫХ ШКОЛ.
Два вопроса, которые волнуют всех:
1. Можно ли победить «Тампу»?
2. Как «Тампа» стала такой крутой?
На первый вопрос вам ответят «Чикаго», «Питтсбург» и «Вашингтон» – у вас должна быть опытная команда, не уступающая в звездности и тренерском управлении. Или «Коламбус» – с голодной бандой, которой очень хочется пощипать расслабленного фаворита, и у которой один из лучших вратарей мира.
С ответом на второй вопрос чуть сложнее – у «Лайтнинг» идеально сочетаются талантливый подбор игроков и тренерский штаб, который не стоит на месте и старается раскрывать сильные качества каждого.
Любимый лозунг Джона Купера: «Креатив через автоматизм».
То, что вы видите в исполнении «Тампы» в каждом матче – долгие часы тренировок, к которым лучшие таланты поколения добавляют чистый скилл и импровизацию, не поддающуюся анализу. Эта комбинация и делает «Тампу» монстром.
Еще одна интересная деталь хоккея «Лайтнинг» – ее игроки очень классно распоряжаются пространством, ищут партнеров и открываются под передачи.
Это работает в большинстве.
Это работает в меньшинстве.
И это работает в равных составах.
А еще «Тампа» чертовски быстрая команда, которая моментально переходит из обороны в атаку. Но, что самое интересное, у всех фишек команды нет никакого секретного ингредиента – они тренируются. Много тренируются.
И в том числе используют small games – игровые упражнения на ограниченном участке льда. Это совсем не секретные разработки – подобные игры можно встретить во многих детских школах.
Такие упражнения обожают игроки – они интенсивные, в них, как правило, нужно забивать голы (а это любят все), и ты постоянно работаешь с шайбой. В реальном хоккее невозможно побеждать без четких действий и разделения на роли, поэтому далеко не все в команде достаточно играют в атаке или в пас. Small games дают возможность чувствовать ритм игры и не терять необходимые навыки – поэтому игроки «Тампы» так мощно работают с шайбой.
«Лайтнинг» уделяют подобным упражнениям очень много внимания – больше, чем многие команды НХЛ. Несмотря на интенсивность регулярного сезона, в команде находят время отработать элементы, которые прокачивают контроль и поиск решений в атаке, а еще помогают очень быстро продвигать шайбу.
А теперь к деталям.
Игра 3-на-3 в нейтральной зоне
• Играют две команды – крестики и круги на схеме.
• Задача – забросить гол.
• Когда происходит остановка (гол, вратарь прижал шайбу или она покинула зону), тренер на ближней синей линии моментально вводит новую шайбу в игру, а обороняющаяся команда должна открыться под этот пас и перейти в атаку.
Ключевой элемент, который отрабатывают в этом упражнении – сохранение концентрации и быстрый переход из обороны в атаку и наоборот. Игроки учатся не выключаться после потери или броска в створ – нужно быть готовым к моментальной смене обстановки на площадке.
Игра 4-3 в нейтральной зоне с использованием transition trigger
Transition trigger в этом упражнении – это условие, которое служит для обороняющейся команды сигналом к переходу из обороны в атаку.
• Игра идет в средней зоне, 4 игрока атакуют, три – защищаются. Еще один игрок обороняющейся команды находится у лицевого борта – в этой зоне может находиться только он.
• Цель атакующих – забить гол. Цель защитников – отобрать шайбу или спровоцировать потерю. Если гол забит, то тренер вводит в игру следующую шайбу.
• Если шайба опустилась за линию ворот (в данном случае – синяя линия), то срабатывает transition trigger. Что это значит: атакующая команда меняет четверку, три игрока выходят защищать ворота, четвертый – едет к лицевому борту.
• Игроки обороняющейся команды после сигнала должны моментально перейти в атаку, используя партнера у лицевого борта (на схеме – крестик) – либо дать пас в случае отбора и открываться под обратную передачу, либо, если шайба вышла за синюю линию после броска, игрок у лицевого борта стартует, подбирает шайбу и начинает переход в атаку.
В этом упражнении прокачиваются навыки игры в атаке, действия в защите с численным преимуществом соперника, но прежде всего – быстрый переход из обороны в атаку.
Игра 2-на-2 поперек зоны с поддержкой
Игра для любителей стеночек и забеганий.
• 2 игрока в атаке, 2 игрока в обороне.
• Атаку поддерживают еще два игрока – у красных они находятся у лицевого борта и за воротами, у черных – на синей линии и за воротами. Покидать эти зоны игрокам поддержки запрещено, входить в эти зоны другим игрокам – тоже запрещено.
• Цель атакующих – забить гол с помощью обязательного перепаса с игроками поддержки, защитников – отобрать шайбу и перейти в атаку.
Ключевые элементы здесь: атакующие игроки учатся создавать пространство в атаке при помощи перепаса с партнерами, игроки обороны – внимательно следить за соперником и вовремя перекрывать линии передач.
Игра 2-на-2 поперек зоны с бэкчеком
Снова упражнение, которое поощряет индивидуальные решения в атаке и учит моментально выходить из обороны в атаку. А атакующих – возвращаться назад.
• Два игрока в атаке, два – защищаются, еще двое занимают позицию в середине зоны – они не принимают участие в игре до того, как защитники завладеют шайбой.
• Задача атакующих – забить гол; защитников – отобрать шайбу и пасом запустить контратаку, то есть довести шайбу до своих партнеров, которые находятся в середине зоны. В этом случае атакующие должны моментально вернуться назад и попытаться завладеть шайбой, чтобы запустить ответную контратаку.
• Длительность – 30-40 секунд, составы меняются по свистку.
Игра 3-на-3 на четверть зоны
• Три игрока в атаке, три – в обороне. Задача атакующих – забросить шайбу, не покидая границы указанной зоны, защитников – отобрать шайбу.
• Ключевой момент для игроков обороны – смена составов произойдет только в случае выхода из зоны игры с контролем. Вынос по бортику или стеклу – не засчитывается. Выброс шайбы через центр зоны – не засчитывается.
Атакующие в таком упражнении учатся работать под интенсивным прессингом и правильно готовить броски – перекрывают вратаря, открываются под передачи и пытаются сбросить опеку.
Защитники же учатся держать пятак, правильно выбирать позицию и четко ставить клюшку. Кроме того, прокачивается привычка выходить из-под прессинга с контролем – если ты сохраняешь шайбу, команда сохраняет возможность для контратаки.
«Мы хотим играть быстро, поэтому постоянно используем small games на тренировках «Тампы». В НХЛ все происходит на очень высоких скоростях, но мы просим игроков на тренировках делать упражнения еще быстрее. Настолько быстро, насколько это вообще возможно, чтобы темп реальной игры ощущался ими как привычный», – объясняет Дерек Лалонд, ассистент Джона Купера.
И если смотреть на последние результаты «Тампы» в плей-офф, угнаться за ними будет очень нелегко.
Блог - "Полосатый Хоккей" на sport.ru