МЭТТ ЛЭНГФОРД. 5 СОВЕТОВ НАЧИНАЮЩЕМУ ТРЕНЕРУ.
Размышления, навеянные руководством Мэтта Лэнгфорда для начинающих тренеров системы хоккейного образования Северной Америки.
… Любая тренировка должна быть увлекательной для игроков, а это значит, что все действия на ней, должны быть понятными, захватывающими и весёлыми. Тренер обязан постоянно контролировать как способности игроков своей команды, так и их слабые стороны, это позволит ему подготовить эффективный тренировочный план на предстоящую работу с командой. Конечно, всегда можно придумать упражнения по пути из тренерской на лёд, но делая это регулярно, весьма трудно ожидать роста мастерства и улучшения кондиций от своей команды.
«Рыба гниёт с головы»! Если вы, как тренер, проявите себя неподготовленным к предстоящей работе, ожидать эффективности от своей практики, вам, очевидно, не стоит! Чтобы избежать этого, мы подготовили для начинающих тренеров несколько практических советов:
1. Показатель готовности.
Этот пункт мы поставили первым, потому, что считаем его наиболее важным, и наиболее принципиальным.
Планирование тренировочного процесса – важнейший аспект подготовки команды. Тренер должен быть на катке задолго до начала тренировочной практики. У него должен быть готов план действий соответствующий потребностям команды, продумано наличие вспомогательных средств (конусы, шины, препятствия, имитаторы и т.д.), а так же помощников и волонтёров, необходимых ему для эффективной работы с детьми.
Тренировочный план может быть кардинально изменён в зависимости от посещаемости, поэтому обратная связь с игроками, является огромным подспорьем.
Время на льду – всегда в большом дефиците. Как правило, тренировка на льду длится 60-75 минут, поэтому нет никаких резонов тратить это время впустую. Именно поэтому, тренировочные планы, которые готовит наставник для предстоящей работы, должны быть тщательно систематизированы, и тогда тренировка может считаться полноценно организованной.
2. Работа должна быть понятной.
Это важно для обучения ребят на всех уровнях подготовки.
Как правило, каждый тренер выражает негативные эмоции, если подготовленное им упражнение, которое он считает соответствующим уровню восприятия игроками команды, вдруг требует многоминутных дополнительных разъяснений. А если после этого, вышедшее для работы ведущее звено команды, вдруг, ещё и делает его неправильно, то тренер может выдать тираду из весьма нелицеприятных слов в адрес своих подопечных.
Наставник должен отчётливо осознавать, что лучшими для восприятия упражнениями, будут те задания, на разъяснение которых требуется не более двух минут. А ещё лучше, если у ребят будет хорошее восприятие материала, показанного тренером при помощи учебной программы на планшете.
Объём хоккейных знаний за последние десятилетия значительно возрос. Игра стала быстрее и разнообразнее. Поэтому все упражнения имеет смысл разбивать на подводящие задания формирующие какой-то один, конкретный навык. Нет никакой необходимости тратить огромное количество времени на неподготовленное осмысление сложных двигательных актов.
Однако, не смотря ни на что, не забывайте, что в особо значимых случаях, совсем без разъяснений обойтись невозможно. И здесь стоит запомнить один небольшой секрет. Все важные вопросы освещайте на усталости ребят. Всё, что запоминается «на усталости», гораздо более глубоко врезается в нашу память!
3. Постепенное развитие - ключ к успеху.
Прогресс в работе, постепенное усложнение заданий, это с одной стороны цель тренировок, а с другой абсолютная норма для тренировочного процесса.
Начиная любую работу с азов, мы постепенно усложняем задание, вводя противодействие, а затем и конкурентную составляющую. Ребята должны быть готовы к такой методике. Тренер озвучивает название упражнения и даёт новые вводные по необходимости, а игроки, понимая суть предмета, работают исключительно по этим новым вводным. Такой подход не только экономит время на тренировке, но и вселяет в игроков значительную долю уверенности.
На самом деле, тренерский цех знает достаточное количество имён специалистов, которые всю работу в течение сезона строят на «фундаменте» из трёх – пяти упражнений, предлагая игрокам дополнительные вводные, усложняя и видоизменяя задания. Они искренне считают, что для тех, кто хорошо понимает хоккей, не является откровением тот факт, что это не слишком сложная игра, в которой всевозможные тактические изыски скорее преграда в развитии, нежели подспорье.
4. Учёт всему голова.
Сохраняя свои учебно-тренировочные планы, а так же формуляры с оценками игроков, вы можете вести учёт развития команды и её отдельных членов.
Кроме того, если в вашем коллективе есть волонтёр, снимающий командные тренировки и игры, это очень быстро станет вашим огромным активом. Пересматривая тренировочный и игровой процесс, вы сможете акцентировать внимание на том, что было вами упущено во время коучинга, и донести эти ключевые моменты до своих подопечных.
5. Создайте в команде непринуждённую и весёлую атмосферу.
Никогда не забывайте о том, что хоккей это игра. Дети играют в игры, потому, что это весело. И хоккей здесь не исключение. Любая тренировка должна проходить в непринуждённой и захватывающей атмосфере неподдельного интереса.
Если вы заметили скуку в глазах малышей, смело вносите изменения в вашу тренировочную практику, пока улыбки и хорошее настроение вновь не поселятся на детских лицах.
Не бойтесь кардинальных изменений. Иногда обстоятельства могут потребовать от вас отложить свои конспекты, и просто откровенно подурачиться, выдумывая на площадке разную весёлую кутерьму.