КАК ДЕЛА У СМЕЖНИКОВ? СПОРТ: ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА. КРИК ТРЕНЕРСКОЙ ДУШИ!

Почему ребенок с пяти лет тренируется, лучшим становится в 10–12, а на выпуске его нет? Потому что дети элементарно портятся, до 17 лет всем этим наедаясь. Они просто не «доживают» до взрослого футбола. Их пожирают система, тренеры. А доживают те ребята, кто, может быть, чуть менее талантлив, но у кого осталось желание играть.
Об этом и многом другом. О наболевшем...
Об этом и многом другом. О наболевшем...
КРИК ТРЕНЕРСКОЙ ДУШИ
Он сам обратился в редакцию, попросил слова. Накипело у человека. В недавнем прошлом защитник тбилисского «Динамо», сборной Грузии, а ныне тренер спортивной школы «Ильинское» Дмитрий Кудинов – о проблемах детско-юношеского футбола в России: селекции, «переростках», потерянных талантах.




Я считаю, что до 14 лет вообще нельзя заниматься селекцией. Вот статья Кройфа: «У нас (он имеет в виду «Аякс») до 14 лет дети растут совершенно свободными. Им никто не запрещает играть в футбол в свое удовольствие. Из них никто не делает специалистов в своем амплуа. Они не бывают закрепощены сознанием воли и ответственности профессионального игрока. Они просто приходят в клуб, как домой, чтобы общаться и получать удовольствие от игры. В этом и заключается секрет «Аякса». Растить прежде всего аяксидов, а затем уже отправлять лучших из них в профессиональный футбол».
А у нас – с пяти лет: мальчик бегает быстро, гол забил – в нападение. Мальчик хорошо отбирает мяч, делает подкат – в защиту. Мальчик высокий, хорошо мяч ловит – в ворота. Но организм ребенка только формируется – переходный возраст с 12 до 15 лет. А после переходного возраста еще юношеский – до семнадцати. И у каждого этапа свои функции. Если ты сразу даешь нагрузку, то можно и сердце посадить, и суставы. Я бы лично детям до 14–15 лет не давал бить головой, потому что мозг должен сформироваться.
Мы же сразу самых талантливых загоняем в интернаты – уже лет в восемь. И где они потом, эти талантливые? Слуцкий пишет про детей, которые попадают в интернаты: «В 12 лет они предоставлены самим себе. Живут в окружении сверстников и нескольких воспитателей пенсионного возраста. А значит, на их формирование оказывают влияние улица и модели поведения, принятые в их среде. В итоге вдобавок к низкой образованности мы получаем и низкую культуру. К 16–17 годам получаем необразованного, невоспитанного молодого человека, который каждый день работает с нагрузками в двухразовом режиме, который уже не может заниматься футболом, потому что этот футбол, сами понимаете где у него сидит».
Это и мое мнение тоже. У нас в футболе постоянно идет омоложение. После войны в организованный футбол приходили в 14 лет, через двадцать лет – уже в 12, еще через двадцать лет – в 10-летнем возрасте, а сейчас приходят в пять. Я клянусь, через какое-то время будут набирать в три года, потому что сложился стереотип: чем раньше придешь, тем лучше. Чем тренеру больше заплатишь, тем больше шансов, что мальчик станет звездой.
Неправильно это и даже вредно. Каждому плоду – свое время. Нельзя перегрузить, нельзя убить в ребенке желание. Он два-три года поиграет и скажет: не хочу! Нет, давай, потому что там большие деньги. А ребенку нужно хотя бы немножко дать почувствовать, что такое жизнь.



Почему? Да потому что все работают на результат. Не разделяя, где взрослый футбол, а где детский. Если во взрослом профессиональном футболе игры не на результат не может быть в принципе (кроме предсезонных сборов), то в детском, наоборот, во главе должно быть обучение. У нас же и там, и там – подкуп судей, подставы, крики тренеров, фанатские разборки.
Я видел, как отцы ненавидят своих детей за то, что команда сыграла вничью. Просто готовы были разорвать их. А если бы выиграли, наверное, машину бы подарили.
Тренеры – тоже. С тренерскими кадрами у нас нет проблем. Проблема в том, что все они одинаковые. Не хорошие и не плохие – одинаковые. Все нервничают, все переживают, все ругаются. Нет такого тренера, который бы тихо, спокойно смотрел за игрой. Я насколько над собой работаю, и то у меня внутри бурлит вулкан, потому что амбиции, эмоции... Но тогда тренер начинает ругаться матом, драться. И все вокруг – враги, и он готов всех порвать. В детском футболе это должно быть категорически запрещено!
Почему так происходит? Потому что в голове у тренера сидит одно – результат. Результат заставляет так себя вести. Да, когда команда выигрывает, родители довольны, дети довольны, руководство довольно – и тренер спокоен. Впрочем, даже когда выигрывает... Мальчишка при счете 5:0, не дай бог, ошибется, а в тренере раздражение сидит, нервозность. Он все равно эмоции на пацана выплеснет. Как считаете, повлияет это на ребенка? Мальчишка ошибся, и его кроют матом, хотя счет 5:0.
Такого человека категорически нельзя допускать к детям. Или надо его переучивать. Ведь главная задача тренера в детском футболе – не навреди. Не заставляй, не мешай, а только подсказывай. Пусть ребенок сам дойдет до того, в чем ты прав.
Разговоры о том, что детские тренеры ничего не зарабатывают, поэтому у них ничего и не выходит, – ерунда. Был бы у него выше заработок – ничего бы не изменилось. Наоборот, чем больше денег, тем еще больше нужно работать на результат. Раньше не получали больших денег, а в футбол играли лучше. Сейчас получают миллионы. Это никак не влияет.



До 14 лет дети должны играть на маленьком поле. Чем меньше поле, тем ребенок будет чаще касаться мяча и получать удовольствие от игры. А если он бьет и не может добить до ворот, то какой в этом смысл? Если из всей команды только один игрок с углового подает в штрафную? Остальные просто не в состоянии добить.
Почему у нас в футболе защитников нет? Потому что вратари берут мяч и просто выносят его вперед. И чем сильнее, тем лучше. Как расти защитникам, если им мяч не дают?
Поэтому у нас при выпуске и одинаковые все. И некого выбрать. Принцип игры на результат диктует формирование состава: здоровый вратарь, здоровый центральный защитник, здоровый полузащитник и быстрый нападающий – легонький, маленький, чтобы ему забросили, и он, может быть, убежал.
Тяжелые мячи, форсирование физнагрузок – все это наш детский футбол. Один в один никто не обыгрывает.
Хорошо, что Гарринча в пять лет не попал в какую-нибудь московскую школу! Там бы его научили «правильно» бегать и заставили бы играть с пяти лет в одно-два касания. И на большое поле вывели бы в десять лет.



Казалось бы, что с того, что один мальчик родился в январе, а другой – в декабре? Почему январский должен иметь преимущество над декабрьским, если они оба одинаково любят футбол?
А потому что игра на результат. Тренеру нужен здоровый и быстрый, а не маленький и слабый. А год в таком возрасте решает очень многое. А если еще этот январский – акселерат? Тогда физиологически – все три-четыре года разницы. Я не верил, но это доказано наукой: три-четыре года составляет разница между акселератом, рожденным в январе, и обычным мальчиком, родившимся в декабре. И внешне, и физиологически. А по паспорту всего одиннадцать месяцев.
Получается, что и здесь тренер является заложником системы. Он вынужден брать здоровых, акселератов.
Посмотрите на сегодняшние юношеские сборные. У меня статьи есть, я все отмечал. Все сборники с датами рождения. Денис Черышев – декабрьский, поэтому Талалаев его к себе и не брал. У Коли Савичева сборная была – 80% рождены в январе–феврале.
Зачем? Чтобы результат дать. Сознательно формируют команды из таких людей. Специально. Чтобы преимущество было больше, пока они молодые. Допустим, сборная 15-летних – там 80% – январь–февраль, 16-летних – 65%, 17-летних – 40%. И получается, в десять лет они лучшие в мире, по 5:0 всех обыгрывают. В 12 лет – уже 1:0, 2:0. В 14 – играют вничью. В 15–16 уже проигрывают. И дальше все только хуже, хуже.
Я за Кокориным пять лет следил. Когда увидел в первый раз, парень просто заставил в себя влюбиться. Всех громил на юношеском уровне, был лучшим. Движения, я смотрел, – это что-то… А сейчас еще немного – и все, закончит. Станет, как Самедов и Шишкин. Дзагоев уже почти пропал. На очереди – Кокорин, Смолов.
Наша система заставляет ребят раскрываться не в двадцать лет, а когда они еще не готовы к медным трубам, звездной болезни.
Почему «синдром второго года» у нас есть, а за границей нет? Потому что парень первый год на эмоциях выплеснул, контракт подписал – и все, успокоился. Где Шишкин, где Яковлев?
У нас даже специальный лимит существует. А конкуренции нет. Обязательно нужна здоровая конкуренция. Вот Щенников в ЦСКА проявился, а конкурентов у него нет. Как ему прогрессировать? Как можно выиграть чемпионат мира с Яковлевым, который в «Спартаке» в запасе сидит? Это блеф. Костяк ведь все равно будет из тех ребят, которые уже появились. Дзюба, скорее всего, нет, но те же Акинфеев, Щенников, Паршивлюк, Канунников, Ионов, Дзагоев...
Парочка новых имен может появиться, но на примере того же Кокорина... Они все уже истощены, вымотаны футболом. Перенасыщены поездками за границу, компьютерами, девочками. Все у них уже есть. Им не к чему стремиться.



Насколько велик уровень «договорняков»? Бывает, дети плачут, что «подставные» играют, что судейство ненормальное. Мое мнение – это все-таки больше относится к высшей лиге. А в детском футболе – только когда идет прямая конкуренция. Тогда тренер идет договариваться. Бутылка шампанского, водки, виски. Команда чаще об этом не знает. Только «хребет». Центральный защитник знает, вратарь... Судья знает.



Я прекрасно понимаю, что на данный момент это утопия, потому что нужно менять менталитет людей. Андрей Талалаев начал работать с дублем «Ростова». Он пишет: я приду, я песочную гору сделаю, траву на два сантиметра подстригу... Но он никогда не сделает из этих 18-летних ребят звезд российского масштаба. Не говоря уже о мировом. Потому что все они уже испорчены. Прошли путь российской системы. С пяти лет играют на результат.
Срочно надо запретить играть на результат до 14 лет! Мне все равно, кто примет это решение. Пусть Фурсенко, как самый главный, скажет: до 14 лет никаких результатов!
Хотя... Даже если Фурсенко скажет. «Кодекс чести» знаете, да? Все вроде правильно написано. Но никто ничего не соблюдает. И судьи берут взятки, и откаты, и договорные матчи... Все остается по-прежнему.



У меня шикарная команда, но сегодня мы проигрываем, потому что у нас нет принципа игры на результат. Моя задача – научить их играть в футбол. Научить защитников – правого, левого, как полузащитникам мяч доставлять. Вратарь соперника никогда не отдаст мяч защитнику. А я заставляю своих, чтобы отдавали. Чтобы понимали футбол.
И воспитание, поведение... Этот Гаттузо. Я считаю, что современный футболист не имеет права себя так вести. Это проблема характера, воспитания. У меня дети даже «блин» не говорят. А у других тренеров все ругаются. И наглые. Я стою и слушаю, о чем они говорят, их сленг. Ужас!