АКАДЕМИЯ ИМЕНИ ХАРЛАМОВА. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КЛАССЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
У многих родителей к "спортивным", или как сейчас принято их называть, "специализированным" классам общеобразовательной школы, с преобладанием учащихся активно занимающихся спортом, весьма неоднозначное отношение. Почему-то бытует такое мнение, что отношение к учёбе в таких классах, весьма занижено в своих требованиях.
Поскольку в Академии Хоккея имени Валерия Харламова, планируется обучение именно на базе специализированных классов в общеобразовательной школе, а так же на первом курсе спортивного колледжа, куда могут поступить игроки Академии после окончания девятого класса, хочется привести несколько весомых аргументов почему обучение, в котором тесно связаны спорт и общеобразовательные дисциплины, не только не влияет негативно на учёбу, но наоборот, имеет весьма обширные возможности, в плане развития способностей нашего мозга и создания позитивного настроения для получения знаний. К такому выводу пришёл профессор психиотрии медицинской школы Гарвардского Университета - Джон Рейти (Dr John J. Ratey) в своей работе "SPARK - how exercise will improve the performance of your brain"
Не будем вдаваться в подоплёку исследований, и пробежимся по выводам работ профессора:
Спорт — это новые нейроны
Очень важную роль в человеческом мозге играет белок BDNF (brain-derived neurotrophic factor). Это вещество действует на центральную нервную систему, помогая стимулировать и контролировать нейрогенез, помогая выживать уже существующим нейронам. Ученому удалось доказать, что во время и после физических нагрузок концентрация BDNF в головном мозге значительно возрастает.
Больше нейронных связей
С точки зрения физиологии любое новое знание или новый навык — это дополнительные нейронные связи в нашем мозге. Для их образования необходимы нейромедиаторы — особые вещества в головном мозге, которые обеспечивают передачу импульса между нейронами. Функцию нейромедиаторов выполняют гормоны дофамин и серотонин («гормон удовольствия» и «гормон счастья»). Профессор установил, что во время физической активности синтез этих веществ усиливается в 2-3 раза.
Фокус и мотивация
Спорт обеспечивает состояние фокуса, мотивации, эмоциональной устойчивости, так необходимое для обучения.
Дофамин, серотонин и норэпинефрин, действуя в комплексе, обеспечивают необходимое для обучения состояние. Дофамин помогает фокусироваться на одной задаче, легче переключать внимание, способствует мотивации. Серотонин «отвечает за» контроль эмоций, а норэпинефрин позволяет быстрее принимать решения и усваивать новую информацию.
Кстати большинство антидепрессантов действуют таким же образом: они искусственно повышают концентрацию одного из нейромедиаторов. Занятие спортом, таким образом, более естественное и комплексное средство от депрессии.
Однако, все мы должны понимать, что вся эта система будет работать только при одном условии - соблюдении паритета в режиме нагрузок и отдыха. И в этом тоже есть очевидны плюсы системы обучения в специализированных классах. Время, которое каждый ребёнок тратил на дорогу, на выполнение домашних заданий, еду и дополнительные спортивные занятия, будет качественно структурировано, и ребёнок будет попадать домой сытый, опрятный, с выученными уроками и приятной усталостью в мышцах, после полноценной тренировочной работы.
Ну, если вкратце, то пока всё. Выбор, конечно, останется за родителями, но мы хотим заметить, что строим для наших детей систему, которая нам видится близкой к идеальной и готовы выслушать все ваши продуктивные замечания, принять к сведению мнения, и может быть, даже, воспользоваться вашими предложениями в качестве дополнительного вектора в развитии системы будущего обучения юных спортсменов.