«В 90-е ситуация с хоккеем была разная». Большое интервью Кирилла Сафронова — экс-защитника СКА
— Кирилл Алексеевич, вы с 5 лет в хоккее. При каких обстоятельствах вы оказались на коньках?
— Мы жили с родителями, бабушкой, дедушкой и собакой в Купчино. Во дворе дома был каток. Мой папа его заливал вместе с другими родителями, и мы делали там свои первые шаги на льду. После мы переехали на Ленинский проспект, и папа возил меня на тренировки в «Кировец». А в 7 лет отдал в школу СКА.
— Варианты с футболом или баскетболом даже не рассматривались?
— В баскетбол меня не взяли, на льду стало хорошо получаться, а тренер в «Кировце» сказал, что из меня может получиться неплохой защитник.
— Кто были вашими кумирами в юношестве?
— Я бы не сказал, что были кумиры, хоккей и учеба занимали всё свободное время.
— Какая была ситуация с хоккеем в нашем городе в конце 90-х?
— В 90-х годах ситуация с хоккеем была разная. С одной стороны, со СКА работали великие тренеры, например Борис Петрович Михайлов, с другой стороны, команда не была лидером чемпионата. Я хорошо помню лучших тогда ребят: Виноградов, Сушинский, Соколов, Давыдов, Бульин, Юдин. Для меня эти парни были примерами не только на льду, но и в жизни.
— В 18 лет вы были выбраны в 1 раунде на Драфте НХЛ «Финиксом». Почему вы приняли решение сразу же уехать?
— В то время СКА занимал 12-13 места в Суперлиге, молодым не доверяли. «Финикс» сразу предложил контракт. В принципе, выбора у меня не было. Решение ехать за океан принималось достаточно быстро.
— С кем-то советовались или принимали решение самостоятельно?
— Мне было 18 лет, конечно мои родные и близкие принимали это решение вместе со мной.
— Какое у вас было первое впечатление о США?
— Скорее впечатление от тренировочного лагеря в Финиксе. С первого дня настоящие битвы на льду, быстрый хоккей, полные трибуны на товарищеских матчах. Потом я уехал на сезон в юниорскую лигу Квебека и оказался во франкоязычной среде. Но, благодаря моей бабушке-учителю, знание английского у меня было.
— Смотря на ваши фотографии в Северной Америке, вы уже тогда играли без какой-либо защиты лица (визор или маска). Почему?
— В первый сезон АХЛ я играл в шлеме Bauer с полумаской. Североамериканцы играли очень грязно, летели локтем в голову. Они считали, что против европейца в полумаске так можно играть. В то время, в основном, только европейцы играли в полумасках. По совету моего партнера по команде — норвежца, я стал играть в квадратном CCM без маски. Сразу трогать перестали.
— В целом, как оцените свой этап карьеры за океаном?
— Потенциал, к сожалению, не раскрыл по ряду причин. Хотя карьера в АХЛ была хорошая, 2 кубка Колдера за 4 сезона.
— В какой период карьеры российским хоккеистам лучшего всего уезжать за океан?
— В зависимости от того, получают ли они игровое время здесь. Главное — играть и набираться опыта. У хорошего игрока будет шанс сыграть в НХЛ.
— Есть ли сейчас такая проблема, что не все игроки, выпускающиеся из спортивных школ, могут найти себе клуб и остаются безработными?
— Такая проблема была всегда, не все могут перейти в профессионалы. Те ребята, которые хотят остаться в хоккее, могут попробовать себя в роли тренера или менеджера.
— У вас в этом году был необычный опыт – вы ездили в Кению и приняли участие в товарищеском матче с местной хоккейной командой. От кого вам поступило приглашение?
— Мой товарищ — Никита Тарасевич, работает менеджером по развитию хоккейной академии «Авангард». Предложение поступило от него и мы, вместе с группой хоккеистов-любителей и членами семьи, отправились в путешествие. Провели несколько мастер-классов для взрослых и детей, а также сыграли в двух матчах. Кенийцы уже успели полюбить хоккей, несмотря на один каток в стране размером 40 на 20. У них бывал в гостях Вячеслав Фетисов, а сами они ездили в американское турне и выходили на лёд с Сидни Кросби.
— Есть ли перспективы развития хоккея в Африке и выхода на профессиональный уровень? Возможно ли это вообще?
— Большая часть жителей Кении — молодые люди с хорошими физическими данными. Если будут строится катки, то перспектива, несомненно, есть.
— Вы являетесь вице-президентом ХК «Красная Звезда». Как сформировался клуб?
— Группа профессионалов, искренне любящих хоккей приняла решение развивать детский хоккей в родном городе. Сейчас в клубе более 300 детей занимается хоккеем и фигурным катанием. Команда 2008 г.р и 2010 г.р играют в восьмерке сильнейших в Первенстве СПб.
— Чем объясните такое большое количество любительских команд (прим. более 250) в нашем городе?
— Хоккей — лучшая игра в мире, строятся катки и у людей появляется возможность играть.
— Вы также принимали участие в матчах высших дивизионов СПбХЛ. В чем заключается отличие любительского хоккея от профессионального?
— В любительском хоккее не надо так много тренироваться, как в профессиональном. Хочу отметить, что уровень первенства СПбХЛ достаточно высокий.
— Также вы ездили на международные турниры в составе сборной команды игроков Лиги – ХК «Русичи». Как оцените такие поездки и что думаете о таком формате состязаний?
— Я очень люблю международные поездки! Думаю, любительским командам необязательно усиливаться профессионалами, ведь такие поездки это, прежде всего, возможность посмотреть мир и познакомиться с такими же хоккеистами-любителями из других стран.
— Как изменился хоккей за 20 лет?
— Хоккей стал быстрее, более динамичным и силовым. С приходом новых технологий хоккеисты выходят на новый уровень физической подготовки, ментальной. Современная хоккейная форма позволяет выполнять лучше технические элементы.
— Есть ли у вас хобби?
— Я люблю читать, заниматься саморазвитием и проводить время с любимой семьей.
— Кто, по-вашему мнению, самый великий хоккеист всех времен?
— Валерий Харламов.
— Скоро приближается Новый год. Какие планы и цели вы ставите перед собой в следующем году?
— В следующем году хочу, чтобы как можно больше мальчишек и девчонок пополнили наш Хоккейный клуб «Красная Звезда» и чтобы хоккей, в первую очередь, приносил им радость!