КАК ГРЁЗЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ...
Двадцать лет назад большие клубы вливали деньги в лучших игроков и ждали моментальной отдачи. Ко второй половине десятых почти ко всем пришло понимание, что вкладываться надо не только в звезд – но и в науку, аналитиков и технологии.
На «Ливерпуль» сейчас работают пять докторов наук, «Ман Сити» строит город вокруг стадиона и самый продвинутый тренировочный комплекс, но дальше всех, кажется, пошла «Барселона».
В 2017-м в Каталонии открылся инновационный центр Barca Innovation Hub. BIH – команда ученых, которая работает над тем, чтобы в будущем игроки «Барсы» были сильнее, быстрее, реже травмировались и лучше понимали друг друга на поле.
Ученые получили полную свободу, изучают что угодно и при желании тестируют изобретения на любом из тысяч спортсменов в баскетбольной, гандбольной и футбольной командах – от подростков Ла Масии до Лео Месси. А «Барса» готова вложить 125 миллионов евро в сотрудничество с научно-спортивными проектами по всему миру – все для того, чтобы собственная кремниевая долина добилась успеха.
«Барса» начала новую эру в анализе игр
«Анализ не имеет решающего значения, – рассказал Вальверде журналисту Financial Times Саймону Куперу. – В футболе игра не прерывается, и у тренера меньше возможностей, чем у его коллеги в любом другом виде спорта. Когда я кричу, меня даже не слышат. Футбол принадлежит игрокам. В течение 45 минут они принимают решения нон-стоп. Великие футболисты анализируют игру лучше меня».
Инновационный центр исходит из того, что и Вальверде: игроки понимают футбол лучше тренеров. В конце концов, они просто важнее – хотя бы потому, что легко зарубят даже самый гениальный замысел. Основываясь на этом, ученые нестандартно подходят к вариантам улучшения игры.
Десять-пятнадцать лет назад изучение тепловых карт, точности передач и километража было революционным. Сейчас такой анализ применяется во всех более-менее профессиональных клубах, а передовой фишкой стало использование дронов и GPS в матчах и на тренировках. Аналитики изучают выбор позиции и создание пространства игроками.
«Барселона» использовала GPS еще десять лет назад, сейчас в клубе применяют систему Wimu – умные датчики, которые отслеживают положение, скорость и ускорение каждого футболиста, а еще измеряют пульс, применяемую в единоборствах силу и время восстановления после рывка. Ученые из BarcaHub скоро пойдут еще дальше.
Пока большинство клубов анализирует позиции игроков, «Барса» работает над изучением ориентации тела и направления зрения. Исследователи уверены, что нащупали потенциал для аналитической революции: не секрет, что тренеры отрабатывают с игроками положение тела в разных фазах матча. Ученые хотят автоматизировать этот процесс.
«Изучение ориентации фундаментально, – сотрудник BIH Карлос Родригес выступил на OptaPro Analytics Forum. – Сейчас мы используем видео, выделяем каждый кадр и вырезаем профиль игрока. Мы входим в область компьютерного видения и в будущем сможем надежно прогнозировать положение тел всех футболистов. Мы открываем новую эру, комбинируем разные данные и создаем продвинутые и надежные прогнозы. Пять лет назад об этом только говорили, никто не думал, что мы сделаем это уже сегодня».
Работа, которую ведет Карлос Родригес, в идеале улучшит контроль пространства и командную игру всей «Барсы». Сотрудники BIH изучают положение тела каждого игрока относительно мяча, соперника и одноклубников в каждую секунду матча. В перспективе будут созданы статистические модели, которые найдут идеальную ориентацию для каждого футболиста в зависимости от его личных качеств и нужд команды.
Родригес уверяет, что его работа уже приносит пользу: «Есть несколько интересных приложений для главного тренера и его помощников. Во время тренировок мы видим, как направление движения игроков влияет на их суставы и мышцы. Изучая ориентацию игроков, мы персонализируем рабочую нагрузку для каждого футболиста в отдельности».
Аналитики хотят облегчить поиск и обучение талантов и для этого изучают только лучших игроков – тех, которых можно назвать носителями каталонской ДНК. Самые радикальные хотели бы подключиться к мозгам футболистов, но пока обходятся без этого.
Ученые следят за Бускетсом, который вытягивает соперника на себя и создает пространство для партнеров. Изучали Андреса Иньесту – он почти всегда выбирает правильное решение в доли секунды. Анализируют Месси, который в начале матча выключается из игры и следит за соперником – прощупывает слабости.
Они уникальны, но «Барса» мечтает научить воспитанников академии хотя бы части того, что умеет любой из тройки. Понимание игры Месси или Бускетса поможет и на трансферном рынке – упростит поиск футболистов, которые вписываются в каталонский стиль даже без обучения в Ла Масии.
Исследования уже приносят клубу солидную прибыль. Никита Васюхин рассказал со ссылкой на источник в «Барсе», что в команде есть отдельный аналитик по «Реалу». Он весь сезон следит только за «Мадридом», чтобы каталонцы были максимально готовы к каждому класико. Победы над «Реалом» выводят на пик коммерческий интерес к «Барсе» – в следующую неделю каталонцы зарабатывают 4-5 миллиона евро. Если правда, то в этом сезоне «Барса» заработала не меньше 12 миллионов евро только на успешных класико.
В «Барсе» уникальный тренировочный процесс и научный подход к питанию
Большая часть жизни футболистов – это не тренировки (пара часов в день) или игры (одна-две в неделю). Так что второй важный аспект подготовки игроков – управление свободным временем и распределение сил во время рабочей недели.
Подготовка к матчам в «Барсе» отличается от других клубов и основывается на идеях профессора Пако Сейрул-ло (раньше он работал в клубе тренером по физподготовке) и теории экологичной психологии Джеймса Гибсона. Детали держатся в секрете, но общие тезисы известны:
-
максимальная интенсивность тренировок – за 3-4 дня до игры;
-
отказ от обычной беговой физподготовки, вместо нее – моделирование игровых ситуаций, физико-тактическая имитация матча (этим «Барса» отличается от других команд и в этом выражается применение идей Гибсона: эксперимент бессмыслен, если не приближен к реальным условиям);
-
разбивка команды на две группы – тех, кто провел больше 60 минут матча, и остальных – с разными тренировочными программами, количеством двусторонок и выходных.
«Барса» управляет подготовкой игроков и вне клуба. Для каждого подбирается индивидуальное питание и создается уникальный минеральный напиток: изучается вес футболиста, количество сожженных жиров и углеводов, реакция на затраты энергии, нехватка электролитов и даже количество пота в матчах и на тренировках.
Личные повары каталонских звезд готовят по инструкциям от диетолога «Барсы», а игроки получают еду на дом (правда, Дембеле все выбрасывает и заказывает пиццу). Перед тренировкой футболисты выпивают чай или кофе, в дни матчей – два глотка свекольного сока, коктейли и жвачки с высоким содержанием кофеина.
Да, кофеин шикарно вписался в каталонский стиль: исследования выяснили, что он улучшает технику и точность паса (не считая обычного бодрящего эффекта и положительного влияния на концентрацию – а может быть, благодаря им).
А еще «Барса» разрабатывает халаты с датчиками – хочет следить за сном игроков.
Инновационный центр работает над эффективностью лечения травм
Медицина не уделяет особого внимание мышечным травмам и растяжениям (стандартным футбольным повреждениям): для большинства людей они не критичны, но в футболе с огромными зарплатами двухнедельное лечение – это катастрофа.
Инновационный центр «Барсы» хочет разобраться с этой проблемой. В клубе не хватает врачей и спортсменов для таких исследований, но зато есть деньги и цель: каталонцы сотрудничают с 40 лабораториями, которые изучают травмы сухожилий и мышц.
«Каждый игрок носит чип, который отслеживает активность во время тренировки. Мы хотим использовать данные для того, чтобы предсказывать переутомление и травмы», – пояснил Вальверде.
Частично этому поможет анализ положения тела в игровых эпизодах. Но «Барса» пошла еще дальше и сейчас изучает реакцию игроков на разные виды нагрузок. А заодно отслеживает генетическую предрасположенность к определенным повреждениям. Клуб и здесь увеличивает контроль над командой, препятствуя работе с личными физиотерапевтами – в «Барсе» считают, что ее методы восстановления и лечения лучше. И не без причин.
Сложность травм подколенного сухожилия в том, что повреждения расположены в 10-20 сантиметрах от места удара – из-за этого даже при углубленной диагностике кажется, что пострадали только мышечные волокна. Обычно в таких случаях применяется консервативное лечение, но оно часто приводит к рецидивам. Поэтому «Барса» в последние два года прибегает к хирургии вместо стандартных массажа и ультразвука: врачи скрепляют концы сухожилий в якорный шов, чтобы не разорвались снова.
В принципе, это был своеобразный двухлетний эксперимент в полевых условиях, пока он проходит удачно. Из восьми прооперированных спортсменов никто не травмировался снова, хотя повреждение подколенного сухожилия заканчивается рецидивом в 30% случаев.
«Нужна большая выборка и большее время выступлений после травмы, чтобы сделать однозначные выводы, – говорит главный врач «Барсы» Рикард Пруна. – Но у нас большие надежды – мы получили отличные результаты. Мы на пути к тому, чтобы четко доказать необходимость хирургического вмешательства».
***
«Барса» лидирует в чемпионате Испании сегодня и не намерена снимать корону через пять-десять лет. Ученые и врачи меняют подход к аналитике, тренировочному процессу и лечению травм. Программисты разрабатывают приборы виртуальной реальности, которые поступят в продажу по всему миру (планируется в 2021-м) – болельщик из любой глуши сможет побывать на тренировке рядом с кумирами. Несколько сторонних стартапов разрабатывают на деньги клуба технологичные бутылки, продвинутые чипы и системы слежения.
«Барселона» охватила все сферы спортивных знаний, чтобы изменить футбол.