Главная > ХТЦ "Гладиатор".…

Чему учат в школе "Гладиатор"?

Чему учат в школе «Гладиатор»? Примерно так можно озаглавить вопрос, который в той или иной интерпретации мне постоянно задают ребята, их родители и другие заинтересованные лица. Попробую здесь, на страницах уважаемого форума ответить на этот вопрос, а может быть и спровоцировать завсегдатаев на диалог или дискуссию.
Любое упражнение циклического характера начинается с движения. Мастерское выполнение движений во всех видах спорта, связано с минимальным числом изменений в направлениях действия сил, перемещений, скоростей и ускорений. Другими словами – достижение наивысшего результата с приложением наименьшего количества усилий. Анализ биомеханических характеристик дает наглядное доказательство того, что техническое мастерство формируется на основе устранения всякого рода второстепенных действий, несвоевременных и неправильно ориентированных усилий. Несвоевременность силовых акцентов и несовпадение направлений действия сил с необходимыми перемещениями при двигательных действиях отрицательно влияют на результативность движений вследствие не только своей биомеханической нерациональности, но и излишних энергетических затрат, величина которых нелинейно возрастает в связи с тем, что к энергозатратам на излишние действия добавляются энергозатраты на коррекцию движений.
Таким образом, если совершить исключение из циклической двигательной деятельности излишние движения, т.е. создать «мастерское движение», то в соответствии с количеством повторяющихся циклов, мы создадим многообещающий резерв для технического совершенствования.
Создав свою методику на основе этой прогрессивной теории, мы не забыли и другую важнейшую составляющую совершенствования спортивно-технического мастерства – энергетическую основу движения, нивелируя факторы метаболического энергообеспечения за счет рационализации биомеханических режимов каждого цикла движений и тактико-технической схемы двигательного задания.
Создание «мастерского движения» кропотливый труд, сопряженный зачастую с фазой непонимания как юным спортсменом, так и его родителями важности процесса и самое главное, целесообразности движения к цели крайне поступательно, без излишнего форсирования событий. Зачастую складывается впечатление полного непонимания процесса, визуальной простоты тренерских заданий, легкости исполнения спортсменом упражнения, но при этом полного неприятия тренером итога проделанной работы. И когда тренер начинает объяснять спортсмену и его родителю, что смена темпа или величины сопротивления при любой циклической локомоции происходит в виде своеобразного перерегулирования всей системы структурных связей спортивного движения (при работе «я так привык») с явно большими усилиями, ускорениями, чем те, которые необходимы для выполнения работы и вот этими, простейшими на первый взгляд манипуляциями с телом спортсмена мы убираем из его движения все ненужное, лишнее – и спортсмен, и его родитель зачастую расценивают его слова весьма скептически.
Как мы все знаем, лучшим ответом скептику является демонстрация возможности, которую наш методист проводит тут же, не сходя с места. В бытность, когда занятия по этой методике осуществлялись в легкоатлетическом манеже им. Алексеева, (высота потолка там 12 метров), тренер предлагал любому желающему ударить волейбольный мяч об пол так, что бы он отскочил до потолка. Скажу честно, ни разу не видел, что бы это у кого-то получилось. За то мяч посланный тренером, со звоном бился в перекрытие потолка. Скептики немного успокаивались….
Хоккей – сложнейший технический вид спорта, включающий в себя элементы добрых двух десятков спортивных видов. В нем, как ни где необходимо учитывать энергетические потери от нерациональной двигательной активности. Одним из примеров силового или энергетического перепроизводства в технике движения являются излишние большие ударные отрицательные ускорения , возникающие при постановке стопы или конька на опору (лед). Эти ускорения, объективно отражающие уменьшение скорости вследствие тормозящего соударения стопы или конька с опорой, передаются по системе звеньев нижних конечностей к общему центру массы тела спортсмена, уменьшаясь в процессе передачи, в три-пять раз. Изучение различий в особенностях тормозных соударений показало, что именно здесь кроются исключительно большие резервы повышения спортивной результативности….
Продолжение следует….