«ХОККЕЙ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ» - «ИГРОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» - КОГДА, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ И КАК – БЛОГ ХОККЕЙНОГО ЛИКБЕЗА.
Любой тренер согласится с тем, что, так называемое «игровое мышление», имеет жизненно важную значимость для каждого хоккеиста, но давайте зададимся вопросом, как оно приходит к юному хоккеисту, и когда наступает благоприятный период для его совершенствования?
Фундаментом для развития «игрового мышления» служит знание хоккейной терминологии и правил игры, поэтому приступать к их изучению необходимо с самых первых шагов на ледовой площадке. Игроки, входящие в группу начальной подготовки, одновременно с формированием базовых технических навыков и развитием общеспортивных способностей, обязаны неустанно формировать фундамент для последующего развития на нём, прогрессивной игровой мысли. И только после его формирования у игрока появляется возможность, оказывать осознанное влияние на свою хоккейную идею.
Развивая личные игровые качества и формируя игровой навык, ребёнок, зная правила игры и её терминологию, получает возможность их применения, осознанного и интуитивного использования во всех игровых последовательностях.
Как правило, у самых одарённых игроков эти способности постепенно начинают проявляться к 8-9 годам, а к 9-10 годам, к ним подтягивается и основная масса сверстников. Что даёт право тренеру начинать внедрение в тренировочный процесс упражнений носящих технико-тактическую направленность.
Почему мы говорим о возрасте 8-10 лет?
Во-первых, потому, что данный возраст является ключевым этапом для формирования начальных умений и навыков, пропустив который, мы рискуем подойти к периоду основного педагогического воздействия без должного технического, технологического и психологического багажа.
Во-вторых, этому способствуют активные неврологические процессы. Острота ощущений обогащает восприятие, что в значительной мере усугубляет процессы осознания, понимания, осмысления предлагаемых действий, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам и основаниям.
В-третьих, данный период характеризуется большой степенью восприимчивости. Ребёнок быстро и с удовольствием осваивает новые навыки, у него отлично работает интуиция.
ЭТАПЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ:
Оперативный этап.
В возрасте 8-10 лет, юные хоккеисты находятся в зоне «открытого оперативного воздействия» в этот период дети умело определяют последовательность действий, их логику и запросто соотносят успешные действия с неудачными.
Но начальным «операционным этапом» формирования воздействия на будущее «игровое мышление» юного хоккеиста, является период именуемый «подготовительным», он длится примерно от 2 до 7 лет, и в этот период дети приобретают двигательные навыки, однако они практически не способны к логическому и абстрактному мышлению.
В период «основного педагогического воздействия», который длится от 7 до 12 лет, дети начинают приобретать логическое и рациональное мышление в отношении тех процессов, которые они могут видеть, и тех вещей, которые могут осязать. В этой возрастной категории игроки обучаются стремительно, а огромное влияние на процесс обучения оказывает визуальное восприятие. Дети с удовольствием повторяют то, что видят, стремятся в своих повторениях довести приносящие успех действия до совершенства.
На этапе дальнейшего развития и последующего совершенствования, который наступает после 12 лет, у игроков стремительно развивается абстрактное мышление. Дети начинают мыслить с высокой степенью логики, принимать рациональные решения. Они в меньшей степени полагаются на визуальные и сенсорные средства, в их игровых действиях начинает проявляться индивидуальность и самобытность.
Если данные процессы не развивались у ребёнка в описанной последовательности, или развивались недостаточно акцентированно, то к двенадцатилетнему возрасту, те навыки, которые игрок должен был бы применять интуитивно, у него не «включаются», и тем более не переходят в автоматический подсознательный уровень, что в значительной степени обедняет его игру.
Неврологические процессы.
Исследования показали, что наибольшего развития творческие способности достигают в детстве. Синапсы (структуры, позволяющие нейронам передавать сигналы) с возрастом становятся слабее, что затрудняет дальнейшее развитие творческих способностей. Чем раньше, тем лучше, когда речь заходит о сопоставлении развития навыков с применением навыков (это же относится и развитию «игрового мышления» в хоккее, оказывающего продуктивное влияние на игру юного спортсмена).
«Окна восприимчивости».
Это стадии развития, на которых специфическая тренировка игрока может дать оптимальный эффект.
Для развития каждого двигательного умения есть свои периоды именуемые сенситивными. К тому моменту, как мы начинаем обучать детей основам оперативного мышления, они уже прошли несколько этапов развития двигательных умений – развитие гибкости, формирование координационных способностей, первое «окно» развития быстроты (подходит к концу). И нам очень важно, чтобы дети, превратив данные умения в навык, научились применять его ко всем возникающим игровым последовательностям. Приобретение навыков и их применение в игре всегда идут рука об руку, словно хлеб и масло в бутерброде.
Теперь, когда мы знаем, зачем и почему, разберёмся ... КАК ЭТО ПРЕПОДАВАТЬ?
Есть три ключевых аспекта из которых складывается «игровое мышление», и тренеры могут влиять на каждый из них.
Первый аспект – распознавание образов:
Этот аспект нарабатывается наибольшим количеством повторений, как индивидуальных, так и групповых технико-тактических действий. Это позволяет отточить до совершенства распознавание всех создаваемых на площадке образов, визуализируя возможные ситуативные продолжения с учётом динамических изменений игрового эпизода.
Второй аспект – ситуативные образы:
Для формирования данного аспекта необходимо вовлечение ребят в ситуации, которые являются повседневными в каждой игре. Множественное решение подобного рода эпизодов, позволит спортсменам воспринимать их как обыденность в рамках игрового процесса любой интенсивности , что даст толчок к конструктивному продолжению любого игрового момента. Они начнут запросто варьировать чувством времени, позицией, паузами и обманными движениями, видением площадки и принятием решений.
Третий аспект - принятие решений и решение проблем:
Самый интересный аспект, в котором необходим ввод игроков в среду, где уже предполагаются решения, которые должны быть ими приняты. Когда игроки самостоятельно смогут прийти к тому, что найдя необходимое решение, они поймут, что именно оно наиболее эффективно, тогда, в любой ситуации они смогут действовать наиболее продуктивно.
На практике это может выглядеть как исследовательская задача, которую тренер задаёт своим воспитанникам, которые, в свою очередь, должны найти её самостоятельное решение при помощи технического оснащения освоенных ими навыков, предлагаемых идей, приложения игрового интеллекта, демонстрации культуры игры. Эти занятия могут проходить как на льду, так и в аудитории, где будет сильна коллективная составляющая поиска решений.
Используя подобные тренинги, наставник всегда сможет проанализировать возможности подопечных по той активности, которую они проявляют во время «мозгового штурма» для решения поставленной задачи.
Что касается тренировочных средств используемых для формирования данного аспекта, к ним могут относиться следующие упражнения:
- игра на ограниченном пространстве
- сверхактивная игра по позициям, или работа с догоняющим.
- работа на постоянное изменение фокуса (работа с двумя или большим количеством шайб)
- Групповая технико-тактическая работа на взаимодействие.
- Ситуативная работа.
Планируя тренировочную практику, необходимо помнить о контуре обратной связи. Поэтому важно, чтобы используемые в одном упражнении игроки были примерно на одном уровне развития игровых качеств.
Не забывайте, что усвоенный навык требует постоянного увеличения динамики своего воплощения. Контролируйте скорость выполняемых упражнений, которая должна увеличиваться по мере становления данного навыка.
Грег Ревак – тренер по хоккею.