"ХОККЕЙ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ" - «СОВРЕМЕННЫЙ ЗАЩИТНИК» = НАВЫК + ТВОРЧЕСТВО - БЛОГ ХОККЕЙНОГО ЛИКБЕЗА
Skills by Kelvin Cech April 21, 2020
Одной из приятных особенностей хоккея последнего десятилетия, стало появление нового современного типа защитников. Я пишу «современный», потому, что использую этот термин в своих лекциях и в полемике с коллегами из Юниорской хоккейной лиги Манитобы. Я произношу «современный защитник» и мои собеседники меня понимают, поскольку знают какой смысл я вкладываю в этот термин.
Кто же он такой – «современный защитник»?
Ну, во-первых, это универсальные командные игроки с отличным владением коньками, скоростные, ловкие, быстрые, владеющие маневренным бегом не хуже, чем самые обученные нападающие.
Во-вторых, всё вышеописанное присуще им и при владении шайбой. Они умело распоряжаются «снарядом», умеют сделать острый первый пас, развернуть атаку, принять рациональное и креативное решение по началу или продолжению атаки. Они способны осуществлять уверенный контроль над шайбой, а также отдать резкий, точный и своевременный пас партнёру.
В-третьих, они одинаково уверенно играют, как в обороне, так и при подключении к атаке, а также создании численного преимущества как в атаке, так и в обороне. Они отлично работают под воротами соперника в большинстве, владеют поставленным броском и точным пасом. Умеют принять креативное и неожиданное для соперника решение, для продолжения игрового эпизода.
Однако не всегда защитники владеют всеми перечисленными навыками, более того, обладателями полного набора «качеств», являются, наверное, только большие мастера своего дела, но даже не полный их набор, способен сделать игрока «незаменимым» для его команды в определённые моменты игры.
ТВОРЧЕСТВО, СМЕЛОСТЬ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
Наверное, в карьере каждого тренера, хоть раз был эпизод, когда намеченная схема развития атаки нарушалась кем-то из игроков, который, принимая решение, «ломал» намеченный ход развития событий, и написанная им «мелодия» получала иное «звучание» в стройном атакующем построении. И когда это «звучание» получалось более ритмичным, а итоговое продолжение найденного решения более продуктивным, рождалась новая игровая «композиция», способная поставить перед соперником неразрешимую задачу.
«Первый пас», являющийся прерогативой игроков обороны, в основных игровых схемах не является плодом импровизации, да, наверное, этот авантюризм и не слишком оправдан. Но творческое начало, тем не менее, должно поощряться, особенно в моменты, когда игра идёт не по вашему сценарию, когда вы «плутаете в её дебрях» не найдя выхода. Именно тут необходимо вспомнить, что, неуправляемая уздечкой, лошадь всегда привезёт всадника кратчайшим путём к дому. Поощряйте творчество, рождённое на базовых концептуальных структурах вашей игровой идеи и тогда вашей задачей будет только корректировка действий для приведения их к максимальной продуктивности.
В характеристике надёжности есть два аспекта. Первый – надёжное действие. Второй – надёжный игрок. Это абсолютно разные по своей структуре качества. Но как одно, так и второе, они могут лечь в основу характеристики ваших игроков обороны. Что предпочтительнее? Безусловно второе, ведь главной задачей в игре является шайба, заброшенная в ворота соперника, поэтому надёжные игроки сегодня предпочтительнее безопасных действий.
Просматривая игры команд разного уровня, мы подмечаем стройность схем развития атаки или оборонительных построений. Но как только мы замечаем, что игрок уходит с «проторенного» пути, мы с замиранием сердца ожидаем «волшебства», особенно, когда знаем, что этот игрок на него способен.
Я всегда поощряю творчество моих игроков. На каждой тренировке я призываю их творить и очень часто из их импровизаций рождаются шедевры. Творчество требует мужества, но оно укрепляет уверенность.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ
Я уже использовал этот пример раньше, но в данной теме контекст этого примера является ключевым. Защитнику, который подключается к атаке и забрасывает шайбу, 17 лет. Это его вторая игра в Лиге.
Те действия, которые он предпринимает в этом эпизоде, не являются отработанными на тренировках. Это импровизация, которая является свойственной для выделенного нами защитника, даже несмотря на то, что он очень хочет произвести впечатление на тренерский штаб команды, и поэтому играет в этом поединке сверх ответственно и даже чересчур осторожно. Глядя на него, можно представить, что я имею ввиду, когда говорю о смелости и творчестве игроков обороны.
4 НА 3 В ОВЕРТАЙМЕ
В одной из недавних игр, получив большинство в овертайме, нам настолько хотелось его реализовать, что мы делали всё именно так, как делали сотни раз на тренировках, отрабатывая этот элемент. У нас ничего не получилось, и в результате, мы уступили сопернику в серии буллитов.
Уже следующая наша игра вновь принесла нам овертайм, и вновь по его ходу мы оказались в большинстве. Конечно, нам очень хотелось выиграть, но теперь я настоял на том, чтобы ребята проявили свою максимальную изобретательность в рамках наигранной нами схемы, и в результате Дрейк Берджин №16, игрок «вершины», забрасывает вполне «креативную» шайбу.
УВЕРЕННАЯ ИГРА В ЗОНЕ "0"
Творческий защитник с шайбой на клюшке опасная перспектива для любого соперника. В следующем клипе Кайл Лемуро контролирует шайбу и не торопится от неё избавиться, дорожа ею. Ему претит распространённое решение о вбросе шайбы в угол с последующей борьбой за неё партнёров по команде, поэтому он находит более перспективное решение, хотя и играет с некоторой долей риска.
Я помню своё поведение в этом эпизоде, и я кричал ему вбросить шайбу в зону, но сейчас я доволен тем, что он меня не услышал.
«КАРУСЕЛЬ»
Яркий пример того, что и наигранная комбинация тоже может быть креативной.
Но даже в наигранной комбинации действия защитника и отведённая ему роль заслуживают внимания. Получив шайбу после выигранного вбрасывания, игрок обороны поднимается вверх по длинному борту. Он может уйти за лицевую линию, и это тоже станет неожиданностью для соперника. Но он скидывает шайбу на сместившегося на его место партнёра, а тот в свою очередь точно переправляет шайбу в центр слота, на изменившего направление своего движения и неожиданно «вкатившегося» в «убойную» зону партнёра.
На канале «ТРЕНИРОВКА ХОККЕИСТА» мы размещали упражнение по которому наигрывается на тренировках подобная схема:
Игровая схема важна. Но даже в её рамках креативность действий игрока может обрести небывалую уверенность. И уже на следующем этапе, его творческий потенциал раздвинет эти рамки. В ожидании этого мы должны с готовностью принять риск совершённой ошибки, чтобы в будущем получить в награду настоящего мастера своего дела.
Келвин Чех - тренер по хоккею.