BIGROCK – КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМЕНИЯ ЧИТАТЬ ИГРУ
Термин «Bigrock» в хоккее, я бы интерпретировал как комплекс мероприятий, повышающий один из ключевых навыков хоккеиста - умение читать игру. В этот комплекс, в качестве его полноценной составляющей, входят и задания, повышающие скорость обработки информации, и разработка средств, позволяющих влиять на восприятие этой информации при скоростном ведении игры.
Совсем недавно мы говорили о проблемах восприятия и обработки информации, и сегодня хотим немного углубиться в эту весьма злободневную тему. А в конце этой работы, мы дадим несколько практических советов и упражнений для формирования данного навыка.
Квалифицированные специалисты, работая над этими навыками, понимают, что работают над основами, раскрывающими индивидуальные, групповые и командные игровые качества.
Примерами таких качеств являются:
- Осознание процесса (понимание игры)
- «Англинг» (умение создать необходимое давление на соперника в нужном тебе направлении)
- Техника владения коньками
- Техника владения клюшкой.
Развитые качества, объединённые термином «Bigrock» обеспечивают способность к полноценному, добротному развитию игрока. Но как только игрок останавливается в своём совершенствовании, он упираются в «потолок» своих возможностей.
«Техника и скорость владения коньками и клюшкой, очень важны, но не забывайте, что без скорости получения информации, быстроты её анализа и принятия решений, ваш хоккей не будет сколь либо сложной задачей для вашего соперника» - говорил Анатолий Тарасов, чей хоккей, без малого 40 лет, доминировал на международной арене.
Тарасов уверял, что… «самое ценное качество в игре (да, пожалуй и в спорте в целом) – это скорость мышления. Разум должен воспринимать информацию, обрабатывать её, а игрок воплощать в действие. И первый шаг в этом направлении – способность воспринимать информацию с целью её дальнейшей обработки».
Хотелось бы выделить две ключевые области, для устойчивого восприятия игроками полученной информации.
- Принимая шайбу, игроки должны иметь представление о том, какие действия они предпримут после её получения. Этим знанием они должны обладать до того, как шайба коснулась крюка их клюшки. Для этого игроку требуется предварительное сканирование игровой зоны с определением положения на площадке, как каждого соперника, так и каждого партнёра.
Первым шагом к результативной игре является получение информации. Посмотрите на действия игроков, которые ещё до касания шайбы, обладают всей информацией для дальнейших продуктивных действий.
Напомню, что сканирование, хотя и не единственный, но наиболее эффективный инструмент для получения необходимой игровой информации.
- Контролируя шайбу, игроки осуществляют сбор информации, чтобы понять все возможные варианты развития дальнейших событий. Ниже мы увидим, на что, в этом плане, способен Мэтт Барзал. Обладая информацией, игрок способен вести свою игру на предельно возможных скоростях.
Следите за тем, как работает голова Барзала. Он сканирует каждый сантиметр льда, и его голова практически не опускается, а глаза, безостановочно фиксируют всё происходящее на льду. От этого, процесс принятия решений, внешне молниеносный, ментально встаёт на «замедленный» режим. И спортсмен, успевает в доли секунды, не только зафиксировать ситуацию, но проанализировать её, принять решение, и послать ментальный сигнал для его воплощения.
Мэтт Барзал намного быстрее многих игроков Лиги, но его решения и восприятие, всегда успевает за его скоростью, что делает его игру лёгкой и изящной.
Еще один замечательный пример преподнёс нам Натан Маккиннон. (По каким-то неведомым мне причинам видео не подгружается в файл, поэтому оставляю его в виде ссылки). Следите за работой его головы, за взглядом и решениями, которые он принимает. Его действия всегда очень показательны! Он действительно особенный игрок!
Любая игровая ситуация предполагает фазу своего анализа. Если в скорости анализа своих действий игрок успевает за скоростью самих двигательных действий, то такой игрок способен продемонстрировать все самые лучшие свои игровые качества. Чем выше скорость чтения игры и её анализа, в сочетании с развитием всех качеств входящих «bigrock», тем с большей вероятностью перед игроком откроется способность роста во всех элементах, составляющих пирамиду его игрового мастерства.
СКОРОСТЬ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Скорость обработки информации игроком, напрямую связана с восприятием его сознанием, скорости его действий. Мы должны предоставить игрокам такие инструменты, которые смогли бы ментально, поставить режим восприятия игры и режим обработки информации на «повышенную скорость», а непосредственно игровые действия в режим «замедленной съёмки». Если такие инструменты найдены не будут, и скорость восприятия, равно как и скорость принятия решений не будут успевать за скоростью действий, игроки неминуемо попадут в ловушку, в которой игровой процесс начнёт опережать мысль, а следовательно навыки игрового мышления развиваться не будут, а вслед за этим начнёт падать и мастерство самого игрока.
Игроки, уровень восприятия и анализа игровых ситуаций которых, настолько высок, что все остальные действия кажутся им замедленными, готовы к потенциальному росту своих возможностей, поскольку они имеют явные предпосылки к тому, чтобы вносить тактическое изменение в любой игровой эпизод, в зависимости от хода его развития и сложившейся необходимости. Что не подвластно игрокам, действия которых опережают восприятие и анализ игровой ситуации. Действия таких хоккеистов, нельзя отождествлять со словом игра. Это просто «выживание» в рамках соревновательного пространства.
Для любого тренера, игра его команды «на выживание», является очень большим разочарованием. Всегда больно смотреть, когда команда старается играть на уровне, который попросту ей не подвластен, к которому она не готова ни ментально, ни педагогически. Смотреть как игрок, в процессе эпизода не успевает получить информацию, обработать её, принять решение и воплотить это решение в действие, а вместо этого делает на площадке необдуманные ходы, - удручающее зрелище. Но согласитесь, насколько часто мы наблюдаем такую картину!
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА
Получение информации = способности адекватно и своевременно воспринимать игровую ситуацию. Способность не только понимать, но и влиять на любые критические факторы, возникающие в том или ином игровом эпизоде.
По мере развития игроков, информация почти всегда напрямую связана с игровой компетенцией – способностью уверенно контролировать шайбу и принимать решения по её перемещению. Умением манипулировать своими действиями и взаимодействием с партнёрами. С розыгрышем комбинаций, способных предоставить команде наиболее выгодного условия для угрозы воротам соперника.
Лучший способ повлиять на скорость сбора информации, её восприятие, анализ и принятие решений – поставить игрока в ситуацию постоянного дефицита времени и пространства. То есть в ситуацию постоянного использования «ice awareness» (осознания действий) в режиме быстро меняющейся игровой обстановки.
Какие преимущества даёт игроку предложенная работа:
- Повышается качество принятия решений
- Повышается быстрота принятия решений
- Уменьшается риск получения травм
- Возрастает понимание перспективы появляющихся игровых возможностей
- Уменьшается количество потерь шайбы и невынужденных действий ведущих к её потере.
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОВЫШАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ АДЕКВАТНО И СВОЕВРЕМЕННО ВОСПРИНИМАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
Игра в "диспетчера" очень динамична, в ней требуется скорость принятия решений, уверенное владение коньками и техникой комплексных приёмов. Суть игры заключается в следующем:
Две команды по 4 человека занимают позицию по периметру круга вбрасывания. Чёрные владеют шайбой, синие стараются эту шайбу перехватить. Задача чёрных сделать точный пас на диспетчера, который находится в периметре круга и может передвигаться только в пределах данного периметра. Игра должна проходить по конкретному тренерскому заданию. Тренер выставляет условия, которые необходимы к выполнению, в противном случае, команды, как и в случае перехвата шайбы меняются местами. Игроки, по заданию тренера могут иметь или не иметь возможности делать передачу на партнёра, не являющегося диспетчером, но такая передача, в любом случае, не должна проходить через зону диспетчера, то есть через периметр круга. Игроки обеих команд не имеют право вести игровые действие в периметре зоны диспетчера.
После передачи диспетчеру, игроки должны открыться под ответную передачу, а диспетчер, в свою очередь, должен в максимально короткое время постараться сделать ответный пас на любого их открывшихся под передачу игроков команды, владеющей шайбой.
Упражнение может носить соревновательный характер и в результате игры побеждает команда, сделавшая наибольшее количество передач на диспетчера. Тренер может выбрать и другие параметры для определения победителя. Например, победителем может объявляться команда, владеющая шайбой на момент окончания упражнения.
В игре принимает участие одна пара игроков, работающая в тандеме, и назначенное тренером количество соперников, пытающихся помешать играющим, но при этом, работающих по заданию, установленному тренером.
Задача тандема игроков передавать друг другу шайбу, совершая максимально возможное количество передач. Они должны находиться в постоянном движении, выбирая свободное пространство и просчитывая траекторию своего паса. Передачи можно осуществлять любым способом - скользящие, подкидкой, от борта, но с условием, что они не будут перехвачены соперниками. Задача соперников осложняется тем, что каждый из них контролирует свою шайбу, потеря которой означает выбывание из игры.
Хоккеисты, осуществляющие помеху играющим, должны постараться сделать это перекрывая линию паса, но при этом не теряя контроля над своей шайбой. Игра может носить соревновательный характер, а победой в соревновании может являться наибольшее количество передач, сделанных играющей парой.
Тренер по своему усмотрению может установить любые задания, варьируя сложность, динамику, игровую площадь и так далее.
ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЧАСТЬ 5 УПРАЖНЕНИЕ 8
Для начала игры, тренер вбрасывает шайбу в лицевой борт, и команды ведут за неё борьбу, с целью установить над ней уверенный контроль.
В этой игре, каждую команду составляют два, три или четыре игрока. Задача команды осуществлять владение шайбой на ограниченном пространстве, используя приём-передачу паса, перемещение, взаимодействие, обыгрыш соперника, и иные приёмы, способствующие уверенному контролю.
Задача соперника, лишить противника владения шайбой, установить над ней контроль, удерживая её до финального свистка тренера. Победу одерживает команда, которая владеет шайбой на момент окончания игры.
ИГРЫ НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ВОРОТА БАФФАЛО»
Игра, в которой хоккеистам потребуется высокая интенсивность действий, скорость принятия решений, способность к взаимодействию и выносливость. Данное задание является одной из разновидностей широко известной игры "Ворота Баффало" и в ней принимают участие две команды по 2 человека.
Задача каждой команды, завладеть шайбой и сделать за одну игровую смену, максимальное количество передач на партнёра через стилизованные «ворота», выставленные тренером в хаотичном порядке. Игроки перемещаются по площадке открываясь под передачу друг друга, но в зачёт идут только те передачи, в которых траектория полёта шайбы прошла через "Ворота Баффало".
Победу одерживает команда, совершившая наибольшее количество таких передач.
Игре можно придать соревновательный характер. В этом случае, победители в каждой игре встречаются между собой, пока не будет выявлена команда, не потерпевшая ни одного поражения.
Упражнения повышающие способность адекватно и своевременно воспринимать информацию – это упражнения «Bigrock». Подобных упражнений великое множество во всех игровых видах спорта, и практически каждое из них подойдёт для полноценной тренировки хоккеистов, как на льду, так и в игровом зале.
Athlete Processing Speed: Slowing the perception of speed
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Редакция сайта будет безмерно благодарна любым вашим "донатам", которые позволят значительно расширить наши возможности по написанию, покупке, переводу и публикации нучно-практических и аналитических трудов, а также методических пособий по хоккею для их представления вашему вниманию на платформе образовательного сайта "ЖИЗНЬ В ХОККЕЕ".
Свой перевод Вы можете послать на карту СБЕРБАНКА 2202 2023 9382 2469 (до 07\27)
Сумма перевода не регламентируется.