Главная > КОУЧИНГ

О ВНЕДРЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ «КРАСНАЯ МАШИНА»

Ключевые проблемы внедрения национальной программы подготовки хоккеистов «Красная Машина»

Давление на тренеров и спортшколы командным спортивным результатом. Руководители субъектов РФ, регионов, муниципальных образований, их Министерств и управлений спорта требуют от руководства спортивных школ и тренеров достижения командных спортивных результатов во всех ту нирах и во всех возрастах.

Это противоречит положениям основного нормативного документа — Федерального стандарта спортивной  подготовки по виду спорта «хоккей» (ФССП). Согласно п. 5.3. ФССП требования к результатам на спортивных соревнованиях предъявляются начиная с этапа совершенствования спортивного мастерства, т. е. не ранее чем с 15 лет. Согласно п. 5.2. на  тренировочном  этапе (с 11 лет) предъявляют- ся требования только к приобретению опыта регулярного участия в спортивных соревнованиях. На этапе начальной подготовки вообще нет требований, касающихся соревновательной деятельности.

В настоящее время вся система мотивации тренеров, их заработная плата (включая премиальные и стимулирующие вы- платы) построена на зависимости от спортивных результатов команды. Такая система мотивации установлена нормативными актами субъектов РФ, регионов, муниципальных образований, что противоречит требованиям ФССП и цели работы школ, которая состоит в подготовке игроков для профессионального хоккея, а не команд в целом.

В результате тренировочный процесс в группах воспитанников всех возрастов нацелен на обеспечение побед в играх и в недельном микроцикле строится исходя из решения следующих задач:

  • устранение слабых сторон команды, выявленных в играх;
  • устранение индивидуальных и групповых ошибок, выявленных в играх;
  • отработка групповой и командной тактики;
  • физическая и технико-тактическая подготовка к предстоящим играм.

Это  нарушает  методическую  последовательность  развития  физических   качеств,  освоения   технических   элементов и тактических навыков, предусмотренную Национальной программой подготовки хоккеистов «Красная Машина» (НППХ). Тренер вынужден форсировать подготовку, отрабатывать технические элементы и тактические навыки, которые  для  данного  возраста  ещё  не  должны  изучаться в соответствии с возрастной физиологией и сенситивными периодами.

То есть для обеспечения спортивного результата в турнирах тренеры вынуждены менять содержание и задачи тренировочных занятий относительно содержания и задач НППХ.

На решение вышеуказанных задач тренер использует 2–3 тренировочных занятия на льду из 4 запланированных в недельном микроцикле, а также 2–3 занятия вне льда из 3–4 запланированных.

Для работы по внедрению НППХ остаётся 1–2 занятия в неделю, как на льду, так и вне льда. Это недостаточно для качественного внедрения НППХ. То есть в лучшем случае НППХ будет внедрена не более чем на 25–30 %, что неприемлемо.

Таким образом, в группах воспитанников всех возрастов тренировочный процесс нацелен на форсирование подготовки и управление спортивной формой юных хоккеистов для   достижения   сиюминутного   спортивного   результата в турнирах, вместо последовательного освоения технических элементов и тактических навыков, развития необходимых физических и нейрофизических качеств в соответствии с НППХ для достижения цели многолетней подготовки — подготовки хоккеиста, удовлетворяющего требованиям со- временного профессионального хоккея.

Это самая основная проблема, препятствующая внедрению НППХ. Без её решения никакая программа не будет внедрена.

На текущий момент хоккейные школы никаким образом не мотивированы выполнять базовые принципы и внедрять НППХ:

- Школы, финансируемые из государственного бюджета (СШ, СШОР) получают средства из бюджета субъекта РФ. Объём этих средств никак не зависит от выполнения ФССП и степени внедрения НППХ, так как субъект вправе в зависимости от финансового положения вносить поправочный коэффициент на требования ФССП. В некоторых регионах данный коэффициент понижается на 95 % от требований. Поэтому руководству школы проще и надежнее быть хорошими хозяйственниками, не допускать экстренных и внештатных ситуаций, чтобы со- хранить свою работу, чем совместно с тренерами выстраивать многолетний процесс подготовки хоккеистов на базе НППХ.

- Школы, финансируемые из бюджета хоккейного клуба (Ак Барс, Динамо, Локомотив и т. п.) слабо заинтересованы в долгосрочной и ресурсоемкой подготовке игроков, так как из-за своих финансовых возможностей, превосходящих большинство СШ и СШОР, наличия команд КХЛ, ВХЛ, МХЛ, таким клубам выгоднее привлечь перспективных хоккеистов со стороны. На практике поток переходов хоккеистов в ведущие клубы довольно велик, начинается с 8–9 лет и продолжается на всем протяжении деятельности юниорских и молодежных команд.

- Коммерческие школы (финансируемые из бюджета спонсора или за счет оплаты родителей юных хоккеистов) для привлечения контингента вынуждены с самых ранних этапов подготовки демонстрировать результат,  и  чем  раньше, тем лучше. Для этого приходится форсировать  подготовку, набирать детей с 3-х лет, что полностью противоречит базовым принципам НППХ.

— Пилотные проекты, реализуемые в отдельных школах, определенно, способствуют внедрению философии НППХ. Однако, это происходит локально, выборка для анализа результатов внедрения слишком мала. В то же время основная масса спортивных школ действует по старым правилам, что негативно сказывается на скорости, эффективности и результатах внедрения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ НППХ

- Устранить системное противоречие между конечной целью работы школ (подготовка игроков для профессионального хоккея) и критериями оценивания промежуточных результатов  (командные спортивные результаты команд школ, начиная с возраста 8 лет). Для чего совместным решением Министерства спорта РФ и Федерации хоккея России для групп юных хоккеистов до 14 лет включительно на основании ст. 5 ФССП убрать требование спортивного результата в турнирах, турнирные таблицы и определение командных мест в турнирах. Не включать эти возраста в общешкольный зачёт. Убрать командные призы, а ввести большое количество недорогих индивидуальных призов, с тем, чтобы каждый участник турнира получил приз, памятный подарок.

В  региональных  соревнованиях  исключить  разделение на группы по уровню подготовленности по итогам сезона. Это позволит исключить ажиотаж перехода юного хоккеиста в команду 1-й группы на ранних этапах подготовки. Игроки команд 2-й и следующих групп при этом практически теряют шансы на полноценную спортивную подготовку и профессиональную карьеру, что снова приводит к раннему отбору и форсированию подготовки.

- Разработать систему мотивации тренеров, главными критериями в которой должны быть: подготовленные игроки, удовлетворяющие требованиям профессионального хоккея, результаты внедрения НППХ, выполнение воспитанниками нормативов ФССП, нормативов по освоению индивидуальных технических и индивидуальных тактических элементов, развитие физических и нейрофизических качеств.

Убрать зависимость заработной платы тренеров (включая премиальные и стимулирующие выплаты) от спортивных результатов команды. Изменить нормативные документы, устанавливающие систему мотивации тренеров и работников детских школ.

Систему мотивации (в первую очередь финансовой и нормативно-правовой) построить таким образом, чтобы она побуждала руководство и тренерский состав спортивных школ следовать базовым принципам НППХ:

а) Ввести показатели эффективности процесса подготовки, которые должны существенно влиять на финансирование школ:

  • Принцип массовости.

Показатель массовости, который отображает наполняемость групп с учетом населения субъекта, количества спортивных школ и катков в субъекте, уровня развития вида спорта в субъекте.

  • Принцип сохранения массовости и позднего отбора.

Показатель сохранения массовости, отражающий долю игроков, дошедших от набора на этап начальной подготовки (8 лет) до выпуска из школы (15–16 лет).

  • Принцип приоритета результатов соревновательной деятельности игроков.

Показатели эффективности соревновательной деятельности игроков: полезность, голы, передачи и т. п.

  • Принцип приоритета технической подготовленности игроков:

Дополнить временные нормативы ФССП перехода на следующий этап техническими (не временными) нормативами хоккейных навыков: техника перемещения на коньках, скольжение на ребрах лезвий коньков, передачи, броски, обводка и т. п.

б) Ввести реальные  финансовые  принципы  мотивации для тренеров. При этом сфокусировав их на конечном результате работы школ по подготовке хоккеистов — профессиональный контракт, кандидат в сборную команду страны и т. п. Если хоккеист проходил подготовку в нескольких клубах или у нескольких тренеров, премирование происходит пропорционально количеству лет подготовки в этих клубах.

При сегодняшней системе мотивации тренер не думает о конечной цели своей работы, а ориентируется на сиюминутный, промежуточный результат и способы заработка здесь и сейчас, что выливается в форсирование подготовки. Звание «Заслуженный тренер», которое дается за конечные результаты подготовки хоккеиста, также, по сути, является только статусом и практически не привносит дополнения к заработной плате.

В ряде нормативных документов указанные инструменты предусмотрены. Однако, полномасштабное введение новой системы мотивации тренеров и работников школ потребует изменения большого количества нормативных актов.

Развивать всех спортсменов независимо от текущего уровня физического, антропометрического развития и технической подготовленности юных хоккеистов:

а) Дать юным спортсменам, рожденным после 1 октября, право выбора: принимать участие в соревнованиях за свою возрастную группу или за возрастную группу младшего года рождения. При этом спортсмены, выбравшие младшую возрастную группу, не должны иметь права играть  за  команду своего года рождения. Это не даст тренерам перспективного юного  хоккеиста  использовать  его  ради  результата за несколько возрастов. Предложение в первую очередь ориентировано на отстающих в биологическом развитии хоккеистов.   Данное   правило   распространить на возраст до 13 лет, после которого важность спортивного результата постепенно повышается, а различные скорости протекания пубертатного периода спортсменов все равно уменьшат эффективность   действия   правила.  Такое   правило   действует в ряде европейских стран, и не только в хоккее.

б)  Ввести  мораторий   на 4  года   на   переходы   игроков до 14 лет, разрешая их лишь в исключительных случаях.

Неэффективность переходов в раннем возрасте отражена в философии НППХ и подтверждается различными исследованиями. Юридически существующая ситуация объясняется тем, что запретить переходы невозможно из-за свободы передвижения ребенка в пределах РФ. Однако, во всех ведущих хоккейных странах данное решение закреплено федерациями хоккея, хотя свободы передвижения ребенка такие же. Данное решение позволило бы значительно сократить количество случаев переманивания игроков, стимулировать спортивные школы готовить своих юных хоккеистов и участвовать с ними в соревнованиях.

в) Ввести ограничение (лимит) на участие в соревнованиях игроков, проходящих обучение в данной школе менее одного сезона. В официальных соревнованиях за данную школу могут выступать, например, не более 3–5 игроков, проходящих обучение в данной школе менее одного сезона. Это ограничит возможность тренеру добиваться командного спортивного результата за счёт  селекции, переманивания игроков из других школ, а не за счёт подготовки и раз- вития игроков в учебно-тренировочном процессе своейшколы.

г) Разработать регламенты, стимулирующие участие в соревнованиях всех хоккеистов одной команды, а также равномерное распределение игрового времени между хоккеистами одной команды.

Это позволит исключить практику ведения игры в 1–2 звена для достижения результата, что негативно сказывается, как на тех хоккеистах, которые не получают игровой практики, так и на тех, кто её получает в чрезмерных количествах.

д) Проводить любые  соревнования  до 8 лет  исключительно поперек хоккейной площадки. Это соответствует физиологическим закономерностям  развития  юных  хоккеистов и внедрено во многих ведущих хоккейных странах.

Изложенные выше предложения будут наглядно демонстрировать реальный уровень внедрения НППХ и эффективности подготовки в каждой из школ, а также реальный уровень профессиональной квалификации тренеров.