ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ХОККЕЯ СССР. ТОЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ШАЙБЫ
Недавно на московском стадионе «Динамо» встретились хоккеисты столичных команд «Спартак» и «Буревестник».
Наблюдая за игрой, можно было подумать, что на поле — равные соперники. Обе команды, составленные в основном из молодежи, играли с большим задором. Нападающие часто появлялись то у одних, то у других ворот. Но странное дело — над воротами «Буревестника» пять раз вспыхивала красная лампочка, а над спартаковскими воротами — ни разу.
Чем же объяснить это явление? Да тем, что хоккеисты «Буревестника» еще очень слабо владеют передачами шайбы в различной игровой обстановке, особенно около ворот противника.
Этот недостаток заметен и у многих игроков других команд. Они медлительно готовятся к передаче шайбы, а когда, наконец, посылают ее партнеру, то на низкой скорости. Точность броска тоже оставляет желать лучшего. Хоккеисты часто не достают клюшкой шайбу, теряют контроль над ней. Особенно плохо выполняют передачу игроки юношеских команд.
Между тем, точная передача шайбы - основа командной игры!
Как же совершенствоваться в выполнении этого технического приема?
В хоккее существуют два вида передач — по льду и по воздуху. Наиболее целесообразна передача по льду. В этом случае принимающий шайбу игрок затрачивает меньше времени на ее обработку. Но если на пути передачи находится противник, который может перехватить шайбу, то ее следует посылать партнеру по воздуху.
Есть четыре основных способа передачи шайбы.
В зависимости от игровой обстановки пользуются одним из следующих способов.
1. Партнеру на клюшку. Игрок точно и быстро посылает шайбу на крюк клюшки движущегося партнера.
2. На свободное место. Хоккеист посылает шайбу в такое место поля, где нет ни своих игроков, ни игроков противника, но куда его партнер в
состоянии подкатиться раньше остальных и овладеть шайбой.
3. Отскоком шайбы от борта.
4. Оставление шайбы на месте. Хоккеист, владеющий шайбой, неожиданно для противника начинает или продолжает движение, оставляя шайбу на месте с расчетом, что к ней быстро подоспеет партнер.
Приступать к разучиванию передач следует лишь после того, когда каждый спортсмен овладеет бросками слева и справа, остановкой шайбы клюшкой.
Рекомендуется сначала применять простые упражнения и только после их усвоения переходить к более трудным. Все упражнения следует приближать к игровой обстановке. Особое место в каждом тренировочном занятии нужно отводить упражнениям в передаче шайбы.
Приводим несколько наиболее характерных упражнений.
1. Два игрока, располагаясь поперек поля, передают друг другу шайбу. Они бросают ее с места, затем после
короткого ведения — по льду или по воздуху. Нужно стараться так посылать шайбу, чтобы она, пролетев по воздуху, коснулась льда вблизи крюка клюшки партнера.
2. Два игрока, продвигаясь вдоль поля, передают шайбу друг другу. Выполняя упражнение, хоккеисты должны наращивать скорость бега, изменять расстояние между собой, стремиться обрабатывать шайбу возможно меньшим числом касаний крюком.
3. Продвигаясь вдоль поля, два игрока передают друг другу шайбу между стоек, установленных на льду. Упражняясь, они постепенно увеличивают скорость движения, отдаляются или сближаются друг с другом, меняют расстояние между стойками, сокращают число касаний шайбы крюком.
4. Первый игрок из средней зоны своей половины поля с места передает шайбу вправо или влево движущемуся партнеру. Тот должен принять шайбу, не снижая скорости движения.
Это упражнение рекомендуется выполнять в различных вариантах. Можно изменять скорость бега второго игрока, увеличивать или уменьшать силу броска шайбы. Время от времени надо менять расстояние между игроками, передавать шайбу в движении из зоны защиты с
приемом ее на средней линии, производить диагональные и продольные передачи по льду и по воздуху.
5. Три игрока продвигаются из зоны защиты. Шайбу ведет игрок 2. Войдя в среднюю зону своей половины поля, он передает шайбу одному из партнеров — направо или налево (рис. 1). Перед игроками 1 и 3 двигаются противники, которые по указаниям тренера либо пассивны, либо активно действуют. Хоккеисты и в этом упражнении должны изменять скорость бега и скольжения шайбы.
Можно использовать и такой вариант упражнения: игрок 2, продвигаясь в одну сторону, передает шайбу в другом направлении.
6. Два игрока, двигаясь из зоны защиты к воротам противника, передают друг другу шайбу, стараясь осуществлять это в одно касание. Они стремятся обойти защитника и забросить шайбу в ворота, охраняемые вратарем. Позади нападающих (на некотором расстоянии от них) продвигается еще один защитник. Он старается помешать нападающим забросить шайбу в ворота.
Вначале защитники пассивны. Они активизируются лишь тогда, когда нападающие освоят передачи шайбы.
7. Игрок, двигаясь вдоль края поля, посылает шайбу в борт и сам принимает ее после отскока. Он должен постепенно увеличивать скорость бега, приближаться к борту и отдаляться от него. Можно расставить около борта стойки и посылать шайбу между ними. При потере шайбы следует возвращаться к исходному положению и начинать упражнение с начала.
8. Два игрока располагаются около борта на некотором расстоянии друг от друга. Они передают друг другу шайбу, используя отскок ее от борта.
Выполняя упражнения 7 и 8, хоккеисты должны научиться правильно определять направление отскока шайбы от борта. Особенно тщательно следует разучить передачи шайбы бросками о борт в углах поля и за воротами (рис. 2).
9. Два игрока один за другим продвигаются к воротам противника. Тот, который движется несколько впереди, ведет шайбу. Неожиданно он оставляет шайбу на месте, но сам продолжает двигаться. Его партнер подхватывает шайбу и ведет ее в заданном направлении (рис. 3).
Каждое упражнение необходимо выполнять творчески. Время от времени хоккеисты должны меняться местами, принимать и передавать шайбы из различных положений — слева и справа, стоя на месте и в движении.
Если одновременно тренируется много хоккеистов, целесообразно выполнять упражнения поточным методом. Полезно, когда некоторые упражнения носят соревновательный характер. Это повышает интерес тренирующихся к занятиям.
Научившись точно, быстро и непринужденно передавать шайбу, наши хоккеисты смогут повысить класс своей игры.
П. САВОСТЬЯНОВ,
заслуженный мастер спорта