«ТАСМАНСКИЕ ДЬЯВОЛЫ – 2» ИЛИ ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ
Буквально вчера мы поговорили о родителях, которые способны превратить жизненный устой детской хоккейной команды в хаос. Мы получили огромное количество откликов и комментариев, в которых содержались как слова благодарности за поднятую тему, так и осуждение в предвзятости к проблеме.
Но наиболее часто в реакциях читателей звучало и другое мнение. «Вы говорите о родителях, и даже не смотря на то, что сильно сгущаете краски, говорите о том, что действительно имеет место быть. Но зачастую, «дьявольское» поведение родителей, это ответная реакция на действия нерадивых наставников. Что вы можете сказать по этому поводу?»
Вот так назрела необходимость написать вторую часть повествования. Итак – «Тасманские Дьяволы – 2» или оборотная сторона медали:
ГОРЛОПАНЫ
Ничто не раздражает больше, чем вид тренера, кричащего на игроков во время игры в детском хоккее. Это не несет в себе никакой пользы, а только разжигает страхи и замешательство. К сожалению, безуспешные тренеры этого не понимают. Они думают, что тренировать – это значит выкрикивать инструкции как можно громче, перекрикивая даже свисток судьи. Результативный тренер подготавливает свою команду так, чтобы они могли использовать все инструменты, которым были обучены на тренировках, читать и реагировать на ситуацию на протяжении всей игры. Хоккей игра настолько динамичная, что мозг не может должным образом обработать то, что тренер кричит со скамейки. Он просто не успевает за стремительностью ситуации. Во всяком случае, это совершенно точно создает путаницу и пагубно влияет на концентрацию во время игры.
Человеческий мозг может эффективно фокусироваться только на двух раздражителях одновременно. Первоочередной задачей должно быть то, что ваши ощущения говорят вашему телу о том, что происходит на льду и, в свою очередь, мозг реагирует на стимулы. В хоккее это называется игровым мышлением. Второй приоритет, на котором фокусируется игрок – взаимодействие с партнёрами по команде, помогающее вам принимать мгновенные решения.
Когда вы начинаете фокусироваться на других стимулах, вы начинаете терять эффективность, и вероятность допустить ошибку значительно возрастает. Если вы добавите кричащего тренера или родителя или пропустите насмешки противников в ваш диапазон фокуса, вы столкнетесь со значительными падениями в приоритетных областях, и, по сути, в общем исполнении. Возможность блокировать неэффективные аспекты – это то, что известно, как тонкая настройка вашего внимания. Хорошие тренеры понимают это и стараются развить эти навыки у игроков.
ГОВОРУНЫ
Учитывая весьма непростое положение со льдом в хоккейных школах, а так же стоимость, которую родители выкладывают на покупку дополнительных тренировочных часов,поражает, сколько времени детский тренер по хоккею проводит у борта, объясняя упражнения и болтая без умолку. Некоторые тренеры проводят в совокупности от 15 до 20 минут на льду, объясняя упражнения в течение 60 минутной тренировки. Эти тренеры теряют ценное время на льду, которое лучше было бы использовать для улучшения развития навыков.
Один из лучших тренеров, которых я когда-либо встречал, был абсолютно против любых разговоров у борта, во время тренировочной сессии. Он был высокоорганизован и имел четкую систему обучения. В начале каждого сезона он давал всем игрокам по блокноту, который содержал в себе все навыки, которые они будут развивать в течение всего года, с подробными объяснениями и диаграммами. Всякий раз, когда он хотел добавить новое упражнение, он печатал страницы для всех игроков, а они вклеивали их в свои блокноты. Каждое упражнение имело свое запоминающееся название.
За 40 минут до каждой тренировки он писал линейку упражнений на доске в раздевалке. Если у игроков возникали какие-либо вопросы по упражнениям, у них было 40 минут, чтобы ответить на них. Когда команда выходила на лед, начиналась практика и длилась все 60 минут. Когда подходило время менять упражнение, тренер свистел, говорил название следующего упражнения, и команда выстраивалась для его выполнения. Его система была эффективной, организованной и идеально подходила для развития.
СТРАТЕГИ И ТАКТИКИ
Тактика и стратегия, бич сегодняшнего детского хоккея. Многие детские тренеры одержимы стратегиями и тактиками, часами объясняя девяти-десятилетним малышам схемы выхода из зоны под давлением, чем «капкан» отличается от «ловушки», и в чём преимущество насыщенной обороны. Тратя драгоценное время на схему розыгрыша после выигранного вбрасывания, они пренебрегают тем, что делает игрока мастером – техникой владения коньками, клюшкой, техникой броска по воротам, приёмом-передачей паса и конечно же игровым мышлением. Этот контингент специалистов напрочь забывает о том, что в данном возрасте всё тактическое командное мастерство должно основываться лишь на позиционном хоккее.
Такие тренеры ошибочно полагают приверженность схематичному хоккею, становлению индивидуального тактического мастерства. Индивидуальная тактика не имеет ничего общего со схемой игры. Игрок с высоким игровым навыком всегда поставит в тупик исполнителя играющего по чётко очерченной схеме. Его игровое чутьё основано на нестандартных решениях, на разрыве шаблонов и высокоинтеллектуальной хоккейной мысли. Актуальность установок и схем – прерогатива взрослого хоккея. Именно на этом уровне тонко настроенные навыки тактического хоккея становится смертоносным оружием элитных команд.
Когда наставником детской команды является специалист взявший на вооружение систему подготовки юношеской или взрослой команды, дети буквально вынуждены ходить по доске утыканной гвоздями. В их действиях нет уверенности, им не хватает игровых навыков, и следовательно они не получают даже толики радости от занятия любимым делом. У таких специалистов нет понимания уровня хоккея, которому они пытается обучить своих детей. Если маленький «вова», чей бросок похож на «тёплое мороженное», пол тренировки отрабатывает бросок сходу из под защитника от синей линии, специалист явно занимается не своим делом.
БУКИ
Уходящий от общения с родителем тренер, выказывает высшую степень своего непрофессионализма.
Хороший тренер – доступный тренер. У любого родителя есть встроенная система беспокойства, когда речь заходит его ребёнке. Мама всегда реагирует на то, как ребёнок одет, что поел, как выспался. Это происходит даже тогда, когда ребёнок под полным её контролем.
Когда родитель наблюдает за ходом тренировки или игры с трибуны, он отчётливо понимает, что всё, что произойдёт в следующий момент времени, не подвластно его контролю. Для некоторых родителей это очень сложная для восприятия аксиома. Именно поэтому тренер должен неукоснительно усвоить то, что в общении с родителями он должен помочь им понять и усвоить те методы, при помощи которых он будет работать с их детьми, чтобы снизить их тревогу и беспокойство. Задача тренера – научить детей ценностям культуры игры, и сделать так, чтобы родители разделили с ним убеждённость в необходимости этого для своих детей.
Ах, да, совсем забыл указать, что родители платят деньги! Они заслуживают того, чтобы знать, что они платят за нечто большее, чем красивая игровая футболка.
СЕРЖАНТЫ
Когда я рос, наши тренеры были безошибочны в своих убеждениях и держали нас в «ежовых рукавицах». У них был резкий, пронзительный свисток, повязанный при помощи шнурка от конька, они отдавали приказы как сержанты – инструкторы, не улыбались и велели нам «собраться» и «выстоять». Если вы забили гол, они указывали на то, что вы сделали не так, прежде, чем забили, а если вы допустили результативную ошибку, они отправляли нас на скамейку запасных. Это был менталитет старой школы, показать, что реальный мир жесток, и я тренирую вас так, чтобы вы были способны бороться с невзгодами.
Большинство людей, сейчас понимает, что такой образ мышления устарел, но есть еще много «специалистов», практикующих этот метод мотивации. Это те люди, которые обычно говорят: «Жизнь жестока и никто ничего вам не даст бесплатно». Они говорят: «Если вы сюсюкаетесь с детьми, они никогда не узнают ценность тяжелой работы и способов преодоления невзгод».
Их жёсткость на грани жестокости, они умышленно создают трудности на грани непреодолимых и готовы при первом удобном случае утопить вас в море иронии, сарказма, а порой и откровенной издёвки. Они считают, что таким образом они вырабатывают в ребёнке силу характера, уверенность и самоуважение, даже не подозревая, что укореняют в нём, абсолютно противоположные качества.
Если вы когда-либо играли в хоккей и забивали гол, вы знаете, что за этим следует умопомрачительное чувство. Вы как будто в одночасье взлетаете на вершину мира. После забитого гола, вы всегда показываете свою лучшую игру, потому что вы переполнены позитивом. Ваши ноги становятся легче, ваши энергетические уровни выше, и у вас есть непреодолимое желание достичь большего.
Но давайте задумаемся. Ведь выходя на тренировку вы с олимпийским спокойствием забиваете несколько десятков голов, которые не вызывают у вас подобных эмоций. Почему? Наверное потому, что помимо достижения цели вы награждаетесь объятиями партнёров и бьёте крагой в подставленную ладонь тренера. Положительные эмоции и радость успеха вас окрыляют, способен ли на это разбор ошибок по пути к голу?
МЕНТАЛИСТЫ
Они с первого взгляда определяют потенциал восьмилетнего малыша, и выносят вердикт – «коньки на гвоздь», без тени сомнений, с металлической ноткой убеждённости в голосе. Они твёрдо знают, кто и чего сможет достичь в хоккее, демонстрируя в доказательство чемодан медалей и антресоль кубков, родом из детского хоккея. Но на вопрос о воспитанниках в лучшей лиге мира, они смущённо разводят руки.
Спросите у любого профессионала лет через 15-20 после окончания хоккейной школы, на каком турнире ты выиграл эту латунную медаль? Он никогда этого не вспомнит. Зато перипетии седьмого матча Кубка Стэнли он будет помнить всю свою жизнь.
Простой факт детского хоккея – победы не важны. Детский хоккей – это развлечение и развитие. Но ведь побеждать весело? Конечно, но не за счет того, что половина твоей команды гниет на скамейке.
Основная задача каждого детского тренера по хоккею должна состоять в том, чтобы развить своих игроков и помочь им перейти на следующий, более высокий уровень, в качестве лучших игроков и индивидуальностей. В наши дни это стало навязчивой идеей, что великие игроки всегда были звездами в своих командах. Это нелепо. Дастин Пеннер, например, никогда не был звездой и даже не был выбран на драфте НХЛ, но стал двукратным обладателем Кубка Стэнли. Если кто-то скажет, что он точно знает, о том, кто преуспеет, а кого уже не будет в команде к 14-ти годам, он, вероятно, сумасшедший. Дети удивят вас, если вы поможете обрести им уверенность в себе и покажете, что верите в них. Воспитанники – самый большой комплимент тренеру. Это главный аспект их профессионального развития.
СРЕБРОЛЮБЦЫ
Они подбирают команду не по спортивному принципу мастерства игроков, а по толщине родительского кошелька. Чем толще родительский кошелёк, тем в более высоком звене играет ребёнок. У таких «специалистов» спортивные достижения не на втором и даже не на пятом месте в списке приоритетов. Все свои знания и весь свой опыт они прикладывают только с одной целью – с целью личной материальной выгоды.
Порой в таком качестве выступают весьма талантливые наставники, но им глубоко наплевать на перспективных воспитанников, если их родители не готовы помочь им с выплатой ипотеки, или с покупкой автомобиля со значительной скидкой. Если это не деньги, то это может быть влияние или нужная профессия. В команде такого тренера дети адвокатов, зубных врачей, работники военкоматов и депутаты. Они нужны пока в силе и при власти. Как только её не стало, ребёнок команде становится в тягость.