Главная > КОУЧИНГ

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ХОККЕЙНЫЕ АЛЬПЫ

В статье «Студенческий хоккей за океаном» мы рассказали об устройстве главной студенческой лиги Северной Америки, вскользь пройдясь по всему юниорскому и молодёжному хоккею США и Канады. Теперь, вместе с Джимом МакКинвеном, мы попытаемся разобраться в критериях отбора будущих звёзд самых престижных заокеанских лиг и проектов.

Большинство неправильных представлений в детско-юношеском хоккее сегодня вращается вокруг того, что программа NCAA рекрутирует новичков исходя из их результативности. Я слышал много подобного рода небылиц от выпускников Tier II Junior ‘A’. У меня были дети, которых я тренировал и один из них мне сказал: «Мой агент сказал мне, что я должен забивать 30 и более шайб для того, чтобы приблизиться к программе нижнего дивизиона «Д3», и более 40, для того, чтобы привлечь к себе внимание дивизиона «Д1»». Вы думаете, что Гордон Беренсон и Джерри Йорк сидят в своем офисе за компьютерами, прочесывая листы статистики и подготавливая контракты исходя из этого. Вы ошибаетесь!

Еще одно заблуждение звучит примерно так: «Это мой последний год юношеского хоккея. Я не хочу проводить силовые приемы и блокировать броски т.к. я могу получить травму. Кроме того, на самом деле, в колледже нет столкновений и ударов. Я должен сосредоточиться на том, что мне необходимо набирать очки». Нет, тот, кто думает, что колледж – это уровень «бей-беги» и все сосредоточено на ловкости, так же ошибается. Реальность такова, что хоккей в колледже интенсивный, силовой и высоко стратегический. В студенческом хоккее проводится всего 30-40 официальных игр сезона, командам свойственна тщательнейшая подготовка, они получают больше времени на восстановление и перезарядку. Ценность итога каждой встречи необычайна высока. На таком коротком турнирном отрезке нет места проходным матчам, и каждая встреча отличается высокой напряжённостью и ответственностью за результат.

Так как же оцениваются потенциальные новички NCAA, и чем руководствуются скауты команд, при выборе вероятного объекта крупных финансовых инвестиций.

Техника владения коньками.

Один особый стереотип об университетском хоккее – убеждение, что вам нужно хорошо владеть коньками, и это так на самом деле. Наличие пробелов в технике передвижения по льду – наиболее частая преграда на пути в университетскую команду. Агенты часто говорят: «Мне нравится этот парень. Он хорошо понимает игру, и он может играть, но я беспокоюсь за его коньковую подготовку. Я не уверен до конца, что он не будет соответствовать высоким требованиям». Разница в командной скорости между tier II Jr. ‘A’ level и NCAA Division 1 огромна. Я помню свою первую университетскую тренировку, как будто это было вчера. Примерно через 10 минут я был готов уже остановиться. Игроки были намного быстрее и сильнее, чем те, с которыми я привык играть. Скорость была самым важным фактором, который я заметил сразу.

Умения и способности

Какого бы уровня вы не стремились достичь в хоккее, вам необходимы следующие навыки: техника владения клюшкой, техника броска, техника приёма – передачи паса. Наличие этих навыков станет основным фактором в продвижении вас на следующий уровень. Вы должны уметь продемонстрировать их в игре. Ярко, эффективно и своевременно. Точно так же, как владение коньками, если вы не сможете показать, что обладаете навыками высокого класса, ваше имя просто не будет отмечено.

Игровое мышление и хоккейный интеллект

Об игровом мышлении и хоккейном интеллекте сказано много слов – это наиболее важное качество, которое ищут агенты в игроке. При трансформации с уровня tier II на уровень NCAA, переход становится плавнее для тех игроков, кто демонстрирует высокий уровень хоккейного IQ. Когда скорость игры возрастает, период времени для того, чтобы обработать шайбу начинает быстро сокращаться. Игроки, которые способны принимать быстрые и эффективные решения, будут более успешными. Способность читать игру и приспосабливаться к ней имеет неоценимое значение для достижения успеха.

Конкурентоспособность

Когда строится команда, первое, что делает тренер – выстраивает рабочую модель. И эта модель, в первую очередь пронизывается духом победы. Создание модели для конкурентной работы в программе NСАА начинается с привлечения игроков, в которых глубоко укоренилась ненависть к проигрышу, в которых давно и прочно прижилась культура победителя. Конкурентоспособность – это менталитет воина, которым обладают все великие игроки. Именно поэтому хорошие игроки являются хорошими игроками. Они принимают вызов и показывают свою лучшую игру, когда ставки высоки. Любой тренер, строя команду, желает чтобы каждый игрок ради достижения цели, смог пройти «сквозь стену».

Внимание к деталям

Этот раздел идет рука об руку с хоккейным интеллектом. Агенты будут внимательно следить за ситуациями, которые разворачиваются в игре. Они смотрят, обращает ли игрок внимание на мелкие детали. Если он – центр, понимает ли он, кем будет подобрана шайба после вбрасывания в зоне атаки, или как играет на вбрасывании его визави, анализирует ли он излюбленную манеру соперника, как нейтрализует угрозу проигрыша эпизода? Осведомлен ли игрок о времени, которое осталось на розыгрыш большинства или на «убийство» времени в меньшинстве? Замечает ли игрок, когда вратарь потерял контроль над шайбой после отскока и использует ли он это в своих интересах? Маленькие детали, которые могут помочь команде получить преимущество – это те детали, которые у великих игроков возникают как бы ниоткуда, а на самом деле, это скрупулёзный анализ сложившейся ситуации – высокий хоккейный интеллект. Поэтому, ценность игрока умеющего быстро адаптироваться и использовать в своих целях практически неуловимую для основной массы игроков информацию, трудно переоценить.

 Уравновешенность

Очень важное качество. Поскольку бюджет НСАА по набору кадров ограничен, а график сильно загружен, главные тренеры и их помощники, как правило, имеют только один шанс увидеть игру соискателя, прежде чем решить, следует ли добавить его в окончательный список. Первое впечатление – это всё. Если агент пришел посмотреть игру, а ребенок кричит на судей, бьёт клюшкой по стеклу или об лёд, бурно выражает негативные эмоции или наоборот, опускает голову и плечи после ошибки, первые впечатления о ребенке будут заключаться в том, что он проблемный. Быть может был просто не его день и у него не пошла игра, но эмоции разочарования никогда не должны брать над тобой верх.

Лидерские качества

Подписание игроком контракта обычно означает четырехлетнее финансовое обязательство, поэтому программы NСАА хотят удостовериться, что они добились лучшего завершения сделки. Выбор мечты для каждой программы – это ребенок, который играет четыре года и прогрессирует с первого дня до окончания контракта, становится капитаном команды старшего возраста и ведет программу к национальной славе. При отборе, тренеры всегда стараются найти наилучший вариант, который подходит для программы. Заветная мечта каждого тренера – иметь команду лидеров. Нет, это не значит что все будут носить букву «С» на груди. Быть лидером, значит иметь высокую степень ответственности, самопожертвования, быть всё время в той точке, где команда больше всего в тебе нуждается. Это может быть что-то столь же простое, как приободрить вратаря после пропущенной шайбы или похлопать по спине новичка, который допустил результативную ошибку. Лидерские качества могут отображаться во всех играх, на льду или вне льда, а также в некоторых, даже самых незначительных моментах.

Желание

Первый вопрос, который задаётся всем претендентам на программу NCAA: «Какой ваш самый главный приоритет в жизни на данный момент?». Это важный вопрос для тренера программы NСАА, потому что ответ часто говорит о заветном желании игрока. Это должен быть быстрый и короткий ответ - Хоккей. Это дает четкое понимание о том, что вы хотите быть хоккеистом и что вы сделаете все возможное, чтобы эта мечта стала реальностью. Они могут увидеть из табеля об успеваемости, что вы умны. Они, вероятно, уже поговорили с вашим тренером и знают, что у вас сильный характер. И сейчас они намереваются узнать, есть ли у вас желание сделать все возможное для того, чтобы стать хоккеистом. Они хотят узнать, живете ли вы, дышите ли хоккеем, что это для вас не просто забава. У всех крупных программ по выбору игроков есть список их выпускников, играющих в НХЛ. Дети хотят попасть туда, где у них есть лучший шанс добиться своей цели и стать игроком НХЛ, одновременно получая диплом. Имея это в виду, программы хотят привлекать и набирать игроков, которые имеют наибольший шанс стать профессионалами, когда они покинут университетский городок. Они ищут такого ненасытного игрока, жаждущего стать профессионалом.

Характер

Характер – одно из наиболее часто используемых слов в спорте при описании нематериальных активов великих игроков. Характер в спорте воплощает в себе сочетание решимости, порядочности, участия и лидерства. Тренеры часто ссылаются на характер, когда описывают способность игрока объединить команду. Дух товарищества – большая составляющая успеха, а характер находится в его центре. Умение превозмочь трудности, встать в строй когда больно и темно в глазах, вырвать победу через «не могу», принять успех партнёра как свой – это характер. То на чём держатся все качества, делающие из мальчика мужа.

Академические способности

Поскольку сущность университетского спорта вращается вокруг спортсменов, которые являются студентами - спортсменами, неудивительно, что академические способности являются одним из основных приоритетов. При строгом контроле среднего бала успеваемости и утомительной рабочей нагрузке, требующей навыков управления временем, спортсмены имеют необходимые обязательства. Самый лучший совет из тех, которые я когда либо получал, был совет моего первого тренера, который сказал: «Если вы сосредоточены и упорно трудитесь в классе, то это упорство переместится и на лед». Это создает личную черту характера, которая поможет вам достичь цели, которая, казалось бы, за пределами вашей досягаемости.