Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО... ТЕХНИКА БЕГА НА КОНЬКАХ И 5 ЗАБЛУЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ С НЕЙ ТЕСНО СВЯЗАНЫ.

Если выделить что-то главное, что отличает хоккей от других игровых видов спорта, – то это металлические лезвия, которые крепятся на ботинки и позволяют магически скользить по льду. Бег на коньках – это само собой полагающееся умение, на которое многие хоккеисты не обращают особого внимания. Они прилежно оттачивают мастерство владения клюшкой, бросков и точных передач, часто забывая о важности владения коньками.

Чтобы развеять эти, определённо, ошибочные представления, бросающие тень на мастерство владения техникой бега на коньках, HockeyNow побеседовал с двумя признанными канадскими экспертами, Стивом Сердачны, многолетним тренером NHL и основателем академии Serdachny’s Power Skating and Hockey, и Ванессой Хеттингер, со-основателем и главным инструктором Quantum Speed. Их идеи легли в основу списка распространенных заблуждений, который может изменить представления об азах спортивного мастерства хоккеиста в лучшую сторону.

Заблуждение первое. Владение коньками - это естественно.

Многие канадцы уверены, что одев коньки и выйдя на лёд, они будут чувствовать себя как рыба в воде. Это неправда. По мнению Сердачны, бег на коньках – это очень сложный и неестественный биомеханический набор движений, который совершенно точно не является врожденным.

«Возьмите любого человека с улицы, и киньте ему мяч. Вероятно, он его поймает,» - объясняет Сердачны. «Но дайте ему пару коньков, и лучше бы ему иметь с собой комплект защиты».

Причина в том, что бег по льду, и особенно те его виды, которые применимы в хоккее, нелегко дается телу в силу особенностей движений. Нижняя часть тела активно работает над перемещением своей массы в пространстве. Верхняя часть, координирует, стабилизирует и контролирует это перемещение. Старты, ускорения, маневренность, торможение – все отличается от привычных перемещений по земле, и все вместе делает хорошее владение коньками невероятно трудным делом. Многие люди, из числа находящихся "около хоккея", полагают, что уверенное владение коньками диктует не что иное, как природный талант. Спешим их разочаровать -  такого природного таланта не существует.

Заблуждение второе. В обучении навыкам владения коньками есть некий "эталон".

Вне всякого сомнения, принципы передвижения человека на коньках научно обоснованы. Но во время наработки устойчивого навыка, помимо правильного угла наклона лезвий, посадки и контроля центра массы тела, очень важно сохранять креативность. За примером далеко ходить не надо. Уэйн Гретцки является игроком, который доказал, что не обязательно красиво выглядеть со стороны, для того, чтобы являться мастером с большой буквы.

Сердачны замечает: «Уэйн Гретцки никогда славился красивым бегом на коньках. Но в его лучшие годы на арене не было никого, кто мог бы за ним угнаться». Он не казался особенно стойким на льду, но его отличала особенная проворность, разнонаправленные движения и контроль ребер лезвий его коньков. Эти качества десятикратно увеличивали его двигательный потенциал  во время игры, даже по сравнению с тем, как он выглядел на обычной тренировке.

Со своей стороны, Хеттингер замечает, что владение коньками – как личность. Основы передвижения на коньках обретают законченную форму с учетом типа телосложения, роста и веса игрока. Многие игроки не кажутся безупречными на коньках, но их движения оптимальны и эффективны. Хеттингер описывает движения Сидни Кросби как очень точные и просчитанные, в то время как Александр Овечкин движется менее упорядоченно, но очень энергично, словно пытается пробить стену. Стиль бега двух этих великих игроков очень разный на вид, но с точки зрения биомеханики у них весьма много общего.

Заблуждение третье. Любые тренировки хороши

Все знают, что без приложения значительных усилий нам никогда не достигнуть  совершенства. Но применительно к навыкам владения коньками одних усилий явно будет маловато. Нужны последовательные тренировки, и эти тренировки должны быть самого высокого качества. Некоторые хоккеисты считают, что если у них много игр, то навык владения коньками отточится сам собой. Стив Сердачны, напротив, полагает, что наработка умений передвигаться на льду требует особого фокуса.

«Качество берет верх над количеством во время тренировок», - настаивает он. «Ускоренные, избыточные тренировки не помогут. Необходимо понимание и эффективное обучение». «Эффективное обучение», по мнению Сердачны, включает последовательное программирование навыков необходимых спортсмену, предложенных специалистами обладающими экспертными знаниями. Игрок должен изучать и пытаться усваивать необходимые двигательные навыки, с учётом возрастных и индивидуальных физиологических особенностей, и в соответствие со структурой и направлением утверждённого плана развития.

Сердачны допускает, что вполне можно стать более умелым и креативным игроком, если дневать и ночевать на хоккейной площадке, но также, как и Хеттингер, он уверен, что вывести владение коньками на  высокий, профессиональный уровень можно только под руководством тренера-профессионала.

Заблуждение четвертое. Бег на коньках - это скучно

Мало кому нравятся тренировки, сосредоточенные на совершенствовании навыка владения коньками. Тренеры, которые от тренировки к тренировке навязывают игрокам такие упражнения, лишь закрепляют сложившийся стереотип. В особенности в детском возрасте, тренировки на технику часто становятся нелюбимы детьми, отторгаемы ими. Так быть не должно. И опыт, которым с нами делится Хеттингер, подсказывает, что беговая работа становится очень даже интересной,  если сосредоточиться на полученных положительных результатах.

«Доказанный факт – что самооценка сильно зависит от способностей человека преодолевать трудности и самостоятельно добиваться чего-то. Так что, если игрок видит, что его умения развиваются, он становится лучше и вся программа сосредоточена на нем, отношение к тренировкам меняется».

Сердачны создает увлекательную атмосферу с помощью разнообразия и ухода от монотонной лямки одних и тех же упражнений. Когда он начал обучать игроков технике бега на коньках, он целенаправленно старался, чтобы занятия не были скучными, хоть это и было нелегко. Помог холистический подход. Целью тренировки стало развитие всех факторов формирующих продуктивный двигательный навык, а не его малой части, например "скользящих" шагов.

Сердачны и Хеттингер настаивают, что конькобежное умение нельзя развивать в отрыве от других хоккейных умений. Концентрируясь на комбинаторике,  работе с шайбой и без, движении спиной и лицом вперед, быстрых поворотах, разворотах, переходах и переключениях – всем том, что происходит в реальной игре – спортсмены получают удовольствие, и их мастерство растет быстрее.

Заблуждение пятое. Можно научиться раз и навсегда

Было бы здорово, если бы все неверно заложенные стереотипы, устоявшиеся неэффективные двигательные навыки, можно было исправить одним махом. В действительности-же, следуя определенным правилам, игроки периодически перестают нуждаться в интенсивном тренинге, но поддержание высокого мастерства, тем не менее, требует длительных и регулярных усилий. По мнению Хеттингер, дети очень часто нуждаются в значительной корректировке их двигательного навыка, по достижению определенного возраста. Они могут показывать чудеса на коньках в семь, восемь, девять и в десять лет, но, когда им становится двенадцать, тринадцать и четырнадцать, начинается взрывной рост тела. Если в это время не поддерживать должный навык владения коньками, игрок очень быстро окажется на "обочине".  Пока росто-весовые показатели ребёнка не претерпевают революционных преобразований, заложенная ранее база делает передвижение по льду привычно уютным, и к тринадцати годам комфортно-устоявшимся. . Но в какой-то момент технику приходится строить заново, чтобы адаптироваться к возросшей массе и удлинившимся конечностям.

Сердачны считает, что нет предела совершенству. Чем больше ты прилагаешь усилий, тем увереннее ты чувствуешь себя на льду. Поэтому, если у игрока есть желание совершенствовать свой хоккей, работа над техникой владения коньками должна вестись постоянно.

Продуктивный бег на коньках похож на волшебство, но в действительности это не так. В нем есть наука, искусство, и простор для совершенствования в течение всей жизни.

Перевод - ДМИТРИЙ ЛЕСНЯК