Главная > КОУЧИНГ

КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ. ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ

В любом виде спорта присутствуют конфликты, которые негативно влияют на результативность игроков. Однако в детской спортивной команде разногласия имеют немного другой характер, так как психика ребенка еще не до конца сформировалась. В связи с этим способы разрешения конфликтов и рекомендации тренеру будут иметь специфический характер.

Что такое конфликт

Конфликтом считаются разногласия, возникающие из-за того, что мнение или взгляды участников команды кардинально расходятся. В случае, когда игроки не хотят идти навстречу друг другу, возникает разлад, который приводит к конфликту.

Виды конфликтов в спорте

В детских спортивных командах наиболее распространены межгрупповые и межличностные конфликты.

Межгрупповой конфликт

Это те разногласия, которые присущи противоборствующим командам. Зачастую дети слишком серьезно воспринимают соперничество в спортивной игре и переносят свое негативное отношение к противоположной команде на личности. В этом случае тренер должен провести разъясняющую беседу, которая наглядно покажет детям разницу между спортивной борьбой и личной неприязнью.

В активном виде спорта, подразумевающим близкий контакт с соперником, межгрупповой конфликт заканчивается специально нанесенными ударами по игрокам из команды-противника и проявлением излишней агрессией.

Межличностный конфликт

Это разногласия между участниками одной команды или между участниками и тренером.

В зависимости от времени конфликты делятся на длительные, которые проявляются на протяжении долгого времени, и кратковременные, заканчивающиеся в короткий промежуток. Кратковременный раздор зачастую решается сам по себе.

В случае, если неприязнь участников конфликта обоюдная, разногласия считаются двухсторонними. Односторонний конфликт предполагает антипатию только одного участника ссоры.

Среди детей наиболее распространена открытая форма конфликта, однако встречается и скрытая, при которой неприязнь не афишируется.

Последствия спортивных конфликтов могут быть кардинально противоположными:

  • При разрушительном конфликте падает моральный дух команды и теряется связь игроков.
  • При созидательном — выясняются причины, которые мешают детям полноценно показывать свои спортивные навыки.

В зависимости от замысла разногласия делятся на преднамеренные и те, которые возникли случайно.

Причины конфликта

Главной причиной конфликтов в спортивных детских командах становится несовместимость. Она делится на следующие виды:

  • Психофизическая. Предполагает разницу в мастерстве, росте, весе и темпе работы. Многие дети проявляют открытую агрессию к тем игрокам, которые имеют лишний вес, низкий рост и недостаточные навыки игры. Часто причиной конфликта становится разница в темпе выполнения спортивных упражнений. К психофизической несовместимости также относятся различия в форме общения. Дети, чья речь или манера разговора отличается от большинства, подвергаются нападкам.
  • Психологическая. Заключается в несовместимости психических состояний игроков или игроков и тренера.
  • Социальная. Заключается в недостаточно хороших условиях для раскрытия детского потенциала и эффективной спортивной игре.

К другим причинам конфликтов между игроками можно отнести следующие:

  • Желание стать лидером, которое подразумевает открытую борьбу с потенциальными конкурентами. В попытке занять лидирующую позицию дети начинают вести себя агрессивно, забывая о необходимости соревнования лишь в спортивных навыках.
  • Различный уровень мотивации. Некоторые дети слишком серьезно воспринимают проигрыши своей команды, поэтому слабые игроки могут наткнуться на претензии со стороны своих более сильных партнеров по игре.
  • Стресс. Слишком большие физические нагрузки, к которым дети не привыкли, приводят к непреднамеренным ссорам.
  • Желание получить внимание тренера. Если педагог является для команды авторитетом, большинство игроков становится заинтересована в его повышенном внимании к ним. В этом случае любой игрок, получающий особое внимание, может быть подвержен негативному отношению со стороны других участников команды.

Конфликты игроков с тренером

Отдельно стоит выделить конфликты игроков с тренером. К основным причинам разногласий с преподавателем относятся следующие:

  • Большой объем нагрузок. Дети, чувствующие слишком большое давление и объем физических упражнений, попытаются каким-то образом выпустить пар. А так как тренер — источник повышенных физических нагрузок, он сразу станет главным объектом негативной реакции от команды.
  • Излишняя строгость. Тренер, наказывающий игроков за малейшую провинность, в скором времени потеряет уважение игроков и станет причиной конфликта.
  • Конфликтное поведение тренера и отсутствие выдержки. Преподаватель, который не в состоянии спокойно обучить своих спортсменов, обречен на возникновение разногласий и негативное отношение к себе.
  • Субъективная оценка. Отсутствие объективизма в оценке спортивных навыков игроков не только приводит к раздору в команде, но и лишает мотивации детей к дальнейшему самосовершенствованию.

Проявления конфликта среди участников команды

В детском коллективе проявления агрессии к другим участникам не слишком отличается от проявлений в коллективе взрослых людей.

Прямая и косвенная агрессия к отдельному лицу

Прямая агрессия — ситуация, в которой дети открыто проявляют неприязнь и высказывают свои претензии другим игрокам. Косвенная агрессия заключается в негативных шутках и сплетнях. В этом случае претензии не высказываются, а значит результат конфликта не может быть положительным.

Проявление конфликта делятся на несколько видов:

  • Физическое. Заключается в физической агрессии. Если команда задействована в активном виде спорта, игроки могут проявлять агрессию в виде «случайных» толчков или других видов физических контактов. В этот вид проявления агрессии входят также намеренное причинении физического вреда.
  • Вербальное. Подразумевает словесную агрессию, появление обидных кличек, обзывательств и оскорблений. Сюда входит грубое высказывание претензий и недовольств, а также распространение слухов.
  • Психологическое. Заключается в угрозах и психологическом давлении.
  • Социальное. Может быть скрытым и подразумевает социальную изоляцию игрока. С ребенком перестают общаться и зачастую игнорируют.

Что делать тренеру при конфликте в команде

Тренер — это человек, который при верном руководстве обладает авторитетом среди детей и может влиять на игроков. Однако не во всех случаях необходимо вмешиваться в детский конфликт. В таком возрасте ребенок должен научиться идти навстречу оппоненту в споре и самому находить компромисс в разногласиях со сверстниками.

Если же конфликты систематически повторяются и принимают физическое проявление, тренеру необходимо вмешаться. Среди советов по борьбе с конфликтами стоит выделить основные:

  • Главную роль в разрешении разногласий играет мнение всех сторон конфликта. Тренер должен поочередно выслушать игроков, задав им необходимые для понимания ситуации вопросы.
  • Тренер обязан быть эмоционально сдержанным, чтобы трезво и объективно смотреть на конфликтную ситуацию.
  • В случае, если конфликт находится в самом разгаре, и обе его стороны эмоционально нестабильны, тренеру необходимо временно разделить конфликтующих игроков. Разъяснение конфликта стоит продолжить только после того, как эмоции детей поутихнут.
  • Если тренер замечает травлю в отношении конкретного игрока, он должен вмешаться независимо от продолжительности конфликта.
  • Для предотвращения конфликтов наставнику нужно все время внимательно наблюдать за своей командой не только во время игр и тренировок, но и в остальное время. Зачастую проявление агрессии имеет место тогда, когда тренера нет рядом.
  • Тренеру стоит внимательно следить за тем, как дети общаются между собой. Уважительное отношение — это обязательный компонент спортивной команды.
  • Тренер должен близко сотрудничать с родителями своих игроков. При любом проявлении агрессии необходимо их проинформировать. Лучшим вариантом является систематическая организация родительских собраний, на которых будут отсутствовать дети.

Конфликты в детской спортивной команде происходят регулярно, однако при правильном подходе со стороны игроков и тренера они приобретут созидательный характер и послужат на благо эффективности команды и повышению мотивации детей.