Главная > КОУЧИНГ

ЗАМКИ И КАПКАНЫ ХОККЕЯ

Очень часто приходится слышать фразы типа «команда прибегла к тактике капкана и засушила игру». Причем, часто так говорят о любой оборонительной модели игры, поскольку схема, называемая в литературе «капканом нейтральной зоны», давно уже стала символом оборонительного хоккея. Сегодня мы рассмотрим, что же это за капкан на самом деле и попытаемся проследить историю появления и развития этой тактической модели.

КАПКАН НЕЙТРАЛЬНОЙ ЗОНЫ

Итак, «капкан нейтральной зоны» – эффективная оборонительная тактика, призванная оттеснить атаку соперника к бортам, где атакующие игроки оказываются зажаты обороняющимися. Многие команды применяют ту или иную форму капкана на тех или иных стадиях турнира. Некоторые прибегают к ней, когда удается выйти вперед в очень важной игре, поскольку это наилучший способ удержать небольшое преимущество в счете.

Существуют различные модификации капкана, но в целом это обычное построение 1-2-2 в средней зоне (см рис.а). Центральный нападающий, находится в вершине капкана и следит за шайбой.

Как только атакующие определятся с направлением, центр идет на игрока владеющего шайбой, а крайние нападающие и защитник «накрывают» эту половину зоны, перекрывая все возможные линии передачи шайбы (рис. б). В итоге, получается расстановка, показанная на рис. (в) – все направления передач (зеленые линии) перекрыты, кроме передачи назад в свою зону. Центр обороняющейся команды идет на игрока, владеющего шайбой и применяет ту или иную форму силового отбора, благо есть кому подстраховать и подобрать бесхозную шайбу.

Если отбор удается, то атака оказывается сорванной, но развернуть сразу же свою атаку обороняющейся команде довольно трудно, т.к. все нападающие скучены в одном месте. Тем более что и шайба после отбора, обычно находится в нейтральной зоне, а не в зоне атаки. Поэтому, чаще всего, отобравшая шайбу команда не спешит провести быструю атаку, а отходит в свою зону и пытается «раскатиться». (Примечание А. Хаванова: в России, действительно часто играют так. В северной америке же чаще стараются немедленно после отбора шайбы развернуть свою контратаку)

Для успешного применения капкана требуется долго и тщательно отрабатывать его на тренировках. Нападающие должны очень точно держать позицию и иметь «глаза на затылке», чтобы уследить как за игроком владеющим шайбой, так и за передними нападающими соперника, которые, конечно же, будут пытаться «выйти их тени» и открыться под передачу. Стоит центру или фланговому нападающему обороняющейся команды чуть-чуть потерять позицию, как такая передача пройдет и тройка обороняющихся окажется отрезанной.

Как с этим бороться? Это довольно трудно, но если шайбой владеет достаточно быстрый защитник, обладающий точным пасом, а нападающие активны и маневренны, то может получиться. Чаще же всего атакующая команда, ввиду невозможности сделать передачу, просто вбрасывает шайбу в зону в надежде завладеть ею там. Шансы на это достаточно велики, т.к. свои нападающие уже идут на скорости, а обороняющимся приходится разворачиваться.

В северной Америке капкан связывают с именем Жака Лемера, который, будучи тренером Нью-Джерси, с большим успехом применял капкан в 90-ые годы. В первом же сезоне, Лемеру удалось довести свою команду до финала конференции, а в укороченном из-за локаута сезоне 1994/95, так и вообще выиграть кубок Стэнли. Причем в капкан тогда попался не кто-нибудь, а целый «Детройт», ведомый Скотти Боумэном и имевший в своем составе целую россыпь звезд первой величины. Нью Джерси выиграл ту серию с сенсационным счетом 0:4. В 1998 Лемер перешел в «Миннесоту» и «забрал капкан с собой». Также различные тактики основанные на капкане с успехом применяют такие команды как «Анахайм Дакс», «Нью Йорк Айлендерс» и «Морнеаль Канадиенс».

Однако, история появления этой тактики гораздо старше. Легендарный игрок Карл Брюер утверждал, что в НХЛ такая схема использовалась еще в 50-ые годы: «Мы все время играли подобным образом. Центр идет в силовой отбор, крайние перекрывают направления передач, а защитники стоят на синей линии и крушат всех, кто попадётся. Эта тактика приносила нам кубки и медали. А через десятки лет с нею почему-то стали носиться как с «капканом Лемера». В 60-ые годы сборная Швеции начала применять капкан для нейтрализации мощного нападения советской «красной машины». Это удавалось им тем более хорошо, что советская команда практически не использовала вброс шайбы для входа в зону, а всегда пыталась входить через пас.

Существует миф о том, что применение капкана сушит игру, делает ее скучной и малорезультативной. Это не совсем так, вернее, совсем не так. Достаточно посмотреть статистику тех команд, которые активно применяли эту тактику. Например, «Нью Джерси Дэвилз» Жака Лемера в сезоне 1993/94 показала вторую после Детройта результативность в лиге – 306 голов в 84 играх.

ЗАМОК ЛЕВОГО (ПРАВОГО) ФЛАНГА

В этой главе речь пойдет о схеме, которая называется «Замок левого фланга» и ее более поздних модификациях. Изобретение этого построения приписывается Скотти Боумэну. По крайней мере, именно его «Детройт» стал применять эту схему первым в Национальной Хоккейной Лиге. В дальнейшем эту тактику с успехом применяли и другие команды. В последнее время, после «отмены красной линии», «замок» в чистом, первозданном виде стал применяться гораздо реже. Однако схема все равно остается актуальной и интересной, т.к. она служит основой большого количества различных построений в атаке. Написано по материалам нескольких американских «Школ хоккея онлайн».

Итак, что это такое и как оно работает. «Замок» строится по известному армейскому принципу клещей, когда соперник зажимается с двух сторон и практически не имеет никакого не ухудшающего ситуацию продолжения.

Шайба вбрасывается в зону так, чтобы она остановилась в левом углу площадки в зоне атаки. Вполне вероятно, что правый защитник обороняющихся завладеет ею первым, а правый нападающий пойдет его страховать или наоборот (см. рис.)

Правый нападающий атакующей команды прессингует из-за ворот с целью заставить обороняющихся искать продолжения вдоль борта или через пятак. Последнему, однако, противодействует центральный нападающий, который прессингует по диагонали и вынуждает обороняющихся играть вдоль борта. Действительно, любые попытки обыграть его или пробросить шайбу мимо него, весьма опасны из-за возможного перехвата прямо на пятачке. На это красные, скорее всего, не пойдут, а воспользуются единственным, оставшимся свободным направлением – вдоль борта (помечено стрелкой). Это очень важно, красные не могут выйти из «замка» передачей в центр, т.к. эта передача пошла бы через собственный пятачок, на котором находится игрок соперника.

Таким образом, центр и правый край образуют те самые «клещи». В то же время, левый нападающий и левый защитник атакующей команды в прессинг не идут, а спокойно поджидают в засаде в надежде перехватить шайбу или осуществить силовой отбор при попытке соперника выйти из своей зоны.

Итак, для успешного розыгрыша «замка левого фланга» необходимо, чтобы были выполнены следующие два условия:

1)шайба должна оказаться в левом верхнем углу площадки;
2)атакующая команда должна иметь перевес у левого борта на пути вывода шайбы.

Однако, со вторым условием все не так очевидно. Мы видим, красные имеют у борта двух игроков против двух черных – численное равенство. Почему же тогда эта схема работает? Ведь, казалось бы, они должны успешно выходить в половине случаев!

Ответ кроется в известной тонкости хоккея не связанной с его правилами, а связанной скорее с человеческой физиологией. Дело в том, что во всем мире «леворуких» игроков больше, чем «праворуких».

Именно поэтому атакующая команда имеет возможность подобрать свою пятерку так, чтобы обеспечить себе преимущество в случае применения этой схемы.

Посмотрите на рисунок. Здесь изображена типичная схема розыгрыша замка. Атакующая команда имеет одного праворукого игрока (правый нападающий). Все остальные, участвующие в атаке – леворукие. Обороняющаяся команда тоже имеет одного праворукого игрока.

Таким образом, при игре «вдоль борта» оба черных игрока работают «удобной рукой», а один из красных игроков вынужден отбрасывать шайбу обратной стороной крюка («с неудобной руки»), что ставит его в заведомо более слабое положение. То, что черная команда выиграет эту борьбу у борта и сумеет сохранить шайбу в зоне атаки весьма и весьма вероятно.

Кстати, теперь становится понятно, почему появился «замок левого фланга», а о симметричной схеме – «замке правого фланга» мы никогда ничего не слышали. Ведь чтобы построить «замок правого фланга», потребовалось бы иметь слишком много праворуких игроков!

Что эта схема дает атакующей команде? Конечно, если удастся передать шайбу на пятак своему центру, то он будет атаковать из убойной позиции, но даже если шайба будет просто ходить взад-вперед вдоль борта, это выгодно черным по следующим причинам:

1)обороняющаяся команда всегда устает больше, чем атакующая;
2)чем больше времени проводишь в зоне атаки, тем меньше вероятность пропустить гол;
3)обе команды с равной вероятностью могут ошибиться. Ошибка красных в собственной зоне приведет к очень неприятной атаке на их ворота. Ошибка же черных грозит им лишь тем, что шайба выйдет из зоны атаки и окажется в нейтральной зоне, но по-прежнему на «чужой» половине площадки (когда разрабатывалась эта схема, пас из зоны защиты за красную линию судился как проброс).

Таким образом, «замок» это некое развитие идеи «капкана». Состоит он из «клещей» и «засады». Клещи выдавливают соперника из угла площадки и заставляют двигаться в направлении засады.

Почему это не было изобретено раньше, скажем 40-50 лет назад? Главная причина здесь в том, что клюшки в то время имели прямой крюк и преимущество «удобной руки» не было столь существенным. Подобная схема могла появиться только тогда, когда хоккеисты стали играть загнутыми крюками. Другая причина кроется в том, что хоккей в те времена был более индивидуальным и менее схематичным. Добиться от игроков столь четкого взаимодействия между собой, которое требуется для успешного применения «замка» было достаточно трудно, если вообще возможно.

Интересен тот факт, что Скотти Боумэн иногда использовал Брэндона Шанахана в «замке» в качестве левого нападающего несмотря на то, что он праворукий. Более того, в паре с праворуким же Стивом Айзерманом. Объясняется это тем, что Айзерман не сидел «в засаде», а играл по центру (перекрывал передачу на пятак) и то, что у него бросковая рука – правая было не столь важно (даже помогало уменьшить угол броска, если шайба вдруг попадала к нему). Шанахан же играл в «засаде» и праворукостью как бы сводил на нет преимущество своей команды у борта. Однако, равенства там все же не получалось из-за высочайшего индивидуального мастерства Брэндона. Когда он вместе с леворуким партнером играл против такой же пары (один леворукий, а второй – праворукий), они все еще имели преимущество. В тех же случаях, кода в углу оказывались двое праворуких игроков, Шанахан с партнерами никогда не разыгрывали схему «замка».

Поначалу «замок» имел огромный успех. Однако, со временем, средство против него было найдено. Заключалось оно в том, чтобы не попадать в «клещи». Защитник красных, первым оказавшийся у шайбы пытался выбросить ее на противоположный фланг (вдоль лицевого борта) до того, как правый нападающий черных займет свою позицию за воротами и сделает такой выброс если и возможным, то крайне рискованным. В этой ситуации кто-нибудь из игроков красных (находившийся на правом по рисунку фланге) мог даже попытаться убежать в контратаку против одного правого защитника черных (забьет – не забьет, но по крайне мере согреется).

Боумэн немедленно модифицировал свою схему таким образом: левый нападающий, продолжая оставаться частью «засады» все же поначалу не шел активно вперед, а оставался в пределах «желтого коридора» (см. рис.), сохраняя за собой возможность быстро переместиться на правый фланг, если шайба окажется выброшенной туда. Обычно при этом защитник выдвигался вперед и шел в силовой отбор, а подоспевший нападающий страховал его и подбирал бесхозную шайбу, оказываясь, кстати, в неплохой позиции для броска. Эта модификация «замка» получила название «третий сверху»

Любопытно заметить, что при классической схеме замка, на бросок обычно выводился центральный нападающий. В схеме же «третий сверху» шанс забить частенько стал появляться у левого крайнего. Момент, когда Боумэн начал активно использовать модифицированную схему можно определить с достаточно высокой точностью путем изучения сравнительной результативности центральных нападающих «Детройта» (Стива Айзермана, Сергея Федорова) и левых крайних или тех, кого Боумэн в качестве таковых использовал (тот же Шанахан или, скажем, Люк Робитайл).

Как уже говорилось, в настоящее время в чистом виде эта схема практически не применяется. Это стало одним из последствий отмены красной линии. Дело в том, что если раньше ошибка черных могла привести лишь к выходу шайбы из зоны, то теперь, красные могут сделать передачу аж под синюю линию черных и, отрезав, таким образом, всю команду, выйти один на один с вратарем. Однако, различные модификации «замка», (например, с оттянутым назад защитником) можно и сегодня наблюдать достаточно часто.