"РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО..." ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ХОККЕЮ.
Хоккей как вид спорта стремительно помолодел. Сегодня не вызывает удивления, когда детские хоккейные школы ведут набор четырёх-пятилетних детей, хотя сравнительно недавно это казалось абсурдом. Можно по-разному относиться, к подобной тенденции, но очевидно одно, набор малышей идёт, следовательно, это кому-то надо.
Я же предлагаю рассмотреть со строго научной точки зрения, к чему готов ребёнок, в столь нежном возрасте, может ли он оправдать ожидания родителей, без сомнения ориентированных на скорое приобретение устойчивых навыков мастерства.
Итак, все реакции приспособления к условиям среды требуют быстрого развития мозга ребёнка, особенно его высших отделов. Моторная зона коры в основном сформирована уже к 4 годам, тогда как ассоциативные поля лобной и нижнетеменной области коры созревают гораздо медленнее и к 7-8 годам достигают лишь до 80% созревания, причём у мальчиков этот показатель ниже чем у девочек.
Из активно развивающихся систем можно отметить все сенсорные системы – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. И одновременно низкое развитие субъективного чувства времени. Чаще всего ребёнок не может правильно отмеривать и воспроизводить заданные интервалы, укладываться по времени при производстве задания. С возрастом чувство времени улучшается, и если определённый интервал способны воспроизвести лишь 22% процента шестилетних детей, то восьмилетних уже 39%, а десятилетних 49%.
Схема тела формируется у ребёнка к 6 годам, а более сложные пространственные представления зависят от развития полушарий мозга и совершенствования сенсомоторных функций. Способность к предвидению ситуации появляется у ребёнка к 5-6 годам.
Развитие двигательной сенсорной системы происходит непрерывно, значительно усиливаясь с 7-8 летнего возраста, достигая к 15 годам оптимального уровня развития.
Я умышленно не затрагиваю те физиологические параметры, оценку которых в возрасте актуального на сегодня пришествия в хоккей, делать бессмысленно, по причине анатомо-физиологических особенностей организма, но один параметр всё же стоит выделить особо.
Это показатель аэробных возможностей организма, иными словами выносливость. Этот показатель характеризуется максимальным потреблением кислорода – МПК, который, примерно к 9-10 годам соответствует взрослым величинам, и соответственно поддаётся измерению. Дело в том, что годовой прирост аэробных возможностей не превышает годового прироста массы тела, что является информативным при прогнозировании показаний для отбора в ДЮСШ и занятий хоккеем.
Впервые встав на лёд, ребёнок мгновенно понимает разницу, которую даёт ощущение нестабильности опоры узкой плоскости лезвия конька на скользкой поверхности льда. Однако выработанные навыки прямохождения, заставляют его делать первые шаги по льду, в соответствии с движениями, заложенными мышечной памятью.
Задача тренера привить ребёнку новый, доселе неведомый ему навык, который позволит уверенно себя чувствовать на льду, а в последствие, добавить к катанию те качества, которые позволят ребёнку играть в хоккей.
И здесь необходимо понять, какие качества позволят ребёнку оптимально, с наименьшими потерями и затратами достичь желаемого результата. Какие качества и особенности будут способствовать скорейшей адаптации ребёнка в условиях нового для него состояния.
Одно из таких качеств, сенситивный период развития которого, падает как раз на возраст от пяти лет и старше это гибкость. Гибкость, которая способствует подвижности суставов ребёнка и обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий.
Излишне говорить о том, что все упражнения способствующие развитию гибкости, в том числе и упражнения на «растяжку», совершенно не рационально выполнять во время ледовой тренировки, как бы вас не убеждали в обратном «заинтересованные» специалисты. Причины этому весьма прозаичны. Лёд и коньки не являются естественной средой для ребёнка, как и спорт в целом, до недавнего времени не являлся нормой его повседневной жизни. Поэтому вполне закономерно, если ребёнок освоит необходимый навык в привычных для него условиях, и только после этого начнёт переносить его на лёд. Как минимум это логично, займёт на порядок меньше времени, и отнимет меньше сил, нежели любое иное действие.
Итак, упражнения на гибкость и на «растяжку», это та норма, которую необходимо в обязательном порядке внедрить в тренировочный процесс ребёнка. При этом необходимо учесть, что упражнения на «растяжку» предшествующие тренировочному процессу, или встроенные в него, необходимо производить в динамическом режиме. По завершению же тренировки – в статическом. Поскольку статическая растяжка, помимо увеличения гибкости мышц ребенка, ведёт к их расслаблению и восстановлению их первоначальной длины после сокращений связанных с производством упражнений. Динамическая же растяжка, улучшает кровоток в мышцах, подготавливая их к предстоящей работе, адаптируя к любым выбранным для тренировки действиям.
Следующим фактором является развитие координационных способностей ребёнка и введение в моторную ловкость. И первое, на что нужно обратить пристальное внимание это развитие равновесия. Равновесие так же подразделяется на статическое и динамическое.
Статическое равновесие - это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типа "Кто дольше простоит" (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др.
Динамические упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке я спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая черва предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти след в след; попасть в цель мячом, стоя на нестабильной поверхности и др.
Устойчивые успехи детей при производстве упражнений на гибкость и равновесие, позволят перейти к более сложным программам, которые можно будет внедрять параллельно ледовой подготовке, в которой данное усвоение неминуемо принесёт свои положительные плоды.
В специфику совершенствования координационных способностей юного хоккеиста входит сложный комплекс способностей, имеющий самые многообразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками. Поступательное развитие этих способностей, как в условиях ледовой, так и во внеледовой подготовке, откроют перед ребёнком отличные перспективы в повышении эффективности технического мастерства.