Главная > КОУЧИНГ

РОДИТЕЛЯМ И НЕ ТОЛЬКО... "ТАЛАНТ - ДЕЛО НАЖИВНОЕ"

Возможно, то что я сейчас напишу, кому-то покажется крамольным. И это не  мудрено, потому как общепринятая точка зрения, сегодня нам диктует  абсолютно противоположные истины.

Но я попытаюсь обосновать свою точку зрения, в форме ненаучного очерка, опираясь на строгие научные определения.

Итак, все мы знаем, что "талант", или повышенные способности к чему либо, (а в нашем случае к хоккею) - умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно. 
(Достаточно ёмкое определение, к которому вряд ли можно добавить ещё что-то более-менее существенное.)

Академик Б.Н. Теплов писал - 
1. Способности (талант) — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. Способности — не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь  такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой либо  деятельности или многих деятельностей.
3. Способности не сводятся к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже  выработаны у данного человека. Не являясь наличными знаниями, навыками  или умениями, способности в то же время могут объяснять легкость и  быстроту приобретения этих навыков.

Таким образом, суммируя  определения данные способностям (таланту) основателем школы  дифференциальной психологии, применительно к хоккею мы можем полагать,  что если особенностью приобретения должных навыков и умений, ребёнком,  являются лёгкость и быстрота их приобретения, то это отличие от основной  массы детей и является определением таланта ребёнка к хоккею.

Легко  предположить, что только хоккей, как род деятельности может  поспособствовать возникновению (пробуждению) способностей и  охарактеризовать их наличие, поскольку  вне деятельности (хоккея), у  ребёнка не будет предпосылок к их возникновению (пробуждению).

Так из чего возникает талант, и в чём его отличие от заурядности?

Академик  Б.Н. Теплов характеризует два основных качества. Первое -  анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в  основе развития способностей. И второе - результат развития в процессе  той или иной деятельности, (игровом и тренировочном процессе.)

Первое  без второго, как мы выяснили, не может существовать. То есть,  особенности конечно могут присутствовать, но без развития (в игровом и  тренировочном процессе), грош им цена. А второе без первого? Ну вот нет у  ребёнка анатомо-физиологических особенностей... Буре или Гретцки и что?  Ведь определение, данное наукой  способностям (таланту) гласит - умение в экстремальных условиях действовать наиболее эффективно. Возможно  ли это умение, без анатомо-физиологических особенностей, но при наличии  должного результата развития в процессе той или иной деятельности,  (игровом и тренировочном процессе.) На мой взгляд ответ очевиден - да,  возможно.

Академик С. Л. Рубинштейн писал:
"...специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным  областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей  проявляется общая одаренность индивидуума, соотнесенная с более общими  условиями ведущих форм человеческой деятельности."

Тем самым,  можно полагать, что специальные особенности (мастерство) могут иметь  одинаково эффективное проявление как в исполнении одарённого спортсмена,  так и заурядного, но имеющего должный результат развития  исполнительского мастерства.

Другое научное определение гласит:
"Способный спортсмен отличается (от заурядного) комплексом физических и психических  качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной  деятельности."  
Однако мы выяснили, что способность (талант) не  возможен к проявлению без результата развития в игровом и тренировочном  процессе. Следовательно можно предположить, что результат развития  (квалификация), сможет привести к эффективной деятельности и без наличия  этих качеств?

Что для этого нужно? Обратимся к науке...
"Комплекс физических и психических качеств спортсмена не статичен: внутри  него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в  различных качественных и количественных соотношениях."
На мой взгляд,  ключевое слово здесь - компенсация. Пусть заурядный спортсмен не столь  быстр, как одарённый, но за счёт грамотного выбора позиции и чёткого  выполнения тренерской установки, он может быть не менее эффективным, чем  самый скоростной игрок. Манёвренность и техника компенсируются силой,  игровые качества - схематичностью, и так далее.

Таким образом, сам собой напрашивается следующий вывод:

Отсутствие природных способностей, не есть приговор. Талант - дело наживное...

***

В продолжение этой темы, хотелось бы поговорить о таланте, с точки зрения "главного действующего лица", а именно тренера, который выявляет в игроке его наличие, степень и способности к его развитию.

Определение степени талантливости имеет стойкую ассоциацию с прогнозированием будущих возможностей спортсмена. Такую оценку тренеру наиболее целесообразно вести на фоне группового занятия, в котором хорошо прослеживаются оцениваемые факторы.

Эти факторы имеют три основополагающие составляющие, из которых, как минимум одна - "условия" одинакова для всех, а две других - "общие способности" (как тренируемые так и внутренние), а так же "отношение" (усилие) - сугубо индивидуальны.

Давайте поговорим об этих "индивидуальных" составляющих. 

"Способности" - напрямую связаны с талантом, который есть проявление как наследственных, так и обретённых в тренировке навыков и качеств. При этом наследственность весьма важный и значительный фактор при определении потенциала к развитию таких качеств как сила, скорость, взрывная мощь, гибкость, сердечно-сосудистая выносливость и т.д.

Безусловно то, что способности, при систематической профильной тренировке имеют тенденцию к качественному развитию, но изначально, спортсмен должен обладать физическими характеристиками, необходимыми для данного вида спорта.

Ещё со времён Советского Союза, наш хоккей имел принципиальную систему отбора, основанную на физических характеристиках и врождённых игровых навыках, и после селективного отбора по этой системе спортсмен приходил именно в тот вид спорта, к которому у него выявлялась предрасположенность.

В то время, росто-весовые показатели спортсмена не являлись сколь-либо определяющим критерием, и игроки далёкие от гренадёрских параметров, имели значительные перспективы и добивались весьма высоких результатов.

"Здоровье", ещё один "реквизит" физиологических характеристик спортсмена. Наличие наследственных заболеваний, предрасположенность и наличие травм, история прежних заболеваний, является важнейшим фактором при отборе ребёнка в хоккей.

Безусловно тут нельзя обойтись без углублённого медицинского освидетельствования и тренер просто обязан на нём настоять. Справка от педиатра, со штампом "годен" - документ, который не может и не должен удовлетворить хоккейную школу даже на начальном этапе подготовки будущего хоккеиста. Только полное обследование организма на способность к интенсивной тренировочной работе, та норма, которую следует соблюдать в данном вопросе.

Второй индивидуальной составляющей является отношение (усилие), которое практически полностью отождествляется с таким свойством личности, как характер.

Чем опытнее тренер, тем глубже он понимает, что характер спортсмена является ключевым компонентом при достижении успеха в спорте. Вполне естественно, что тренер, вкупе с должными физическими и физиологическими характеристиками, с имеющимся врождённым игровым навыком ищет в спортсмене и позитивные черты характера.

Спортсмен обладающий рабочей этикой (прилежанием), состязательным упорством, самомотивацией, дружелюбием, самоотверженностью, спортивной злостью, ориентированностью на коллективное усилие, и проявляющий эти качества в соревнованиях и в тренировочном процессе, безусловно отличается наличием необходимой составляющей характеризующей возможное развитие высокого профессионализма и мастерства.

Итак мы вывели и обосновали уравнение прогнозирования таланта - "Результат = (способности + здоровье) * отношение * возможности" Придерживаясь данной схемы, тренер создаёт профиль каждого игрока своей команды, который помогает ему в "измерении" потенциала спортсмена, но об этом уже в другом повествовании...

Продолжение следует...